Разобраться • 28 февраля 2025
Текст: Наталья Севастьянова
Фото: Unsplash
Вот уже пять лет у менеджеров не получается расслабиться. Сперва пандемия заставила их осваивать управление на удаленке и участвовать в быстрой трансформации родных компаний, пытающихся спастись от банкротства. Затем экономические проблемы вынудили менеджеров в рекордно сжатые сроки искать новые точки роста, внедрять цифровизацию и использовать новые стимулы для сотрудников. Сами менеджеры при этом получали рекордно мало поддержки от своего руководства, говорят опрошенные «Инк.» эксперты.
И вот результат: уровень стресса у управленцев среднего звена на 59% выше, чем у сотрудников без руководящих функций. Менеджеры на треть (36%) чаще, чем другие сотрудники, заявляют о выгорании и на четверть (24%) чаще собираются уволиться в течении ближайшего полугода. Это не просто слова: еще в 2023 году на менеджеров пришлось более трети всех увольнений, и эта тенденция сохранялась и в прошлом году.
Дмитрий Книга,
эксперт карьерного маркетплейса hh.ru
«Ситуация действительно тревожная — менеджеры на грани. Многие не просто подумывают о смене работы, а всерьез хотят взять паузу в карьере: уехать на дачу, выключить телефон и забыть про мессенджеры, KPI, дедлайны и CRM-системы».
Почему управленцы среднего звена сейчас страдают сильнее, чем топ-менеджмент и линейные сотрудники? Управляющий партнер консалтинговой компании TeamSonance Дарья Коробкова считает, что в условиях экономической нестабильности, постпандемийных изменений и распространения гибридных форматов работы менеджеры оказались под двойным давлением: они должны обеспечивать результат, поддерживать мотивацию команды и одновременно выполнять задачи, которые раньше решались на уровне топов.
При этом искать поддержки — эмоциональной и профессиональной — им обычно негде.
Дарья Фёдорова,
генеральный директор платформы корпоративного благополучия «Понимаю»
«Глобальный отчет Gallup о состоянии рабочей силы в 2025 году показал, что основные ожидания от лидеров — это надежда, доверие, стабильность и забота. Но именно эти четыре фактора часто отсутствуют в корпоративной среде и это приводит к выгоранию управленцев.
В российских компаниях ситуация схожая: по данным Аналитического центра НАФИ за 2023 год, 45% сотрудников в России хоть раз сталкивались с выгоранием, а 15% живут в нем прямо сейчас — это миллионы людей. Недавнее исследование Русской школы управления показало, что у 56% менеджеров есть симптомы выгорания. Среди главных причин — плохая организация процессов (65%), перегруженность задачами (53%) и давление сверху (40%)».
Российские кадровики сходятся во мнении, что нынешние трудности — это надолго. Они — часть новой «нормальности», к которой придется приспособиться.
Анастасия Архипова,
руководитель практики «Управление опытом клиентов и сотрудников» в «Экопси Консалтинг»
«Сильная сторона русской модели управления, которую ярко описал в одноименной книге доцент кафедры управления Ярославского госуниверситета Александр Прохоров, — умение мобилизовываться в ответ на тяжелые испытания, добиваться результата несмотря ни на что. Этот механизм хорошо работает на короткой дистанции, позволяет преодолеть шторм. Но текущая ситуация отличается. Последние пять лет — это затяжная череда серьезных потрясений. И скорой развязки не предвидится».
Многие конкретные проблемы, с которыми сталкиваются менеджеры, восходят к причине более высокого порядка. «Нарушился равноценный обмен между сотрудниками и организациями, — считает Архипова. — Если условия сотрудничества были определены еще до турбулентных времен и до сих пор существенно не пересматривались, то у многих менеджеров неизбежно нарастает ощущение несправедливости. Нагрузка становится все больше, а компенсация за эти усилия — и деньги, и поддержка, и признание заслуг — если и растет, то несоразмерно медленнее».
Еще в 2022–2023 гг. рынок труда стал «рынком соискателя»: компании столкнулись с дефицитом кадров и зарплатным «шантажом» со стороны сотрудников.
