Разобраться • 1 сентября 2025
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова

Текст: Лилия Кутнева
Фото: предоставлено Михаилом Беляндиновым
Михаил Беляндинов, выпускник факультета фундаментальной медицины МГУ, предпочел бизнес карьере в медицине. В 2015 году вместе с другом Марком Саневичем он запустил медицинский сервис BestDoctor, который сегодня вырос в страховую экосистему «Лучи»: компанию с собственным IT-продуктом и многомиллиардной выручкой. По словам Беляндинова, в 2024 году она составила 30 млрд руб. В интервью «Инку» Михаил рассказал, как лучше работать с людьми, куда не стоит распылять ресурсы и для чего предпринимателю отпускать контроль за собственной компанией.
Михаил Беляндинов, выпускник факультета фундаментальной медицины МГУ, предпочел бизнес карьере в медицине. В 2015 году вместе с другом Марком Саневичем он запустил медицинский сервис BestDoctor, который сегодня вырос в страховую экосистему «Лучи»: компанию с собственным IT-продуктом и многомиллиардной выручкой. По словам Белянинова, в 2024 году она составила 30 млрд руб. В интервью «Инку» Михаил рассказал, как лучше работать с людьми, куда не стоит распылять ресурсы и для чего предпринимателю отпускать контроль за собственной компанией.
Беляндинов и Саневич учились вместе на факультете фундаментальной медицины МГУ. В 2015 году, на третьем курсе, они основали собственный проект — сначала сайт отзывов, а затем технологический сервис ДМС BestDoctor. Два года подряд они работали над бизнесом, пока летом 2017 года, на следующий день после защиты диплома, к друзьям пришел фонд AddVenture, предложив $600 тыс. чистых инвестиций. От ординатуры пришлось отказаться.
Через год, в 2018-м, молодые люди получили еще $3 млн на свой проект, а в 2022 году заключили партнерство с «Интерросом». В 2024 году компания прошла через ребрендинг, и с тех пор платформа Беляндинова и Саневича носит название «Лучи». Сегодня компания работает более чем с 1 тыс. корпоративных клиентов и партнеров, обслуживает сотни тысяч пользователей и развивается как healthtech-экосистема с фокусом на цифровые сервисы и телемедицину.
Михаил Беляндинов
сооснователь «Лучей»
Расфокус при масштабировании
Первый продукт компании, корпоративное ДМС, принес не только инвестиции, но и ошеломительные успехи по выручке. Запуск новых продуктов, поиск партнеров, тестирование новых идей — бизнес рос, и вместе с этим росло ощущение, что теперь можно попробовать все. Команда решила двигаться дальше — сразу в нескольких направлениях.
В 2021 году BestDoctor (сейчас — «Лучи») решили развивать сразу несколько страховых продуктов. На тот момент это казалось правильной стратегией: ведь что-то из этого точно «выстрелит». Но со временем стало ясно, что чем больше появляется новых направлений, тем сложнее держать фокус. Продукты конкурировали за ресурсы и внимание, а команда переставала понимать, над чем им работать сегодня.
Один из кейсов того периода — продукт страхования животных «Лапки под защитой». Компания потратила деньги на разработку и запуск, но без четкого позиционирования и стратегии продаж направление так и не заняло заметной доли на рынке.
«Тогда мы поняли, что нельзя распыляться: нужно выбирать конкретные сегменты и становиться в них лидером. Добиваться высоких результатов и в продукте, и в опыте клиентов, и, конечно, в финансовых показателях. А уже потом двигаться дальше.»
Сегодня подход к новым продуктам изменился. Прежде чем выводить их на рынок, команда анализирует нишу, целевую аудиторию, модель продаж и только потом начинает работу. Михаил подчеркивает, что ключевой шаг — умение вовремя отказаться от идей, которые могут отвлечь от главной цели. Так, компания пока решила не выходить на рынок автострахования, хотя для них это могло бы стать «логичным направлением». «Лучи» предпочли сосредоточиться на тех сегментах, которые у них уже есть, — встроенном цифровом страховании, страховании жизни и медицинском страховании.
Для этого в компании разработали новую стратегию: теперь в работу берут один конкретный сегмент и делают в нем продукт настолько хорошо, насколько это возможно. Только когда высокий результат очевиден, переходят к следующему. По словам Беляндинова, такой подход показывает значительно более высокую эффективность, чем прежний.
«Важно не торопиться. Бизнес — это в первую очередь марафон, а не спринт».
Для оценки эффективности и готовности продукта в компании создали продуктовый комитет, в который входят как С-level руководители, так и их подчиненные (С-1). Процедура оценки происходит по трем критериям: опыт клиента, финансовый результат и интеграция во внутренние процессы без «костылей». Только после выполнения всех условий команда переходит к новым проектам.
Для большинства компаний стратегия «попробуем все» не работает — даже если на это есть бюджет, ресурсы рассеиваются, а продукты остаются незавершенными. Сначала нужно занять лидерство в выбранном сегменте, выстроить продажи и операционные процессы, и только потом — двигаться дальше.
