Разобраться • 11 февраля 2021
Кто в России делает мебель, которую не стыдно купить себе в квартиру
Кто в России делает мебель, которую не стыдно купить себе в квартиру
Текст: Джейхун Мамедов
Фото: Unika Møblar
В 2014 году из-за девальвации рубля мебель из Европы подорожала в два раза и уступила место более дешёвым китайским аналогам. Одновременно с этим запросы потребителей стали расти, и уже не всех устраивают ширпотреб и подделки. Отечественные дизайнеры заметили этот провал и запустили свои мебельные бренды. Мы поговорили с компаниями из Москвы, Петербурга и Казани и узнали, что стало со вкусами российских покупателей за последние 10 лет, чем страдают производства в России и как они пережили пандемию.
Возрождение мебельного дизайна в России
В сентябре 2018 года на парижской выставке Maison& Objet к экспозиции Yaratam Design подошла дизайнер из Америки. Осмотрев мебель, она похвалила компанию за стиль и попросила визитку. Карточка с адресом в России её удивила: «По вашему стеллажу и столу я подумала, что вы из Копенгагена. Никогда не видела русского дизайна».
До 2010-х годов дизайнерской мебели в России было крайне мало. В конце 80-х годов советская школа пережила свой закат, а после развала СССР на российский рынок хлынул большой поток мебели с Запада. Долгое время конкуренция была не в пользу российских брендов.
По словам Петра Сафиуллина, основателя Yaratam Design, до 2010 года российская мебель на рынке была представлена единицами. О профессиях предметного или промышленного дизайнера люди знали очень мало. «Когда я говорил, что работаю промышленным дизайнером, мне отвечали: „О, классно. А это что, станки делаешь?“», — с улыбкой вспоминает Сергей Гравчиков, сооснователь Unika Møblar.
Поворотной точкой в развитии рынка стал кризис 2014 года. Цены на мебель европейского производства выросли в два раза, и на смену ей пришли китайские копии. Для покупателей выбор разделился на две крайние категории: дорого-качественно и дёшево-низкокачественно. «До 2014 года, например, стул датской компании BoConcept стоил около 40 тыс. руб., после — 80 тыс. руб. Китайские стулья стоили от 3 тыс. до 13 тыс. руб.», — объясняет Сергей Гравчиков.
Сооснователь INMYROOM Иван Хмелевской добавляет: «Из-за девальвации рубля фундаментально изменилась цепочка себестоимости. Многие позиции стало выгоднее производить в России, чем привозить из-за границы. К тому же выросло новое поколение с запросом на эстетику».
По наблюдениям Петра Сафиуллина, за последние 5 лет появилось много компаний — успешных и неуспешных, — которые серийно производят мебель. «Люди видят эти примеры и понимают, что мы можем делать не хуже зарубежных производителей», — отмечает дизайнер.
Его мнение разделяет Гравчиков, добавляя при этом, что конкуренции на рынке дизайнерской мебели в России ещё нет. У каждой компании свои сегменты клиентов, и пересечений мало. «Сейчас появление новых брендов поднимает уровень доверия потребителей к российской мебели и заполняет развивающийся рынок. Поэтому мы больше коллеги, чем конкуренты», — объясняет сооснователь Unika Møblar. Тем не менее отрасль ещё в зачаточном состоянии и проблем в ней достаточно.
Мебельная отрасль в пандемию
В апреле 2020 года Ассоциация мебельных и деревообрабатывающих предприятий России (АМДПР) прогнозировала банкротство 70% мебельных компаний в течение двух месяцев — из-за резкого падения выручки от розничных продаж. Летом спрос сильно вырос. «Рынок не ожидал такого скачка спроса: у фабрик закончились древесные плиты для производства мебели, и не все заказчики были обслужены», — замечает Светлана Фёдорова, генеральный директор «Экспресс-Обзор». По данным компании, рост розничных продаж в третьем квартале составил более 10%.