Андрей Онучин,
старший партнер и руководитель практики «Социология бизнеса» «Экопси Консалтинг»
«Последние стали чаще пересматривать свои отношения с работодателями, ожидая лучших условий, в том числе повышения зарплаты. Это привело к высокой текучке кадров, что особенно тяжело для менеджеров, которым приходится адаптироваться к постоянным перестановкам в командах».
С другой стороны, из-за нехватки квалифицированных специалистов менеджеры теперь вынуждены работать с менее подготовленными сотрудниками, чем раньше: недавними студентами, людьми, сменившими профессию, и просто слабыми специалистами. Это ведет к дополнительной нагрузке: задачи, которые должны решаться на нижнем уровне, «поднимаются» наверх, увеличивая нагрузку на руководителей. В результате многие менеджеры работают больше, чем раньше, что только способствует их выгоранию, считает Онучин.
Это значит, что нынешних менеджеров еще и некому будет сменить. Кстати, исследователи также отмечают, что новое поколение хуже справляется с эмоциональными потрясениями, вызванными переменами, — а ведь это теперь неотъемлемая часть управления командами. По сравнению со своими старшими коллегами зумеры испытывают на 34% большую тревогу по поводу перемен и имеют на 25% меньшую эмоциональную устойчивость.
Большинство менеджеров в России уже израсходовали свой ресурс мобилизации и запас лояльности, считает Архипова.
Анастасия Архипова,
руководитель практики «Управление опытом клиентов и сотрудников» в «Экопси Консалтинг»
«Значит ли это, что все выгорели и вот-вот уволятся? Нет. Основная часть руководителей перешли в режим энергосбережения — перестали работать с максимальной отдачей, перестали искать возможность добиться выдающихся результатов, стали чаще стали списывать ошибки на внешние обстоятельства».
Самое яркое проявление такого подхода — так называемое «тихое увольнение», когда человек формально выполняет все требования к нему, но совершенно не вовлечен в работу.
По словам Архиповой, компании сейчас выбирают одну из двух стратегий. Первая — «впасть в анабиоз». Организация принимает факт снижения скорости всех процессов, смиряется с падением эффективности, дает себе передышку и время на поиск внутренней энергии. Эта стратегия тем привлекательнее, что для нее, по сути, не нужно ничего делать: она сама собой возникает у компаний, которые не предпринимают целенаправленных действий по преодолению кризиса. Главные риски этой стратегии — потеря управляемости, утрата доли рынка, потеря лучших людей, перечисляет эксперт.
Вторая стратегия — начать серьезный пересмотр отношений между работодателем и менеджерами. Узнать, как руководители видят оптимальное взаимодействие с организацией, понять, где возникли ключевые точки напряжения, проанализировать, насколько велик разрыв между прикладываемыми усилиями и получаемыми выгодами. «Исследовать лучшие практики на рынке — что конкуренты предлагают своим руководителям, — говорит Анастасия Архипова. — И в итоге, возможно, пересмотреть социально-психологический контракт внутри компании. Однако это сложное решение для акционеров: оно требует инвестиций и перестройки корпоративной культуры». Несмотря на это, потенциально оно может дать компании мощный стимул для развития и победы в борьбе за таланты. «Думаю, в ближайшие годы нас ждет серьезная революция в системе отношений между наемными сотрудниками и акционерами», — уверена Архипова.
Компании не могут позволить себе терять управленцев. Как предотвратить их выгорание?
Менеджеры часто психологически не подготовлены к новой ситуации — у некоторых отсутствуют инструменты для управления стрессом. Поэтому компаниям стоит внедрить обучение эмоциональному интеллекту и осознанности в корпоративные тренинги, считает Дарья Коробкова.
Эксперт упоминает пример крупной международной IT-компании, которая еще в 2023 году столкнулась с массовым уходом менеджеров среднего звена. В ходе внутреннего опроса, проведенного McKinsey, выяснилось, что основными причинами стали высокая нагрузка, недостаток автономии и отсутствие развития. После внедрения программ по коучингу и эмоциональному интеллекту текучка среди менеджеров снизилась на 35%.
