В ночь с 24 на 25 февраля в Лос-Анджелесе пройдет 91-я церемония вручения премии «Оскар». Один из главных претендентов на награды — фильм Адама МакКея «Власть», номинированный на 8 статуэток. Байопик о Дике Чейни, где вице-президента США при Джордже Буше-младшем изобразил изменившийся до неузнаваемости Кристиан Бейл, рассказывает еще и о бизнесе. Точнее, о политике как об одном из самых грязных видов бизнеса, где власть имущих волнуют исключительно собственные интересы, в том числе финансовые. Из числа оскаровских номинантов и победителей разных лет Inc. выбрал самые важные картины, посвященные предпринимателям и предпринимательству.
5 номинаций и один «Оскар» в 2016 году
Если к воображаемому хэштегу «Оскар» приплюсовать хэштег «бизнес», одной из первых вспоминается «Игра на понижение» уже упомянутого Адама МакКея. Звездная актерская команда (Кристиан Бейл, Райан Гослинг, Стив Каррел, Брэд Питт и др.) переносит на экран документальный бестселлер Майкла Льюиса об ипотечном кризисе 2007 года — как начале финансового кризиса 2008-го. Управляющий хедж-фонда и еще несколько человек одновременно осознают, что рынок скоро рухнет, и решают хитрым способом на этом заработать. Адам Маккей — режиссер изначально комедийный, его стараниями и серьезная тема кризиса то и дело обретает забавное звучание (незабываемая сцена: актриса Марго Робби объясняет сложные экономические термины, сидя в ванне с бокалом шампанского). «Игра на понижение» может испугать плотностью подачи информации, в чьих тонкостях разберется лишь специалист, но от этого не стала менее увлекательной, познавательной и важной. Финальный титр намекает: нынешняя политика американских банков может вновь породить ситуацию, в которой миллионы людей потеряли работу или дом. Кстати, в 2012 году на «Оскар» за лучший сценарий претендовала лента Джея Си Чендора «Предел риска» на аналогичную тему: ее главные герои — сотрудники инвестиционного банка Lehman Brothers (с его банкротства начался новый этап кризиса).
Одна номинация на «Оскар» в 2016 году
Картины о женшинах-предпринимательницах, к счастью, тоже иногда снимают. Например, «Джой» Дэвида О. Рассела повествует о Джой Мангано, реальной изобретательнице — не смейтесь! — «чудо-швабры».
Дженнифер Лоуренс, сыгравшая Джой, как раз и принесла ленте единственную номинацию на премию Американской киноакадемии, хотя вообще-то картина заслуживала куда большего признания. В череде феминистских киногероинь последних лет Джой Мангано стала одной из первых: романтическая линия у Дэвида О. Рассела фактически отсутствует, и, конечно, Мангано — сильная женщина, на которую стоит равняться. Эта мать-одиночка начинает бизнес с нуля, преодолевает все трудности и приходит к успеху, — исполняется пресловутая американская мечта.
Но «Джой» не назовешь фильмом о Золушке. Дэвид О. Рассел, как и всегда, наполняет свою картину персонажами слегка гротескными, что сразу отсекает любой пафос или банальность. Забота о семье в одиночку мешает Джой строить карьеру — разведенные родители инфантильны до комизма. Путь наверх — долгожданное возвращение к самой себе, девочке, которая с детства изобретала удивительные вещи. Это дорога Джой к радости самореализации. А еще фильм напоминает о прописной истине: одна предпринимательская удача не гарантирует вечного процветания — его нужно выгрызать зубами.
5 номинаций на «Оскар» в 2015 году
Картина по мотивам реальных трагических событий. Наследник одной из богатейших династий США Джон Дюпон (загримированный до неузнаваемости Стив Каррел) создал в родовом поместье команду по вольной борьбе «Охотник на лис», которая должна была, по его плану, победить на Олимпиаде 1988 года в Сеуле. Дюпон пригласил туда олимпийских чемпионов — братьев Марка и Дейва Шульцев (Ченнинг Татум и Марк Руффало). Все закончилось тем, что миллиардер, филантроп, орнитолог и филателист Дюпон застрелил Дейва Шульца. По версии авторов фильма (впрочем, картина построена на намеках, полутонах и взглядах) — из тренерской ревности. По версии защитников Джона — из-за его шизофрении. В ленте Миллера Дюпон стремится доказать своей матери, что он тоже чего-то стоит, изображает из себя великого тренера и наставника. На деле же Марка Шульца серьезно готовит к соревнованиям его старший брат, посему ненавистный Дюпону. Фильм — об опасности закомплексованных, бездарных, но честолюбивых людей с деньгами и властью. А еще — об их смертельном одиночестве.
