Как не угодить в юридическую ловушку маркетплейса. Чек-лист для производителей и поставщиков от юристов

Как не угодить в юридическую ловушку маркетплейса. Чек-лист для производителей и поставщиков от юристов
Фото: Contributor/Getty Images

Рост популярности маркетплейсов подстегнул многих производителей и поставщиков к сотрудничеству с ними. Плюсов много: простая логистика, выход на большую аудиторию и — если повезет — увеличение объемов продаж. Но есть и существенные риски, к которым торговцам желательно подготовиться заранее. Вот несколько пунктов в офертах «Яндекс.Маркета», Ozon, Wildberries и «СДЭК.Маркета», которые могут существенно подпортить вам жизнь.

Требования к товару

У каждой площадки свой список требований, но есть кое-что общее для всех. Первое и критичное — срок годности. Маркетплейс не может предсказать, реализуется товар быстро или будет занимать место на складе. Поэтому он устанавливает дополнительные требования к сроку годности.

Для примера возьмем «Яндекс.Маркет»: если товар годен 12 месяцев, то на момент приемки его остаточный срок службы должен быть не менее 40% (примерно пять месяцев). Следовательно, маркетплейс не примет продукцию, которую еще можно продавать. При этом он оставляет за собой право приостановить продажу товара с истекающим сроком годности (10% от общего). Теоретически вы можете вывезти портящийся продукт и реализовать его через другие каналы, но многие производители просто не успевают это сделать.

Таким образом, нужно следить за сроком годности товара как при его отгрузке на склад маркетплейса (иначе вам могут отказать в приемке), так и после, — иногда имеет смысл заранее вывезти его обратно для реализации другими способами.

Другое распространенное требование к товару — упаковка. С одной стороны, маркетплейс хочет, чтобы ваш товар занимал минимальное количество места. С другой — упаковка должна быть достаточно хорошей, чтобы не повредиться при доставке.

Для примера: Wildberries в своей оферте требует упаковывать посуду, товары из бьющегося материала, косметику, бытовую химию и многое другое в пупырчатую пленку или ее аналоги. Другое обязательное условие этого маркетплейса — размер упаковки должен соответствовать габаритам товара (в некоторых случаях он ограничивается 60 см по любому из трех измерений).

Рейтинг производителя

Некоторые маркетплейсы присваивают производителям, торгующим на их площадке, рейтинг. Причем делают это по их собственным правилам. Так, в оферте «СДЭК.Маркет» говорится, что рейтинг может быть присвоен исходя из объемов продаж, оборота товара, отзывов клиентов, количества отказов, возвратов, а также иных параметров, определяемых маркетплейсом самостоятельно (п. 7.14).

Схожие положения содержатся в оферте Ozon. При ухудшении показателей качества сервиса производителя до критического уровня площадка вправе приостановить исполнение обязательств по договору или расторгнуть его (пп. 1.1, 1.2).

С одной стороны, таким образом маркетплейсы ведут борьбу с недобросовестными производителями и поддерживают надлежащий уровень обслуживания клиентов. Но, с другой, система определения рейтинга и качества сервиса непрозрачна и дает поле для злоупотреблений. Например, маркетплейс может подобрать некий параметр, который окажется недостижим для отдельных производителей, — в результате их подвергнут ограничениям или вовсе отключат.

Ценообразование

Каждый маркетплейс хочет предложить покупателю лучшую цену на продукцию. И стремится добиться этого за счет производителя.

К примеру, оферта «СДЭК.Маркета» содержит следующие пункты:

  • цена производителя не должна превышать цену, установленную на идентичные товары на сайте производителя и/или ином маркетплейсе, где размещаются товары/услуги производителя;
  • цена производителя должна устанавливаться с учетом среднерыночных значений;
  • цена производителя не должна превышать цену, установленную для идентичных товаров/услуг по сравнению с другими производителями.

За нарушение одного или нескольких указанных положений маркетплейс вправе заблокировать карточку товара/услуги или вовсе приостановить сотрудничество.

О правомерности таких ограничений можно судить по опыту портала Booking.com. В 2020 году Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) обязала сервис исключить пункт о предоставлении лучшей цены из соглашений с российскими гостиницами. Поводом для этого стала жалоба представителей малого и среднего предпринимательства, которые посчитали это требование Booking нарушающим запрет на злоупотребление доминирующим положением.

Несмотря на практику ФАС России, многие маркетплейсы продолжают требовать от производителей лучшую цену. Тем не менее существует возможность юридического воздействия через контролирующие органы на конкретную площадку, которая нарушает ваши права и законные интересы.

Изменение цены

Некоторые маркетплейсы могут менять цену на товар неожиданно для производителя. Таким образом они пытаются избавиться от товарных остатков или проводят собственные рекламные акции («черная пятница», день скидок на товары для кухни и т. п.). Маркетплейсу это несет выгоду, а вот производителю — не всегда (он может легко уйти в минус).