Тем не менее за первые 10 месяцев года объёмы мебельного производства снизились на 2,5%, а средний чек покупки мебели — на 12–15%. С рынка уже массово уходят средние и малые компании, сообщали в АМДПР в ноябре. По прогнозу «Экспресс-Обзора», в 2021 году на мебельном рынке также негативно отразятся снижающиеся доходы населения и летний ажиотаж 2020 года, когда был реализован спрос будущих периодов. Среди позитивных факторов — новые ипотечные кредиты и отложенный спрос из-за дефицита плит. «Восстановление розничных продаж в очищенных от инфляции ценах начнётся в 2023 году», — заключает Федорова.
Запоздалое понимание
Проблему российского рынка дизайнерской мебели Пётр Сафиуллин видит в отсутствии инфраструктуры. С цехами всё в порядке: они достаточно оборудованы, чтобы производить хорошую мебель. Дело в отсутствии больших инвестиций и в малочисленности дизайнеров, которые готовы «заново придумывать стул». «В одном Волжске больше 150 мебельных производств. Но у них нет дизайна, они не работают с массивом, эмалями, панелями МДФ и делают всё для эконом-класса. Большие фабрики копипастят чужой дизайн и продают как свой. К тому же никто не хочет инвестировать, потому что это долгие деньги и большие риски. Возникает целая цепочка препятствий для развития», — объясняет Пётр Сафиуллин.
«Любой качественный продукт — сенсация для рынка, привыкшего к худшему», — рассуждает Арсений Бродач, основатель Delo Design. По его словам, в России практически отсутствует культура предметного дизайна — особенно в серийном производстве. «Проблема как в производителе, выпускающем посредственные вещи, так и в потребителе, согласном на них и не знающем о мировой культуре дизайна», — добавляет Арсений.
Но вкусы россиян за последние 10 лет изменились. «Благодаря соцсетям люди стали видеть больше красивых интерьеров и предметов и больше в этом понимать — выросла насмотренность», — говорит Пётр Сафиуллин. К его мнению присоединяется основательница Archipelágo Дарья Белякова: «Российские потребители готовы тратить деньги на хорошую мебель. Многие поняли, что китайская подделка — это не такой же стул, как у известного бренда».
Сергей Гравчиков оценивает «запаздывание» российского рынка от Европы в год-полтора — если судить по международным выставкам. И это только если говорить о Москве, уточняет он, в регионах до сих пор в почёте лофты, которые вышли из моды лет 10 назад.
Боль дизайнеров
Самая больная тема мебельной отрасли в России — специалисты на производстве. Основатели брендов в один голос говорят: на рынке мало профессионалов, особенно столяров-краснодеревщиков. Сейчас они очень востребованы. Так, среднемесячное количество запросов «столяр» в «Яндексе» в 2020 году — 175 тыс. Для сравнения, на поиск «обивщика мебели» выходит около 3 тыс. запросов в месяц.
Дарья Белякова считает, что в производство мебели в России идут по остаточному принципу. Фанатов дела мало — в отличие от Европы, где работники «обожают» свои производственные компании. По мнению дизайнера, дело в преемственности бизнеса и культуре, которая формируется столетиями. К тому же у европейских производств есть деньги, поэтому у них понятные сроки и качество. В России же фабрики в большинстве своём бедные, а у многих работников попросту нет профильного образования. «Конечно, у нас есть хорошие производства, но их всё равно мало», — отмечает Дарья.
То же самое — у Yaratam. Из всех столяров, которые работают на производстве бренда, только у одного есть образование. Остальные имеют смежный опыт и учатся в процессе. «Такие мученики, как мы, воспитывают производителя. Мы много объясняем — что хорошо и что плохо, что красиво, а что нет. Их профессионализм вместе с нами растёт», — говорит Дарья.
Как запустить мебельный бренд
Пётр Сафиуллин предлагает не вкладываться поначалу в своё производство, а попробовать аутсорсинг. В России цехов много и можно найти подходящий. Так минимум в два раза уменьшится себестоимость изделия: если на своём производстве затраты на один стул составляют 8–10 тыс. руб., то на стороннем они могут снизиться до 4 тыс. руб.
Без своего производства открыть мебельный бренд можно хоть со 100 тыс. руб. — разработать предмет, заказать партию на фабрике и продавать. Но в таком случае развитие будет очень медленным. Для уверенного старта основательница Archipelágo советует вложить более 5 млн руб. — такой суммы, по её оценке, хватит, чтобы нанять сотрудников, разработать модели, заказать их производство и открыть шоурум. Но это не гарантирует успеха. По словам Сергея Гравчикова, на рынке есть примеры неудачного запуска и с 20 млн руб.