Навыки осознанности и самоанализа помогают менеджерам не просто справляться со стрессом, но и находить внутреннюю мотивацию, отмечает Коробкова. Требуется работать с внутренними установками. «Часто стресс усиливается из-за убеждений «я должен справляться сам», «нельзя показывать слабость», — указывает управляющий партнер TeamSonance. — Коучинг помогает переосмыслить эти установки и выстроить здоровый баланс между лидерством и самоподдержкой».
Наконец, важно получать поддержку со стороны руководства компании: менеджеры среднего звена должны иметь возможность поделиться с ними проблемами и получить помощь. А директора должны честно рассказать им о возможностях карьерного роста.
Частый запрос — самому участвовать в принятии решений, отмечают кадровики. Топ-менеджеры по-прежнему воспринимают менеджеров среднего звена как простых проводников своей воли — приняв непопулярное решение, никак не обсуждают его с ними, а просто отправляют воплощать его на практике.
Дмитрий Книга,
эксперт карьерного маркетплейса hh.ru
«Большинство менеджеров среднего звена плавают в бюрократии: отчеты, согласования, контроль процессов ради контроля. Если компании хотят предотвратить выгорание и удержать своих руководителей, пора перестать их душить и дать больше свободы. Реально ли убрать лишнюю отчетность? Можно ли сократить согласования? Предоставить больше доверия? Вот с этого стоит начинать».
Бизнес уже двигается в эту сторону, отмечают кадровики.
Дарья Фёдорова,
генеральный директор платформы корпоративного благополучия «Понимаю»
«Мы как провайдер программ корпоративного благополучия видим растущий запрос именно на программы профилактики выгорания для руководителей разных уровней. Если еще пару лет назад компании в основном интересовались поддержкой линейных сотрудников, то сейчас HR-директора все чаще приходят с запросом на отдельные программы для менеджеров — групповые сессии, корпоративный коучинг, мероприятия по развитию эмоциональной устойчивости».
Запрос со стороны компаний связан с высокой загрузкой руководителей, которые при этом не могут открыто говорить о своих сложностях — от них ожидают уверенности, стабильности, железной выдержки.
Дарья Коробкова,
управляющий партнер консалтинговой компании TeamSonance
«В таких ситуациях важно предоставление руководителям пространства, где они могут безопасно обсуждать вызовы, обмениваться опытом и получать практические инструменты для управления стрессом».
Выгорание менеджеров — не просто их личная проблема, а системный сбой в корпоративных процессах.
Дарья Коробкова,
управляющий партнер консалтинговой компании TeamSonance
«Если руководство хочет избежать массового ухода талантливых специалистов, важно не просто учить менеджеров управлять стрессом, а давать им реальные инструменты, ресурсы и поддержку внутри компании».
Менеджеры часто остаются с трудностями один на один, напоминает Дмитрий Книга.
Дмитрий Книга,
эксперт карьерного маркетплейса hh.ru
«Сверху на них давят, снизу требуют, а поговорить по-человечески не с кем. Работодатели могут помочь своим руководителям, введя неформальные беседы, практикуя коучинг и менторство, или просто дав возможность выговориться. Чтобы было не в духе «держись, ты справишься», а с реальной поддержкой и практическими решениями».
Столкнувшись с ростом напряжения среди управленцев, работодатели неизбежно начнут уделять больше внимания их рабочим условиям, снижая нагрузку и повышая уровень поддержки, уверен Онучин.
Андрей Онучин,
старший партнер и руководитель практики «Социология бизнеса» «Экопси Консалтинг»
«Одним из ключевых направлений станет обучение управлению в условиях неопределенности и изменений, поскольку традиционные модели подготовки менеджеров не учитывали столь высокой турбулентности».
Работодатели, которые это поймут в 2025 году, получат весомое преимущество, уверен Дмитрий Книга.
Дмитрий Книга,
эксперт карьерного маркетплейса hh.ru
«Сильные, эмоционально устойчивые менеджеры строят лучшие команды. Такие команды делают бизнес стабильным, более прибыльным и, что важно, более человечным. Так что забота о руководителях — это не дополнительные расходы, а инвестиции в то, чтобы все работало наилучшим образом».