Чего я не знала, начиная бизнес: Мария Бородецкая, сооснователь лектория «Синхронизация»

Чего я не знала, начиная бизнес: Мария Бородецкая, сооснователь лектория «Синхронизация»
Иллюстрация: Евгений Тонконогий/Inc.

В 2015 году Мария Бородецкая вместе с другом Андреем Лобановым (соснователем школы «Алгоритмика») запустила лекторий «Синхронизация», где об искусстве стали рассказывать доступным языком. Проект создавался как развлечение для друзей, а спустя 4 года «Синхронизация» каждый месяц проводит 200 лекций оффлайн и десяток онлайн-курсов с суммарной аудиторией 7 тыс. человек. Темы лекций давно не ограничиваются искусством, а над проектом работают 30 сотрудников и больше 60 лекторов. Оборот компании в 2018 году — 45 млн рублей, а в 2019 по плану составит от 90 до 100 млн рублей. Когда Мария Бородецкая только начинала бизнес, она думала, что работать надо много, но со временем станет легче. Выяснилось, что легче не станет, но чтобы выжить, время от времени надо выдыхать. Мария Бородецкая рассказала Inc. об открытиях, которые сделала, занявшись бизнесом.

№1

Легче не будет


Когда в 2015 году мы открыли «Синхронизацию», было тяжело. Все приходилось делать своими руками: выбирать лекторов, запускать рекламные кампании, отвечать на письма клиентов. Казалось, что со временем станет легче: я найму людей и перестану быть сороконожкой, которая делает десять дел одновременно.

Я и правда больше не сороконожка, но легче не стало. По мере роста бизнеса увеличивалось количество задач и вопросов, на которые я не знала ответы. А вместе с ними — уровень стресса. Мне нравится сравнивать бизнес со спортом: на каждой тренировке по баскетболу Майкл Джордан приседает больше, прыгает выше и в итоге устает так же, как и новички. Так и в бизнесе: ты становишься умнее и растешь, но работать по-прежнему сложно.

№2

Построить бизнес на советах из книг нельзя


Сегодняшние миллионеры в начале пути не были уверены, какой продукт нужен людям, сколько он должен стоить и как его продвигать. Конечно, было бы классно, если бы на старте ко мне пришел человек и сказал: «Нужно производить желтые матрасы, продавать их по 500 рублей, и вас ждет успех». А потом все так бы и вышло. Но так не бывает — и людям, которые так говорят, верить не стоит.

Я читала разные книги об успешных бизнесах, но выяснилось, что построить свое дело на чужих советах не получится. В процессе я поняла, что единственный выход — тестировать гипотезы. Мы начинаем делать контент и инвестировать в него, только когда понимаем, что он интересен аудитории.

№3

Бессмысленно тестировать продукт на лояльной аудитории


Мало тестировать гипотезы, нужно делать это правильно. Мы пытались запустить мастер-классы об искусстве для детей «Синхро.KIDS». Продукт прорекламировали нашим постоянным слушателям, и они выкупили все места на курсе. Мы решили, что проект успешный, долго разрабатывали лекции и вышли на более широкую аудиторию. Но они оказались не востребованными. Оказалось, что лояльная аудитория — нерелевантная выборка. Теперь мы тестируем идеи на новых людях и всегда закладываем бюджет на ошибки.

№4

Найти правильных людей важнее, чем придумать классный продукт


Раньше я считала, что самое главное — придумать хороший продукт и способ его продавать. Сейчас я понимаю: главные решения касаются не того, что делать, а того, кто это будет делать. Руководитель не должен быть лучшим маркетологом, финансовым директором и куратором. Он должен уметь нанимать людей, которые лучше него знают предмет и заинтересованы в продукте. Иначе можно скатиться в микроменеджмент.

Сотрудники будут делать то, что не умеешь или не успеваешь ты, а твоя задача — принимать ключевые решения и убирать препятствия для их работы и развития. Мы, например, разрешаем работать по индивидуальному графику. В офисе нужно быть с 12:00 до 18:00, но можно прийти в 10:00 и уйти пораньше, а можно — к 12:00 и просидеть до позднего вечера. В результате большинство наших сотрудников работают с момента основания, а мы шутим, что от нас не уходят по своей воле.

№5

Конкуренты — лучшее, что может с вами случиться


Во-первых, с конкурентами вы точно будете расти быстрее: они будут вас мотивировать. Во-вторых, вы внимательно наблюдаете друг за другом, а значит, можете тестировать в два-три раза больше гипотез, чем в одиночку.

Конкуренты в лекционном бизнесе — это вообще манна небесная, ведь мы соревнуемся не друг с другом, а с театрами, кино и прочими способами провести вечер. Мы вместе приучаем людей к лекциям как к продукту, и человек с большей вероятностью придет к нам из другого лектория, чем из торгового центра или ресторана. Наконец, если у вас есть конкуренты, значит, у вас есть рынок и на нем можно делать бизнес.

№6

Все на свете — твой косяк


Я не была изначально готова к космическому уровню ответственности, который обрушивается на тебя, когда ты становишься предпринимателем. Когда работаешь в отделе маркетинга большой компании, проблемы отдела логистики тебя не волнуют. В собственном бизнесе ты чувствуешь вину за любые ошибки сотрудников. Мы грубо ответили на письмо? Значит, я плохо объяснила сотруднику, как отвечать на письма, или вообще наняла не того человека.

Если проект сорвался в большой компании, это плохо, но ты не виноват перед сотрудниками: они все равно получат зарплату. В своей компании так не получится: если дела вдруг пойдут плохо, придется влезать в долги. Из-за этого я стала по-другому относиться к деньгам. Раньше мои доходы были только моими. Теперь же я смотрю на сапоги за 25 тыс. руб. и думаю не о том, под какое платье они подойдут, а о том, что эту сумму можно вложить в тестирование нового рекламного канала.

№7

Нужно чаще отдыхать


Запуская компанию, я думала: чтобы добиться успеха, нужно просто очень много работать. Первые пару лет так и было: я думала о бизнесе постоянно. Не сосчитать, какое количество решений я приняла в душе и на пробежке. Когда я куда-то летела в самолете, мне казалось, это идеальное время, чтобы поработать, — никто не звонит, не пишет и не отвлекает. И однажды из-за постоянной усталости и нескончаемых мыслей у меня пропал сон. Мозг, который справлялся с моими переживаниями весь день, ночью решал: «Наконец-то я в тишине и темноте, теперь можно спокойно подумать». И думал следующие восемь часов.

Работа от этого эффективнее не становилась, и я решила: нужно найти что-то, что поможет мне переключаться. Я начала чаще встречаться с друзьями, путешествовать, больше заниматься спортом, увлеклась серфингом и даже пробежала марафон. Выяснилось, что бизнес от этого не рухнул, а если мозгу дать иногда разгрузку, он работает эффективнее.

№8

Не обязательно быть мегаэкспертом, чтобы запустить бизнес


Я думала, что свой бизнес нужно запускать только в двух случаях. Во-первых, если ты сделал что-то прорывное вроде Facebook. Во-вторых, когда ты 20 лет проработал в булочной, досконально изучил, как в ней все устроено, и наконец открыл свою. Но на самом деле бизнес — не детская хирургия. Если ты много работаешь, тестируешь гипотезы и трезво ко всему подходишь, в теме можно разобраться по ходу дела. Я не искусствовед и никогда не читала лекции, но управляю курсами по живописи, кино и архитектуре.