Арсений Бродач считает, что запустить своё производство можно за 1 млн руб. Деньги пойдут на аренду помещения, зарплату работникам, покупку оборудования и материалов. Верхних ограничений нет: чем больше инвестиций, тем лучше станки, шире штат и масштабнее производство. При этом он предупреждает: «Если вы не готовы к каторге — не занимайтесь производством».
Сергей Гравчиков не верит в сухой бизнесовый подход в мебельном деле. По его словам, точка входа на рынок — отвага и решительность. Основателей мебельных брендов в России он называет «большими энтузиастами своего дела», которые работают в первую очередь идейно. Позже из этого выстраивается бизнес. Поэтому, прежде чем запуститься, стоит поработать с уже утвердившимися компаниями, например как сторонний дизайнер, — и понять, твоё это или нет.
Пётр Сафиуллин (Yaratam Design):
«Сначала узнаваемость, потом — большой каталог»
Пётр Сафиуллин основал архитектурное бюро Yaratam в 2014 году. В своих проектах он в основном использовал импортную, часто несерийную мебель. В том же году курсы евро и доллара резко подскочили и продукция зарубежных производителей подорожала в два раза. Пётр стал искать альтернативы на российском рынке. К тому моменту китайские реплики европейской мебели заполонили Россию. Из альтернатив были только магазины, которые тоже зачастую копировали европейцев, и IKEA. Всё это не подходило Yaratam ни по качеству, ни по эстетике.
Тогда в мастерской у знакомых Пётр заказал первый прототип стеллажа — увидев результат, он понял, что предмет можно выпустить серийно. Цех для производства нашёл знакомый по работе. В запуск вложили 1,5 млн руб. Они пошли на оснащение цеха, транспорт, закупку материалов и зарплату рабочим. Пётр использовал производство мебели как дополнение к архитектурному бюро. Оттуда и пришли первые покупатели. В конце 2016 года появился первый крупный заказ на 250 тыс. руб. — 25 барных стульев для одного из казанских баров.
Весной 2018 года основатель Yaratam решил организовать уже собственное производство и взял у одной из постоянных заказчиц 3,5 млн рублей в долг. Помещение в 500 кв. м сняли в Волжске. На одолженную сумму сделали ремонт, купили необходимое оборудование и со временем набрали специалистов.
За последний год выручка студии Yaratam выросла в 4 раза — с 30 млн до 135 млн руб. Больше всего заказов Yaratam приходит через Instagram-страницу бренда, которая работает в сцепке с интернет-магазином. На ней почти 12 тыс. подписчиков. В Казани также есть кафе-шоурум Yaratam. Третий канал продаж — дилеры, пока самый слабый. «Мы отдаём 40% от стоимости мебели дилерам. Раз в месяц они что-то заказывают и периодически что-то продают. Никакой погоды это нам не делает, мы даже в минус уходим», — подчеркивает Пётр. Сейчас команда меняет политику работы с дилерами.
Заказы из-за границы единичны. Планом Yaratam Design на 2020 год было как раз развитие экспорта. Назначенную встречу с контрагентами в Милане перечеркнула пандемия коронавируса — план перенесли на будущее.
Yaratam Design в цифрах:
2016 — год основания.
30 человек в команде.
1,5 млн руб. — стартовые инвестиции.
30 млн руб. — выручка в 2019 году.
135 млн руб. — выручка в 2020 году.
70—80 тыс. руб. — средний чек.
75% от выручки — расходы.
Yaratam Design в цифрах:
2016
год основания.
30
человек в команде.
1,5 млн
руб. — стартовые инвестиции.
30 млн
руб. — выручка в 2019 году.
135 млн
руб. — выручка в 2020 году.
70–80 тыс.
руб. — средний чек.
75%
от выручки — расходы.
Ещё до объявления карантина Пётр собрал совещание и заявил сотрудникам: «Ребята, готовимся затянуть пояса: чувствую, будет не очень». Паника в компании прошла быстро: в конце марта пришёл клиент, который заказал целый дом — постройку, отделку и мебель. Работы внезапно стало много. К концу июня команда достроила дом — все получили премии.