10 номинаций на «Оскар» в 2014 году
Дэвид О. Рассел, по обыкновению, обеспечил своим актерам (Кристиан Бейл, Эми Адамс, Дженнифер Лоуренс, Брэдли Купер, Роберт Де Ниро, Джереми Реннер) эффектные роли. Два мошенника, пойманные ФБР в конце 1970-х, вынуждены помогать бюро в спецоперации по задержанию политика. «Афера по-американски» — в ее основе, конечно же, реальная история — ослепляет блестками платьев и оглушает силой эмоций героев. Но за карнавальной яркостью — темы не слишком веселые. Спецслужбам нужен козел отпущения, и они мешают мэру открыть казино, могущее принести прибыль — прежде всего городу. Бывает, так и гибнут предпринимательские инициативы честных, по большому счету, людей.
5 номинаций на «Оскар» в 2014 году
Возможно, самая отвязная роль Леонардо Ди Каприо: секс, наркотики, снова наркотики, снова секс, безумные вечеринки, а в промежутках — головокружительная карьера на Уолл-стрит. В основе картины — мемуары брокера Джордана Белфорта. В начале 90-х он открыл собственную фирму, обманом заработал миллионы — и оказался за решеткой. Мартин Скорсезе, к слову, не только подарил нам 3 часа чистого драйва и кайфа, но и познакомил с красоткой Марго Робби: о будущей Харли Куинн и Тоне Хардинг всерьез заговорили именно после роли жены Белфорта.
2 «Оскара» в 2014 году / 11 номинаций и 5 «Оскаров» в 2006 году
Начинавший с ролей ребят скромных, Леонардо Ди Каприо теперь все чаще изображает богачей. Джей Гэтсби, герой романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, — представитель послевоенного «потерянного поколения», миллионер-романтик, мечтающий вновь обратить на себя внимание бывшей возлюбленной Дейзи (Кэри Маллиган). Он закатывает фееричные вечеринки в надежде, что однажды придет и она. У автора «Ромео + Джульетта» и «Мулен Руж» База Лурмана получился фильм спорный, но визуально эффектный и, безусловно, пробирающий — как минимум, в финале. Можно долго заслушиваться характерным для работ Лурмана постмодернистским саундтреком. Но особенную актуальность эта и другие экранизации романа приобрели с появлением термина «гэтсбинг» (когда вы делитесь чем-то в соцсетях, надеясь, что ваш пост увидит кто-то конкретный).
В «Авиаторе» Мартина Скорсезе Ди Каприо сыграл еще одного миллиардера — на сей раз реального, — Говарда Хьюза. Трехчасовой эпос запечатлел взлеты и падения этого владельца огромной бизнес-империи, режиссера, продюсера, любовника голливудских актрис середины XX века, инженера и авиатора-рекордсмена. Правда, спустя годы после просмотра в первую очередь вспоминаются почему-то не доблесть и бизнес-успехи, а болезненная чистоплотность Хьюза, — но масштаба его личности это не умаляет.
8 номинаций и 3 «Оскара» в 2011 году
Создатель Facebook Марк Цукерберг (Джесси Айзенберг) в картине режиссера Дэвида Финчера по сценарию Аарона Соркина — совсем не тот милый, улыбчивый человек, каким он кажется на своих реальных фото. В фильме это не слишком приятный интроверт и социофоб, способный предать друга и, вообще говоря, все же украсть чужую идею (но изрядно ее усовершенствовать). Менее гениальным он оттого не становится. Тот же Соркин, кстати, стал автором сценария и байопика Дэнни Бойла «Стив Джобс» (2 номинации на «Оскар»). Основателю Apple можно предъявить те же претензии, что и Цукербергу. В конце концов, все давно в курсе, что великие люди не обязаны быть приятными.
8 номинаций и 2 «Оскара» в 2008 году
Автор «Магнолии», «Мастера» и других в высшей степени серьезных картин, Пол Томас Андерсон задействовал великого Дэниела Дей-Льюиса в роли Дэниела Плейнвью сурового нефтедобытчика начала XX века Дэниела Плейнвью. Этот герой романа Эптона Синклера маниакально строит свою нефтяную империю, не нуждаясь ни в каких человеческих связях и привязанностях, существуя словно вне морали. За эпический размах и антично цельных персонажей мы и любим Пола Томаса Андерсона.
4 номинации и один «Оскар» в 2002 году
Мультфильм студии Pixar о городе Монстрополисе. Его главное предприятие добывает электроэнергию из детских криков. Синий пушистый гигант Джеймс Салливан — чемпион по запугиванию детей из параллельного, человеческого мира. Вместе со своим одноглазым зеленым другом Майком Вазовски он проводит немало времени с девочкой, случайно попавшей в мир монстров, и обнаруживает, что детский смех производит гораздо больше энергии, чем крик. Pixar, как и всегда, не только развлекает, умиляет и учит детей добру, но и рассуждает на вполне взрослые темы. Из «Корпорации монстров» можно извлечь полезный (и гуманистический) бизнес-совет: чем лучше ваше отношение к людям, на которых зарабатываете, тем больше ваша прибыль.
