Лидер, шути: юмор как инструмент управления компанией

Лидер, шути: юмор как инструмент управления компанией
Изображение: The Office

Руководитель должен вдохновлять, мотивировать, объяснять, быть страстным и харизматичным. Вы будете смеяться, но пригодится и умение шутить: юмор — один из наиболее эффективных инструментов управления командой. Но его надо использовать с умом, чтобы завоевать уважение и любовь сотрудников (главное — никогда их не высмеивать).


Юмор против ответственности


Дженнифер Аакер и Наоми Багдонас ведут в Стэнфорде спецкурс по деловому юмору. Средний возраст их студентов — 23 года; в этом возрасте молодые люди часто переживают кризис в оценке своих коммуникативных способностей.

Лидеры с большим чувством юмора могут  построить более прочную корпоративную культуру, эффективнее стимулируют творческие способности подчиненных и даже заключают более выгодные сделки. «Молодые руководители часто жалуются на груз ответственности, ведь каждый из них — лицо организации, — говорит Аакер. — Лидеры считают, что нужно выбирать между юмором и серьезным отношением к работе, но это ошибка: нужен баланс».


Шутите уместно и обезоруживающе


Исследования показывают, что уместный юмор формирует образ уверенного в себе, компетентного специалиста, а это повышает социальный статус. Хорошее чувство юмора коррелирует с высоким уровнем интеллекта. Мы подсознательно уверены: чем выше ступень социальной иерархии, на которой стоит человек, тем свободнее он выражает эмоции. Поэтому смех — громкий, умеренно высокий и разнообразный по тону — может демонстрировать статус.

Неуместная шутка тоже показывает уверенность в себе, но ассоциируется с более низкой компетентностью. Помните Майкла Скотта, босса из комедийного сериала The Office, который постоянно отпускал сексистские, расистские и просто глупые шутки? Если вы, будучи лидером, смеялись вместе с ним, а не над ним, возможно, вам стоит поискать другую работу.

Порой лидеры используют юмор в несколько грубоватой манере, мало заботясь о чувствах окружающих и даже вступая с ними в шуточные перепалки. Увы, это может оттолкнуть более чувствительных сотрудников. Багдонас предлагает альтернативу — «возвышающий юмор, направленный на самого себя или на общего неприятеля». «Неприятелем» может быть что угодно, «вплоть до системы управления расходами в вашей же компании», — говорит она.

Предприниматели, начинающие бизнес с нуля, могут научиться правильно использовать юмор в работе с командой, но этому часто мешают стресс и ужас, знакомые каждому основателю стартапа. Предприниматель должен «изменить отношение к происходящему, придать комизм драматической или даже трагической истории», — говорит Аакер. Сообщение, что потерян единственный клиент, прозвучит не так мрачно, если затем вы расскажете, что всю ночь смотрели плохие реалити-шоу, чтобы отвлечься.


Тренируйтесь


Некоторые шутят легко и естественно, но не страшно, если вы продумаете шутки заранее. Считается, что юмор — удел экстравертов, они знают, как произвести впечатление и увлечь слушателя. Но хороший юмор чрезвычайно разнообразен. «Лидеры-интроверты любят, когда их юмор остается незаметен для большинства, но ценится немногими избранными», — говорит Багдонас.

Чувство юмора можно развивать. Преподаватели рекомендуют включать немного юмора не только в презентации, но и в случайные разговоры и электронные письма. Крайне формальное сообщение, где юмор неуместен, дополните менее формальным комментарием. В публичное выступление всегда можно вставить забавную историю. Главное — никогда не высмеивайте подчиненных.


Хороший и плохой юмор


Две технологические конференции, на которых мне довелось присутствовать в 90-е, отлично демонстрируют разницу между хорошим и плохим юмором. На одной из них исполнительный директор Nickelodeon прочитал скучную лекцию об успешном проекте его IT-команды, а в заключение сказал: «…вот как мы отреагировали», — и на экране для презентаций включился веселый танец из мультсериала «Шоу Рена и Стимпи». Аудитория сидела с каменными лицами.

Другую презентацию вел глава технологического отдела Computer Associates. При его появлении аудитория оживилась: он был невероятно похож на актера Уэйна Найта. Похоже, он это знал: на середине сцены ведущий замер на мгновение — и безупречно процитировал реплику из сериала «Сайнфелд». После этого слушатели готовы были есть у него с рук.