По наблюдениям Петра, спрос на мебель с апреля 2020 года растёт. Такой рост он объясняет карантином и удалёнкой: «Люди сидят дома и хотят комфорта. Раньше это было не так важно. Теперь дом стал местом длительного пребывания — не только ночного, но и дневного».
В каталоге Yaratam сейчас около 30 позиций: комоды, стулья, столы, стеллаж, кровать и другие. Часто мебель студии ассоциируют со скандинавским стилем, хотя сам Пётр смотрит больше в сторону японской эстетики: «Японцы много внимания уделяют выявлению свойств материала, из которого сделана мебель. У них более сдержанный, спокойный стиль», — делится дизайнер.
Yaratam Design уже вышла на самоокупаемость. Заработанные деньги основатель реинвестирует в компанию. Наибольшая статья расходов — ФОТ. Дальше по списку — аренда, покупка материалов, транспорт. Цель компании на ближайший год — полностью перейти на серийную мебель: «Индивидуальные вещи — другая работа, другой бизнес. Для этого нужен специальных цех», — заключает Пётр Сафиуллин.
1. Мы несколько раз не получили деньги из-за неподписанного договора или неутверждённого технического задания (ТЗ). В процессе производства дизайнеры вносили корректировки, в итоге стоимость увеличилась на 20–30%, а заказчик её просто не согласовывал. Теперь мы работаем только с предоплатой, утверждённым ТЗ и подписанным договором.
2. Сначала узнаваемость, потом — большой каталог. Мы сделали наоборот — думали, чем больше у нас предметов, тем больше люди будут покупать. Так не бывает: клиент не заказывает всё в одном месте. Лучше сделать 10 предметов и научиться продавать их, а только потом расширять ассортимент.
3. Когда мы произвели первые изделия, я думал, что они сами себя будут продавать за счёт уникальности и качества: достаточно один раз куда-то выложить фото, и люди выстроятся в очередь. Оказалось, что нет — всему нужен маркетинг. В 2020 году у нас появился маркетолог: мы провели ребрендинг, настроили таргетинг, привели в порядок Instagram-страницу, подготовили брендбук, провели съёмки для журналов. Результат налицо: мы выросли в 4 раза. Сейчас на маркетинг мы тратим около 15–20% выручки.
Арсений Бродач (Delo Design):
«Как только мы сузили специализацию нашего цеха до металла, дела пошли лучше»
Арсений Бродач долгое время работал по найму в архитектурных бюро, разрабатывая дизайны разных объектов. Задачи, которые он выполнял, казались ему поверхностной архитектурой: «Я хотел продумывать объекты полностью и следить за их реализацией», — рассказывает Арсений. В 2013 году он уволился и открыл собственную студию. Дизайнер арендовал офис и одну из комнат, площадью 18 кв. м, переоборудовал под мастерскую. Инструменты покупал «за копейки» либо одалживал.
Тогда в Петербурге открылись первые общественные кластеры с барами, кофейнями, хостелами и другими объектами. Владельцам заведений нужен был не только дизайн-проект, но и реализация — и как можно быстрее и дешевле. За эти заказы и взялся Арсений: «Мы сразу всё рисовали на салфетке и тут же бежали производить и строить». В основном это были барные стойки, столы, скамейки.
Первые годы студия работала в убыток. «Я часто оставался в долгах, недооценивая расходы и количество работы, которую на себя брал. Много раз доделывал и переделывал что-то за свой счёт, иногда своими руками и по ночам», — признаётся Арсений. Новые заказы закрывали долги за предыдущие, и бизнес снова уходил в минус.
Первую серийную мебель сделали в 2016 году: это были стулья из стального прута и фанеры. Тогда же студия завела свой сайт и Instagram-страницу. Со временем появились большие заказы, например стулья и столы для фудкорта на сумму 3 млн руб.
Коллекции, поначалу не пользовавшиеся спросом, стали приносить доход и выводить бизнес из минуса. Так за несколько лет студия переоборудовала цех и перешла на серийное производство мебели.
