Разобраться • 17 декабря 2024

Like, подписка, миллион: топ-10 YouTube-каналов для предпринимательского вдохновения и саморазвития

Like, подписка, миллион: топ-10 YouTube-каналов для предпринимательского вдохновения и саморазвития

Текст: Елизавета Пикулицкая


YouTube уже давно стал сокровищницей бесплатных лекций, где можно научиться чему угодно — от вязания и кулинарии до написания бизнес-плана и оформления компании. Главный плюс платформы — повсеместная доступность контента, ведь смотреть гайды можно дома в удобном кресле или в транспорте по пути на работу. Inc. составил подборку самых полезных каналов для всех, кто хочет начать путь в предпринимательстве или уже развивает свое дело.

Быть предпринимателем — значит ежедневно расти и развиваться. Это подтверждают и исследования: согласно опросу аналитического центра НАФИ, около 90% бизнесменов стремятся улучшить свои профессиональные, деловые и личностные качества. Среди самых популярных запросов — цифровые компетенции, знание законодательства, маркетинг и реклама, развитие личностных качеств и знания в области финансов.

Чтобы не терять мотивацию, необходимо не только искать точки роста, но также черпать вдохновение и энергию. Этим принципом руководствовались 37% предпринимателей, которые открыли дело, вдохновившись другими бизнесменами, а 27% действующих предпринимателей воодушевили блогеры.

Обучающие ролики и интервью с экспертами «внутри» рынка — прекрасный способ «разгрузиться» и при этом провести время с пользой. Специалисты из разных сфер подскажут, как облегчить путь к своей цели и не совершить популярные ошибки. Вот подборка из десяти каналов, в которую вошли как известные инфлюенсеры (почти все они действующие предприниматели), так и каналы с лекциями на актуальные темы.


1.


Максим Спиридонов

Максим Спиридонов называет себя стартап-менеджером и серийным предпринимателем: за свою жизнь он успел основать с нуля более пятидесяти бизнес-проектов, самый узнаваемый среди которых — холдинг «Нетология Групп» — бизнесмен продал в 2021 году за несколько млрд руб. Сейчас Максим занимается другими проектами, один из них — его собственный бизнес-клуб Reforma. Концепция сообщества — объединение предпринимателей, которые не только смотрят на бизнес прагматично, но и хотят влиять на мир, улучшать его.

Сам Максим закончил театральный ВУЗ и считает себя гуманитарием. И если сейчас мы знаем его как крупного бизнес-игрока, то есть и обратная сторона его личности — любовь к киноискусству и чтению, фото- и видеографии. Кстати, бизнес, по мнению Максима Спиридонова, это тоже форма творчества.

На своем канале Спиридонов берет интервью у предпринимателей, идеологию которых он разделяет. Таких людей Максим называет «прагматичными романтиками» и беседует с ними о том, как можно делать бизнес «по-другому». Обычно собеседники Спиридонова открыто рассказывают о нестандартных решениях в своей практике, а неклассические подходы в мире, где правят деньги, — это всегда интересно.


2.


«После дедлайна»

«Высшая школа экономики» славится не только разнообразием учебных программ и высоким качеством образования. Под крылом университета часто проходят выставки, лекции, воркшопы для всех желающих, а также запускаются индивидуальные проекты. Так, в Школе коммуникаций (это одно из направлений факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ) зародился канал, который ведет очаровательная Анастасия Урнова, доцент НИУ ВШЭ.

Задача проекта — узнать у лидеров своей индустрии, как коммуникации помогают им прокачивать личный бренд и, как следствие, какое влияние оказывают на бизнес. Все гости очень разные: карьерные консультанты, концертные директора, блогеры, продюсеры и предприниматели. После просмотра пары роликов чувствуешь себя как после посещения бизнес-конференции — появляется стойкое ощущение экспертности.


3.


Yandex for Products

Канал «Яндекса», на который стоит обратить внимание всем, кто интересуется продуктовой и проектной разработкой и хочет узнать, как протекают эти процессы внутри компании. Информации много, она представлена преимущественно в формате подкастов или презентаций, однако все — от айдентики самого канала до сеттинга выступлений спикеров — подается в едином неформальном tone of voice. Такой язык помогает познакомиться с философией, которую транслирует бренд, а также узнать в лицо тех людей, которые в реальном времени создают тренды рынка.

Спикеры — по большей части CPO или тим-лиды и топ-менеджеры компании. Они рассказывают об инновациях, к которым сейчас приковано внимание команд разработки: о многофункциональных приложениях, маркетплейсах, роботах-доставщиках, последних обновлениях нейросетей, и т. д.


4.


Бизнес с нуля

Вам когда-нибудь приходила идея снимать на камеру каждый свой предпринимательский шаг? Сложно описать точнее, чем занимается Александр Муратаев, создавая контент для своего канала «Бизнес с нуля» на протяжении трех последних лет. За это время блогер успел запустить собственный бренд одежды, открыть бизнес по франшизе и даже вложиться в майнинг-ферму. Всеми достижениями он делится со своим комьюнити.