Однако мало какая площадка позволяет поставщику отказаться от реализации товара по сниженной цене и при этом не прекращать сотрудничество с нею. Например, в оферте Wildberries значится, что этот маркетплейс «вправе отступать от указаний продавца о цене продажи товара без предварительного запроса об этом, а именно — применять скидки к розничной цене, указанной продавцом, в том числе продать товар по цене меньшей, чем розничная цена, указанная продавцом» (п. 4.2).

Во избежание неприятных ситуаций производителю стоит отслеживать информацию о предстоящих акциях, проводимых маркетплейсом.

Утилизация товара

Маркетплейсы в своих офертах предусматривают ситуации, когда они самостоятельно могут утилизировать товар производителя. Безусловно, это не частая ситуация, но такой риск есть. При этом утилизация товара — это отдельная услуга, и она оплачивается дополнительно.

Так, оферта Ozon предусматривает два обстоятельства, которые могут послужить основанием для утилизации товара:

1) поручение самого производителя;

2) неосуществление производителем вывоза товара со склада маркетплейса в течение необходимого срока.

Аналогичные положения содержатся в офертах других маркетплейсов (например «Яндекс.Маркета»). Wildberries пошел еще дальше — он может утилизировать возвращенный покупателем товар, в котором были обнаружены недостатки. При подписании оферты предприниматель дает свое согласие на это условие и отказаться от него уже не может (единственный вариант — расторгнуть договор с площадкой и прекратить сотрудничество).

Чтобы ваш товар не утилизировали без вашего ведома, следует отслеживать возвраты со стороны покупателей. А если это все-таки случится, вы можете защитить свои права юридическим путем. Так, по делу № А40-172425/20-67-1335, суд, исходя из недобросовестного поведения Wildberries (в частности — безосновательной утилизации товара), встал на сторону производителя и обязал торговую площадку компенсировать убытки.

Ответственность

Маркетплейс — всего лишь посредник и не несет ответственности по претензиям, требованиям и искам со стороны третьих лиц, связанным с вашими товарами или действиями. Это положение содержится в офертах всех площадок и является уже стандартной практикой. Так, по условиям сотрудничества с Ozon производитель берет на себя всё урегулирование вопросов, связанных с претензиями по товарам, а также возмещает возможные имущественные потери маркетплейса (пп. «г» п. 4.3 оферты).

Похожие положения содержатся в ст. 12 Закона о защите прав потребителей от 07.02.1992 № 2300-1: ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с производителем на основании предоставленной маркетплейсом информации о товаре (услуге) или производителе, а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет производитель.

Следовательно, если маркетплейс выполнит требования потребителя, он может в регрессном порядке требовать компенсацию от вас. Сам он несет ответственность только в том случае, если самостоятельно укажет неверную информацию о производителе и/или товаре. Однако если эту информацию ему предоставили вы — опять же, взятки гладки.

Помимо ответственности производителя перед покупателями, существует и ответственность перед маркетплейсом. Так, оферта «СДЭК.Маркета» устанавливает штраф в размере 100% от суммы заказа, но не менее 5 тыс. руб., за каждый факт нарушения производителем обязательств по отгрузке заказов клиентам в полном объеме. Такая штрафная санкция для ряда производителей может быть критичной. В судебном порядке (на основании ст. 333 ГК РФ) можно снизить неустойку, но вам придется доказать, что она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Wildberries дополнительно регламентирует обязанность производителя на регулярной основе знакомиться с размещенной на портале информацией о заказах клиентов, а также о складских остатках. В случае несоблюдения этой обязанности маркетплейс взимает штраф в размере 15% от стоимости соответствующего товара (п. 3.2 оферты).

Чтобы избежать санкций, производителю нужно регулярно обновлять информацию о товаре и его остатках на складе.

Взыскание ущерба

Каждый маркетплейс старается в договоре максимально ограничить свою ответственность и прописывает, что возмещению подлежит только реальный ущерб. Следовательно, площадка не будет компенсировать упущенную выгоду или другие косвенные убытки. К примеру, по ошибке маркетплейса производителя заблокировали на неделю — в результате он лишился заработка в размере 100 тыс. руб. Однако предъявить требование о возмещении упущенной выгоды не получится — это предусмотрено договором.

В то же время ни один маркетплейс не ограничивает ответственность производителя — следовательно, с вас могут взыскать и упущенную выгоду. Например, в оферте «СДЭК.Маркет» это положение четко прописано (п. 3.12).

Политика маркетплейсов в вопросе возмещения убытков сконструирована в их пользу. Наивно было бы ожидать обратного. Чтобы снизить риски выплаты компенсаций, производителю необходимо минимизировать убытки, которые он может причинить маркетплейсу.