Разобраться Inc.Promo

Революция неизбежна: почему бизнесу необходимо пройти цифровую трансформацию

Большинство предпринимателей понимают важность цифровой трансформации для собственного выживания, но лишь половина из опрошенных Forrester компаний меняют свой бизнес, а 22% — либо не делают ничего, либо только изучают возможности. Между тем, по данным исследования IDG, стартапы, работающие по стратегии digital first («цифра» прежде всего»), могут увеличить свой доход на 34%, а остальные компании — на 23%. «Настало время выбора: стать частью цифровой революции или погибнуть», — считает ex-начальник Центра финансовых технологий и главный IT-архитектор Банка России, партнер и куратор факультета «Цифровая трансформация» школы MACS Максим Григорьев. Он рассказал Inc., как не остаться за бортом революции, как маленьким компаниям использовать этот исторический момент и почему айтишникам необходимо повзрослеть.


О бизнесе

Мы живем в революционное время. С одной стороны, исчерпаны традиционные источники экономического роста, — в экономике кризис и стагнация. С другой — с экспоненциальной скоростью развиваются технологии: их возможности удваиваются каждые 1,5 года, — это создает огромное давление, но и открывает беспрецедентные возможности.

Это давление превращается из количественного в качественное: оно создает новые возможности, позволяет принципиально менять бизнес-модели. Но революционные перемены создают и новые риски.

Для компаний настало время выбора: стать частью этой цифровой революции — или погибнуть. Если вы не предпринимаете активные действия, у вашего бизнеса нет будущего. Вас съедят новые высокотехнологичные компании, ваши клиенты получат более привлекательные сервисы, а вы останетесь за бортом истории и вымрете, как динозавры.

Цифровой бизнес можно построить с нуля, а можно трансформировать существующий. Иногда для этого нужно разрушить предыдущую бизнес-модель. «Рокетбанк» и «Тинькофф» — отличные примеры построения цифрового бизнеса с нуля, а Qiwi и Сбербанк — изменения готового бизнеса. Но самые известные мировые примеры цифровой трансформации — Airbnb, Booking.com, Uber и Netflix.

В России путают цифровую трансформацию и ускоренную автоматизацию. Недавно я услышал, как руководитель IT-департамента одной из крупных энергетических компаний уверенно сказал, что у них всё отлично с цифровой трансформацией и сейчас они «просто стали быстрее автоматизировать». Это ошибка.


Что такое цифровая трансформация

Источник: доклад MIT «Девять элементов цифровой трансформации»


Цифровая трансформация — использование современных технологий для кардинального изменения облика предприятия, отрасли, сегмента экономики. Такие достижения цифровой эпохи, как искусственный интеллект, мобильность, социальные медиа и умные устройства, применяют для создания новых цифровых продуктов и революционного изменения бизнес- и операционной модели компаний.


Цифровая трансформация — это, в первую очередь, изменение бизнеса. При автоматизации IT дает компании готовое решение, или сервис, выполняющее часть традиционного бизнес-процесса или поддерживающее его. В этом случае бизнесу не нужно — да он и не хочет — разбираться в технологиях, работающих «под капотом». Главное, чтобы сервис был доступен в нужное время, безопасен, правильно работал и был не очень дорог.

Ситуация меняется кардинально, когда понимание технологии дает компании стратегическое преимущество. Это та революция, которая происходит сегодня.

Теперь владелец бизнеса обязан понимать возможности, потенциал и риски новой технологии. Это помогает не просто оптимизировать существующий процесс, а придумать его заново.

Главная особенность текущего момента — то, что раньше было доступно гигантам, стало доступно и небольшим компаниям. Информационные технологии, которые раньше в основном помогали более эффективно обрабатывать данные, стали влиять на сферы, где продукт и объект материален. Даже малый бизнес получил доступ к таким технологиям. Например, 3D-печать теперь позволяет выпускать товары малыми партиями.

Фото: Дарья Малышева/Inc.


Скидка на обучение в MACS для читателей Inc.


Московская школа коммуникаций MACS предоставляет читателям Inc. скидку 5% на обучение на любом из факультетов.