В своих видео Муратаев показывает, как выглядит работа с производством, снимает поездку на бизнес-форум в Китай, проводит первую инвентаризацию, а также делится тем, как он справляется с многочисленными трудностями, которые возникают при запуске своего дела. На выходе получается нечто большее, чем просто ролик для YouTube, — это поиск своего пути в сложном мире бизнеса, если человек только начал его изучать.

Сам Александр говорит, что собственный блог вдохновляет его не останавливаться, а главным своим скиллом он считает умение относиться ко всем трудностям как к игре, в которой главное — победить.


5.


Александр Соколовский

Александр Соколовский — предприниматель, который в свободное от бизнеса время снимает подкасты и выкладывает их на YouTube. Его герои — «неординарные современники»: не только люди из мира бизнеса, но и эксперты из разных областей, которые делятся своими взглядами, «раскладывают по полкам» собственные истории успеха или просто рассуждают о жизни.

На канале Соколовского главными героями всегда выступают другие люди, но история самого Александра не менее занимательная, чем у многих его гостей. Узнать об этом можно из его телеграм-канала, где он, помимо повседневного блога, периодически пишет о себе: как его выгнали из школы и почему он ушел из университета, откуда взял идею первого бизнес-проекта и как она принесла ему первый миллион.

За четыре года на YouTube-канал подписалось уже более 1 млн человек, и, кажется, секрет популярности подкаста Соколовского кроется в том, что его ведущий не менее неординарный, чем гости канала.


6.


«Разборщик»

Если вы, гуляя по улице, когда-нибудь задумывались о том, сколько денег приносит «Пятерочка», свой салон красоты или пункт выдачи, обратите внимание на канал Шарифа Данилова «Разборщик». Блогер встречается с владельцами различных направлений бизнеса и показывает «в разрезе», как люди управляют предприятиями разного масштаба — от аквафермы до собственной ретейл-франшизы.

Блогер старается узнать о бизнесе все: сколько стоит запуск, какие нужны документы. Он также показывает, как выглядят люди, которые выбирают для себя профессию предпринимателя. В формате интервью Данилов беседует с основателями, которые рассказывают, как устроено их дело изнутри, какими были первоначальные вложения, ошибки на старте и как они строят планы по развитию и масштабированию. Канал Данилова — сборник уникального опыта вкупе со здравым пиаром, который помогает бизнесменам заявить о своем бренде.


7.


«Между делом»

Энтузиастам ресторанного бизнеса будет полезен проект Рашида Салюкова — канал, на котором он разбирает кейсы предпринимателей, решившихся на открытие собственного заведения. Контент Салюкова будет интересен не только самым гостеприимным из бизнесменов, но и вообще любому, кто любит вкусно поесть, — как иначе в разговоре о ресторане не затронуть то, что мы больше всего любим: яркие блюда, декоративный интерьер и авторские коктейли.

«Между делом» — атмосферный и в то же время информативный источник креатива об одной из самых дорогих и разнообразных сфер предпринимательского интереса. За три года существования канал набрал 1,14 млн подписчиков.


8.


Павел Багрянцев

Павел Багрянцев — успешный предприниматель, спикер и автор книг с аудиторией видеоблога на YouTube более 600 тыс. человек. Эксперт в области SMM, бизнеса и маркетинга, он более 10 лет занимается предпринимательством и развитием агентства topyoutube.biz, которое занимается продвижением бизнеса на YouTube.

На своем канале инфлюенсер не только делится собственным опытом в бизнесе, но и беседует с другими предпринимателями и экспертами. Блог Багрянцева существует с 2011 года. Помимо бизнеса, Павел и его гости затрагивают такие темы, как саморазвитие и финансовая грамотность. За время существования канала видео Багрянцева набрали более 100 млн просмотров.


9.


«Простая экономика»

Это канал, где о сложных вещах говорят простым языком. Здесь можно найти материалы о множестве актуальных экономических повесток сегодняшнего дня. Это своего рода лекции, которые подчиняются своду правил: во-первых, ролики не перегружены цифрами или терминологией. Это не значит, что на канале недостаточно аналитической информации, но акцент делается на природу возникновения товаров и услуг, исторический и геополитический контекст.

Во-вторых, все ролики длятся не более получаса. Автор канала, кандидат экономических наук (свое имя блогер нигде не раскрывает. — Прим. ред.), долго экспериментировал с хронометражем и в конце концов остановился на «средних» видео, в которых — ни более ни менее — раскрывается детально только одна тема. Например, из видео «Простой экономики» можно узнать, как справляется с санкциями гигант «Газпром» или откуда взялись и что представляли собой самые первые в мире корпорации.


10.


Седа Каспарова

Каспарова — профессиональный спикер и основатель собственной школы речи и голоса. На своем канале девушка затрагивает темы развития личного бренда и психологии, а ее бэкграунд — 11 лет на радио. О чем бы Седа ни говорила, ее всегда хочется слушать до конца.

В роликах по 10–15 минут блогер в лаконичной манере рассказывает о вреде неуверенности в себе, проблемах синдрома самозванца, делится опытом подготовки к выступлениям и дает советы, как настроить себя на правильный лад перед важным разговором.