1 номинация и 1 «Оскар» за лучшую мужскую роль (Майкл Дуглас) в 1988 году
Классический фильм Оливера Стоуна о фондовой бирже. Молодой брокер Бад Фокс (Чарли Шин) мечтает выбиться в люди: зарабатывать по-настоящему большие деньги, а не жалкие (ха-ха) $55 тыс. в год. Отец (Мартин Шин), честный труженик и профсоюзный деятель, не понимает, зачем ему это нужно. «Нет больше благородства в нищете», — отвечает ему сын. Баду удается впечатлить большую шишку с Уолл-стрит — Гордона Гекко (Майкл Дуглас). Сотрудничая с ним, Фокс обретает и огромные деньги, и женщину мечты (Дэрил Ханна), — но дьявол не верит в любовь, считает жадность высшим благом. Связываться с ним опасно.
Социалист Оливер Стоун в «Уолл-стрит» пламенно критикует капитализм и США, где, по словам Гекко, никакой демократии нет. Возможно, режиссер, снявший спустя почти 30 лет большое интервью с Владимиром Путиным, не подозревает, что его старый фильм рифмуется и с нынешней ситуацией в России. «У нас в Штатах 1% американцев владеет чуть ли не половиной всего капитала страны», — утверждает персонаж Майкла Дугласа.
10 номинаций и 7 «Оскаров» в 1974 году
Мошеннические аферы — чем не бизнес? Иногда в них больше честности и благородства, чем в легальном бизнесе. Мелкий мошенник 1930-х Джонни Хукер (Роберт Редфорд) случайно перешел дорогу мафии и так лишился своего напарника. Он ввязывается в крупную аферу — не из-за денег, а ради мести за друга. Хукер и его новый, более опытный знакомый Генри Гондорф (Пол Ньюман) придумывают хитроумный план, как отнять у босса мафии (Роберт Шоу) $500 тыс., — создать фальшивую букмекерскую контору.
Фильм Джорджа Роя Хилла приносит такое большое удовольствие, что начинаешь сокрушаться: сейчас такое кино — остроумное, изящное, непредсказуемое — уже почти не снимают. Ни у кого из современных актеров нет искрящегося обаяния молодого Роберта Редфорда и пронзительных глаз Пола Ньюмана.
1972, 1974, 1990 годы — 9 «Оскаров» в сумме
Легендарная трилогия Фрэнсиса Форда Копполы — это, помимо всего прочего, самый значимый в истории кино рассказ о деятельности мафии как о семейном бизнесе. В частности, о том как члены клана Корлеоне пытались перейти от нелегального бизнеса к легальному.
9 номинаций и один «Оскар» в 1970 году
1934 год, разгар Великой депрессии. Чтобы немного заработать, люди на все готовы — даже на участие в многодневном круглосуточном танцевальном марафоне. Но стоит ли рисковать своей жизнью ради $1,5 тыс.? Мрачную притчу Сидни Поллака можно трактовать как рассказ об уродливых видах бизнеса, рожденных экономическим кризисом, — и о выживании при тотальной безработице.
4 номинации и один «Оскар» в 1962 году
Конечно, упоительный фильм Федерико Феллини о Риме 1950-х и кипящей в нем богемной жизни не связан с бизнесом напрямую. Но в фильме есть забавный эпизод, знаковый для истории довольно специфического вида предпринимательства. После ночной прогулки заезжей кинозвезды Сильвии (Анита Экберг) и журналиста (Марчелло Мастроянни) на него набросился ревнующий жених актрисы. Марчелло бьют, а его друг — фотограф по фамилии Папараццо — снимает избиение. С тех пор в обиход вошло слово «папарацци» (множественное число от «папараццо»).
9 номинаций и один «Оскар» в 1942 году
Первая режиссерская работа великого Орсона Уэллса, сыгравшего в картине главную роль. «Гражданин Кейн» неоднократно признавался лучшим фильмом всех времен и народов. В самом начале ленты главный герой умирает в своем шикарном замке, и все гадают, что же значит его последнее слово — загадочное «роузбад» (розовый бутон). Журналисты пытаются найти разгадку в течение всего экранного времени. Чарльз Кейн был медиамагнатом (управлял 37 газетами, радиосетью), владел магазинами, фабриками, лесоперерабатывающими предприятиями etc. Как сообщают заголовки газет, «он стал настоящей легендой Америки». Одни обвиняли его в приверженности коммунистическим и фашистским взглядам, другие считали, что он помогал менять мир к лучшему. Кейн поднял тираж одной из своих газет до небывалых показателей, сделав ее «желтой». Его политическую карьеру загубил секс-скандал (!). Он издевался над своей не самой талантливой женой, заставляя ее выступать на лучших оперных сценах. Или, может быть, он ее по-настоящему любил? Принято считать, что «Гражданин Кейн» посвящен непознаваемости человеческой личности, способной проявлять полярные качества, сохраняющей в душе что-то светлое, даже утратив, казалось бы, последние остатки гуманности. Впрочем, существует и обратное мнение: это картина о потере души при восхождении к успеху.