Чтобы получить скидку, укажите в анкете для записи на собеседование в пункте «У меня есть промокод» код INCLOVESMACS.

Ситуация меняется кардинально, когда понимание технологии дает компании стратегическое преимущество. Это та революция, которая происходит сегодня.

Теперь владелец бизнеса обязан понимать возможности, потенциал и риски новой технологии. Это помогает не просто оптимизировать существующий процесс, а придумать его заново.

Чтобы не остаться за бортом цифровой революции, бизнесу нужны изменения сразу в нескольких областях: в технологиях, методах управления, в людях. Мы открыли в MACS факультет «Цифровая трансформация», чтобы другие могли учиться на опыте компаний, уже совершивших эти изменения, — и не повторять их ошибок.

В России для цифровой трансформации очень интересна сфера ретейла — там заложен огромный потенциал для инноваций. Будут появляться предложения и бизнесы на стыке с финансами, развлечениями и другими нематериальными продуктами.

Перспективны и классические индустрии — в том числе тяжелые. Там цифровые фабрики, цифровые двойники и технология 3D-печати позволят драматически сократить время, необходимое для вывода продукта на рынок. Если раньше было необходимо проходить длительные фазы дизайна, прототипирования, создания и отладки технологического процесса, с новыми технологиями большую часть работы можно делать в виртуальном цифровом пространстве, а натурные прототипы изготовлять с помощью технологий аугментации и 3D-печати.

Медицина — эльдорадо для новых идей и возможностей, ведь она удовлетворяет самую главную потребность человека — быть здоровым и жить долго. Искусственный интеллект позволит лучше диагностировать заболевания на ранней стадии, создавать эффективную стратегию лечения. Современные методы моделирования уже дают возможность проводить начальные фазы исследования лекарств в цифре. А с появлением доступных квантовых вычислений произойдет революция в моделирования химических соединений, которая сократит сроки, необходимые для вывода лекарств на рынок.


Цифровые двойники и фабрики


Цифровой двойник — компьютерная копия конкретного изделия, группы изделий или производственного процесса. Технология помогает упростить выпуск нового продукта или запуск целого производства, с ее помощью можно будет провести цифровую симуляцию, просчитать возможные риски и при необходимости скорректировать процесс.

Цифровые фабрики — системы комплексных технологических решений, когда параллельно к реальному производству строят цифровую модель. Все изменения и оптимизация испытываются сначала в цифровой модели, а затем реализуются на реальном производстве. Такие фабрики упрощают проектирование и производство глобально конкурентоспособной продукции и сокращают время от стадии исследования и планирования до созданием цифрового макета или опытного образца.


Фото: Дарья Малышева/Inc.

О технологиях

Если хотите посчитать, сколько денег необходимо, чтобы идти в ногу со временем, смотрите на пропорцию средств, которые компании тратят на развитие и инновации. У ведущих компаний это 50% и выше. Технологические тратят 30%, а отстающие — меньше 10%.

Ключевое значение для бизнеса имеют disruptive technologies (или подрывные технологии), создающие новые продукты и модели ведения бизнеса. Это искусственный интеллект, виртуальная реальность, дополненная реальность, блокчейн, 3D-печать.

Главное заблуждение собственников бизнеса и стартаперов — что всё это происходит где-то далеко.

Предпринимателям опасно ждать, пока disruptive technologies станут обыденностью. Мы сейчас в любом случае стали частью новых технологий и используем их в реальной жизни. И предпринимателям больше, чем кому-либо, нужно экспериментировать и прототипировать. А также постоянно и непрерывно учиться.

Искусственный интеллект в ближайшие годы станет критически важной технологией. Он проникнет во все сферы — от поддержки пользователей до информационной безопасности, — повлияет на людей и бизнес-модели, ускорит дальнейшую эволюцию.

Компания без доступа к большим данным вряд ли сможет стать успешной. Большие данные используются для обучения искусственного интеллекта и именно за них сейчас ведется борьба как на глобальном (GDPR в Европе, закон о переносе дата-центров в России), так и на локальном уровнях.