Основатель — СЕО и жнец, и чтец
На старте Михаил совместно со вторым фаундером, Марком, совмещали сразу несколько ролей: отвечали за продукт, решали любые возникающие проблемы и двигали команду вперед — словом, были теми героями, без которых ничего бы не заработало.
Но вместе с масштабированием этот подход перестал работать. Бизнес рос, появлялись новые команды и направления, а модель управления оставалась прежней. Беляндинов и Саневич были в центре всех процессов: участвовали в запуске проектов, лично проверяли даже мелкие задачи и принимали финальные решения.
«Когда основатель весь в поту, у него бесконечные встречи и без него ничего не работает — это значит, что он играет роль героя на броневике. Он, скорее, похож на капитана футбольной команды, чем на тренера».
Чтобы изменить ситуацию, структуру компании нужно было изменить. Михаил отмечал несколько основных проблем. Во-первых, к коллективе не было доверия: топ-менеджмент боялся озвучивать проблемы своих отделов коллегам, а при обсуждении подобных вопросов нередко возникали конфликты.
Для этого начали работать над доверием во всей команде. Люди должны были знать друг друга не только как коллег, но и как личностей. Для этого устраивали совместные активности — от аттракциона по крушению мебели до простых вечеров с разговорами за пиццей. Это помогло команде увидеть друг друга настоящими живыми людьми, а не только исполнителями рабочих ролей.
Следующим шагом стала работа с боязнью конфликта. Если кто-то не выполнял задачу, раньше коллеги молчали из вежливости. Теперь команда училась открыто предъявлять требования и обсуждать проблемы.
Четвертым шагом стала работа над ответственностью. Команда ввела жесткие правила: встречи начинаются вовремя, а опоздавшие руководители вносят штраф в размере 5 тыс. руб. в общую «копилку», которая потом идет на корпоративные активности. Это не только дисциплинировало людей, но и формировало культуру соблюдения договоренностей. Кроме того, установили четкую систему контроля за выполнением задач: кто за что отвечает, к каким срокам и с каким результатом.
Со временем управленческая команда научилась брать на себя инициативу, а Михаил перестал быть «героем-спасателем», сформировав систему, где решения принимаются быстро — и без его участия.
Когда компания растет, роль основателя меняется. Без этой трансформации масштабирование будет идти медленно, а команда так и останется зависимой от одного человека.
Держать в компании тех, кто не подходит
Когда компания начала расти, Михаил был уверен, что главное в сотрудниках — это профессионализм, а «химия» в коллективе появится со временем. В начале 2024 года, в рамках работы над повышением эффективности, команду впервые протестировали по Хогану, чтобы понять личностный профиль — сильные и слабые стороны каждого. Результаты встревожили: несколько человек явно не совпадали по ценностям и стилю работы. Тест лишь подтвердил то, что и раньше ощущалось, но сотрудников решили оставить.
«Я видел, что есть ребята, которые не подходят, но решил попробовать. Думал, тест не истина в последней инстанции. А в итоге мы потеряли девять месяцев работы, ушла динамика и изменилась атмосфера».
Михаил понял, что проблема была не в самом найме — ошибки здесь неизбежны и возможны. Его настоящая ошибка заключалась в том, что он вовремя не расстался с людьми, которые не подходили команде. Даже если профессионально они справлялись с задачами, командный «биом» страдал: доверие снижалось, взаимодействие ломалось, энергия команды уходила не в то русло.
Сейчас подход изменился. При найме компания смотрит не только на профессиональные навыки, но и на ценности, культуру и личностный профиль кандидата. Помимо тестирования по Хогану, всегда проверяются рекомендации человека, а HR оценивают, как специалист может дополнить текущую команду, а не просто «подойти по резюме».
«Биом — это живая система, как и сама команда. Если кто-то не вписывается, он не сможет проявиться сам и не даст проявиться другим. А если человек “свой”, то даже с более слабыми хард-скиллами он раскроется сильнее».
Михаил говорит, что иногда они сознательно ищут в команду людей, которые привнесут новые качества в культуру компании. Например, сейчас важный фокус на эффективности, поэтому при найме оценивают не только клиентоориентированность — одну из главных ценностей «Лучей», — но и то, как кандидат способен усиливать собой рабочие процессы.
Команда не просто набор профессионалов. Один неподходящий человек может замедлить развитие всей компании, даже если он сильный специалист. Важно быстро принимать решения: если понимаешь, что человек не вписывается, лучше расставаться с ним сразу.
инвесторами выступили Target Global, AddVenture и несколькио бизнес-ангелов
инвестиционная компания Владимира Потанина. Холдинг управляет активами в металлургии (Норникель), недвижимости, туризме (Rosa Khutor), финансах и технологиях
медицинская помощь на расстоянии с использованием цифровых технологий
Данные компании
По данным компании
тест Хогана —международная система оценки личности, которую используют компании при найме и развитии сотрудников