В начале 2019 года Delo Design открыла свой шоурум. Примерно тогда же Арсений взялся за маркетинг: обновил сайт и стал больше времени уделять фотографиям — заказов стало больше. До сих пор многие клиенты приходят через сарафанное радио: «Мы известны в профессиональной среде. На наш Instagram подписаны дизайнеры и те, кто интересуется дизайном и культурой в целом», — говорит Арсений. В рекламу Delo Design пока не вкладывалась, но собирается — чтобы достучаться до широкой аудитории.
Зарубежных покупателей немного. По словам Арсения Бродача, европейцам интересен российский продукт, поскольку он дешевле и не уступает по качеству и дизайну местным брендам. Но таких клиентов часто отпугивает стоимость доставки: «Доставка окупается, если заказ крупный. Если нет, покупателю приходится платить двойную или даже тройную стоимость изделия — за экспорт из России, импорт в свою страну и доставку», — объясняет Арсений. Студия ищет способы снизить эти издержки, например открыть склад в близлежащей европейской стране или придумать разборные модели, которые будут помещаться в небольшую коробку.
Delo Design в цифрах:
2013 — год основания.
20 человек в команде.
5 млн руб. — среднемесячный оборот.
350 заказов мебели в 2020 году.
300–400 тыс. руб. — средний чек для проектов.
30–40 тыс. руб. — средний чек частных заказов.
Delo Design в цифрах:
350
заказов мебели в 2020 году.
20
человек в команде.
5 млн
руб. — среднемесячный оборот.
300–400 тыс.
руб. — средний чек для проектов.
30–40 тыс.
руб. — средний чек частных заказов.
В дизайне Арсений Бродач отталкивается от технологий: «Мы не придумываем предметы, которые не можем сделать». Бóльшую часть работы делает студия — на аутсорсинг уходит производство деталей и их обработка. Расходы составляют 75–85% выручки. Любая ошибка в расчётах или авария на производстве могут приблизить это число к 100%.
Стандартный заказ готовится 25 рабочих дней. Большие заказы самые выгодные, а вот единичное производство в основном выходит в минус. Самые популярные модели студия производит с запасом и уже со склада их продаёт.
В каталоге Delo Design более 50 мебельных изделий. Большая часть из них — столы и стулья. Цена последних начинается от 6 тыс. руб. Самая дорогая мебель — диваны: от 95 тыс. до 120 тыс. руб.
За последний год объёмы производства Delo Design увеличились вдвое, а среднемесячный оборот вырос до 5 млн руб. В 2020 году студия отправила в разные города около 350 заказов, не считая аксессуаров. 60% из них — общественные проекты, 40% — частные. С другой стороны, начались проблемы с поставками материалов: по словам Арсения, в стране дефицит фанеры, поролона, тканей и даже металла. Вдобавок всё это подорожало, из-за чего цена на мебель студии тоже выросла. «Но ничего, выкручиваемся», — добавляет Арсений Бродач.
1. Наша основная ошибка была в том, что мы старались делать всё самостоятельно — и металл, и дерево, и варить, и красить. Это сильно тормозило наше развитие. Любая технология требует опыта и хорошего оборудования, а к этому невозможно быстро прийти, даже при наличии инвестиций. Как только мы сузили специализацию нашего цеха до металла, дела пошли лучше.
2. Первую мастерскую я полностью отдал на откуп своим сотрудникам: они сами нашли и обустроили помещение. Когда у них появился первый заказ извне, я услышал, что мастерская принадлежит им и работать со мной они больше не хотят. Через пару недель они поссорились между собой и разошлись. Мастерской не стало, а я начал собирать новую команду.
3. В новой мастерской я выстроил горизонтальные, дружеские отношения с сотрудниками и работал с ними сдельно. Мы делили поровну гонорары, но не ответственность. Поэтому мне приходилось собственноручно и за свой счёт доделывать заказы, когда мы не укладывались в срок.
Дарья Белякова (Archipelágo):
«Не было такого предмета, который сразу бы получился»
Получив в Лондоне архитектурное образование, Дарья открыла в Москве архитектурное бюро Arch(e)type. Оно создаёт кастомизированные интерьеры в премиум-сегменте. Мебель для них делается на заказ за границей, например в Италии. В один момент накопилась критическая масса предметов, которые нужно было разработать и произвести. Тогда Дарья задумалась об отдельном мебельном направлении.