Пять лет назад использовать искусственный интеллект могли несколько компаний на рынке, а сейчас я тренирую нейронные сети не выходя из дома. Перестали действовать ограничения, которые для бизнеса были сродни силе притяжения: снизилась плата за вход, снизились требования к хард-скиллам. Раньше, чтобы создать IT-инфраструктуру для компании, требовалось несколько лет. Сейчас можно взять готовое open source решение и развернуть первичную систему в облаке, — этого хватит, чтобы создать прототип и показать его инвестору.


4 главных качества правильного цифрового продукта

(По мнению Максима Григорьева)


1

Бесплатно. Мы больше не готовы платить за сервисы — к этому нас приучили Google и Facebook.


2

Мгновенно. Платежи, информация или покупка услуги — всё должно быть без задержек.


3

Идеально. Любая услуга должна быть качественна, клиенты не готовы решать проблемы, обращаться в поддержку и терять время.


4

Индивидуально. Кастомизация и адаптация, персональный подход и никакого ширпотреба.



О людях

Сегодня важно быть гибким, действовать по методике Agile: совершили ошибку, откатились на шаг назад, попробовали снова. Try. Fail. Try again. Метод решения задач waterfall («водопад», или каскадная модель), когда всё делают поэтапно, а в случае ошибки откатываются в самое начало, больше не эффективен.

Годами существовавший водораздел между бизнесом и IT пропадает.

IT-директора часто жалуются на профильных конференциях, что представители бизнеса их не понимают. По этому поводу отлично сказал Марк Твен: «Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет». Ситуация очень похожая. Айтишникам необходимо повзрослеть и начать понимать бизнес.

Раньше можно было получить образование в вузе и до 50 лет работать на том багаже знаний, практически не обновляя его, а сейчас необходимо заново начинать учиться сразу после выпускного. Тот, кто склонен к непрерывному образованию, будет иметь на рынке конкурентное преимущество.

Бизнесу очень важно плотно сотрудничать с образованием. Когда в 1985 году Стив Джобс ушел из Apple и основал компьютерную компанию NeXT, первые версии компьютеров NeXT он отдал в университет, чтобы студенты учились на них и, выйдя из университета, были готовы работать именно на NeXT.

Университеты должны переосмыслить свои программы и сделать шаг в сторону востребованных бизнесом навыков. Где-то в вузах еще учат веб-дизайну, хотя нужно более глубоко давать математику. Успешный американский вуз MIT (Massachusetts Institute of Technology) базируется на традициях российской инженерной школы, когда в вузах давали фундаментальные знания, а специфические профессиональные навыки выпускники получали на практике. Мы эту традицию потеряли за стремлением к узкопрофильному образованию.

Фото: Дарья Малышева/Inc.

Образование будущего — «высокогранулярное» образование. Сегодня нас меняют очень грубым и неточным инструментом. Школа, ВУЗы и курсы рассчитаны на среднего человека: очень плохо учитывают индивидуальные особенности, личные цели и ограничения каждого. В будущем мы будем получать образовательный контент маленькими порциями, точно, как скальпель хирурга или инструмент Микеланджело, превращающий нас в совершенного человека.

В MACS мы построили нашу образовательную программу с нуля. Она содержит правильный баланс между развитием hard- и soft-skills. Это первая в России комплексная программа про цифровую трансформацию, с логичной структурой, преподавателями, реально прошедшими этот путь, с большим количеством практических примеров. Мы делаем акцент на развитии коммуникаций, мышления, эмоционального интеллекта. Очень важной будет история про то, как придумать новую идею, цифровой продукт, бизнес-модель. Мы сделаем так, чтобы наши выпускники не боялись таких слов, как нейросеть, чат-бот, dataset, — всё это студенты освоят на практике. И, конечно, мы научим, как правильно организовать цифровую компанию, как эффективно продать цифровой продукт.


О Максиме Григорьеве


Участвовал в создании компании IT Expert и организации сообщества IT Service Management в России. Разрабатывал IT-архитектуру Центробанка, в июне этого года получил премию IT Management Forum «за выдающиеся заслуги в деле продвижения передовых методик и лучшего опыта управления информационными технологиями». Курирует факультет Цифровая трансформация в Московской школе коммуникаций MACS.