Чего я не знал, начиная бизнес: Андрей Лобанов, «Алгоритмика»

Чего я не знал, начиная бизнес: Андрей Лобанов, «Алгоритмика»
Иллюстрация: Александр Черепанов/Inc.

Андрей Лобанов знает о «болезнях роста» не понаслышке. Его школа математики и программирования «Алгоритмика» начинала в 2016 году с полусотни учеников в Москве, а сейчас обучает более 150 тыс. человек в 25 странах. Выручка компании за 2019 год составила 200 млн руб. (+40% к прошлогодней цифре). Столь быстрые темпы масштабирования бизнеса стали настоящим вызовом для основателя «Алгоритмики» и его команды. Лобанов поделился с Inc. своими выводами, к которым пришёл за это время.

Оптимизируй уже сегодня

Когда число учеников «Алгоритмики» выросло до 1 тыс., наша IT-платформа стала нуждаться в архитектурной оптимизации. Но нам было не до этого: просто латали возникающие дыры — и всё работало.

Откладывая глобальную оптимизацию платформы, мы сильно прогадали. Когда число пользователей выросло до 10 тыс., она перестала выдерживать нагрузки и начала «падать» каждый день. Даже если вы живете в режиме MVP, не забывайте время от времени тестировать свою платформу — не пора ли её оптимизировать?

Нельзя замыкать все процессы на себе

Как-то я отнес стратегию развития компании инвесторам и они сказали: «Надо же! Ты до мелочей знаешь, как работает твой бизнес!» Меня это удивило. А как иначе-то? Конечно, руководитель должен хорошо знать, чем занимается каждый из его сотрудников.

Позже ко мне пришло осознание: замыкая все процессы на себе, я мешал росту бизнеса. Если руководитель занимается принятием рутинных решений вроде того, как должен выглядеть лендинг курса, то на долгосрочное планирование времени не остаётся. А команда теряет способность к инициативе и ответственность за принятые решения.

Автоматизация не решает всех проблем

Во время образовательного процесса наша IT-платформа собирает много данных. Я считал это нашим козырем в борьбе за качество. Ведь с помощью аналитики этих данных можно контролировать качество работы преподавателей и обучения детей во всех городах и странах.

Но в реальности всё оказалось намного сложнее. Выяснилось, что полная автоматизация системы обучения просто невозможна. Да, это помогает, но для постоянного удержания и повышения качества нужна крепкая команда специалистов. Поэтому в какой-то момент в «Алгоритмике» появились бизнес-менторы — они поддерживают наших франчайзи-партнёров на всех этапах и ежедневно помогают им работать над качеством продукта. Мы также создали отдел развития преподавателей — его сотрудники обучают и курируют учителей нашей школы по всей России.

Российское образование — бренд мирового уровня

На международный рынок мы выходили с опаской — ожидали предвзятого отношения из-за текущей политической ситуации. Но почти сразу стало понятно: мы ошибались.

Есть страны, где Россию традиционно не любят, но их на планете меньшинство. Политика интересует далеко не всех людей. Зато российских программистов и математиков знают и уважают практически везде — это настоящий бренд! Считается, что они одни из лучших, как и наше образование в этой сфере. Яркий пример: индийские партнёры «Алгоритмики» на всех рекламных носителях пишут powered by Russia — для местных родителей это знак качества. Нас это очень вдохновляет. Мы с гордостью представляем бренд российского программирования и российской математики по всему миру.

Кризис — время возможностей

У нас смешанное обучение, и офлайн-составляющая всегда была очень важна для нашего образовательного процесса. Когда началась пандемия, мы, конечно, испугались, но не растерялись: быстро (практически за две недели) перевели все школы «Алгоритмики» на дистанционный формат обучения, а вскоре запустили и антикризисные онлайн-продукты. Преподавателей и менеджеров пришлось переучить, а методические и маркетинговые материалы — обновить.

В итоге нам удалось помочь франчайзи удержать прибыль на прежнем уровне, сохранить 90% наших учеников по всему миру и нарастить локальную выручку за счёт новых курсов. Оказалось, мы можем работать на рынке онлайн-образования не менее эффективно, чем в традиционном, привычном для нас сегменте.

Соблюдай ментальную гигиену

Предпринимательство — это американские горки. Уровень стресса постоянно зашкаливает, периоды эйфории сменяются отчаянием. Чтобы тебя в какой-то момент не накрыло депрессией, важно соблюдать ментальную гигиену. Для меня — это спорт, книги, сессии с психотерапевтом, встречи с друзьями. Обязательный отдых без интернета и звонков в офис.

Как-то я провёл несколько дней без связи на Алтае и постоянно волновался, что в Москве без меня всё развалится. Но в какой-то момент мне удалось отключиться от этих мыслей — и эта поездка стала одной из лучших в моей жизни. Я вернулся полностью перезагрузившимся, мой мозг начал активно генерировать новые идеи. Так что себе надо помогать — выехать из любой ситуации чисто на силе воли не получится.