Толчком для реализации идеи стал запрос клиента, который хотел поставить в квартиру более-менее бюджетную мебель и побыстрее заехать. Основательница бюро представила, как китайская подделка стоит в её интерьере, и ужаснулась — решила, что настал момент запускать свой мебельный бизнес. Производство нашли в Петербурге. Дизайнеры бюро разработали стулья, а работники фабрики произвели серию. Так закрыли потребность клиента.
К открытию Archipelágo готовились год. В запуск Дарья вложила около 7 млн руб. За это время придумали и сделали 15 предметов, разработали сайт и подготовили шоурум. Производство оказалось самой сложной частью: «Не было такого предмета, который сразу бы получился. Много денег мы потеряли, когда делали прототипы», — признаётся Дарья.
Её студия работает через тендеры и отбирает наиболее подходящего производителя для предметов. Открывать своё производство основательница Archipelágo до последнего не хочет: «Если вдруг на моих плечах окажется производство, я буду страдать», — говорит она.
Archipelágo в цифрах:
2019 — год основания.
7 млн руб. — стартовые инвестиции.
5 человек в команде.
40 тыс. руб. — средний чек для физлица.
300 тыс. руб. — средний чек для юрлица.
25 млн руб. — оборот компании в 2020 году.
Archipelágo в цифрах:
5
человек в команде.
7 млн
руб. — стартовые инвестиции.
25 млн
руб. — оборот компании в 2020 году.
40 тыс.
руб. — средний чек для физлица.
300 тыс.
руб. — средний чек для юрлица.
Студия Archipelágo открылась в мае 2019 года. Первые клиенты пришли через Arch(e)type, с которым она работает в связке. Потом стали появляться покупатели через Instagram и сайт. Рекламу студия запускала пока только один раз. После этого в день приходило по 1–3 запроса от частных клиентов. С дилерами Archipelágo не работает — из-за большой комиссии: в таком случае конечная стоимость предмета была бы на порядок выше.
Несмотря на пандемию и общий упадок отрасли, в конце 2020 года студия Archipelágo вышла в плюс. В течение прошлого года появились несколько больших заказов — от Хорошёвской школы, театра МХАТ и девелоперов. Выросло и число частных покупателей — в 2 раза.
Источниками вдохновения для дизайнеров Archipelágo служат различные достопримечательности. Название каждого предмета в магазине начинается с координат. Например, дизайн пуфа Dover отсылает к скалистой местности английского города-порта Дувр, а стол Bern напоминает архитектуру одноимённого швейцарского города.
В каталоге студии таких предметов 30. Это стулья, пуфы, кресла, столы, диваны и книжные полки. Цена стульев начинается от 16 тыс. руб., кресел — от 34 тыс., столов — от 35 тыс. Самый дорогой товар — массивный стол стоимостью в 285 тыс. руб.
Новые предметы студия Archipelágo разрабатывает постоянно. Средний срок создания мебельного изделия с нуля — 3–4 месяца. По словам Дарьи, велик соблазн за это время переключиться на новые предметы. «Но сбиваться нельзя — надо доводить до конца», — объясняет она.
1. Вначале мне казалось, что я найду человека на управление студией мебели — который будет и в дизайне понимать, и с продажами справляться, и с производителями общаться. А я буду заниматься архитектурным бюро. Искала, пока не поняла, что такого человека просто нет. Студии нужно уделять столько же внимания, сколько и бюро.
2. Мы пытались делать предметы доступными для покупателя, но часто получалось то, что нам самим не нравилось. Потратив время на такие разработки, мы решили быть чуть-чуть дороже, но создавать предметы, к которым лежит душа.
Сергей Гравчиков (Unika Møblar):
«Бизнес начинается уже на этапе разработки нового изделия»
Изначально Сергей Гравчиков помогал Unika Møblar как консультант-дизайнер, а в 2016 году уже присоединился к Алексею Стольникову и Денису Коновалову, которые и запустили бренд. За 480 тыс. руб. партнёры арендовали помещение, купили станок и наняли первого столяра. В течение 8 месяцев делали штучную продукцию, продавали через Instagram и сарафанное радио, расширяли штат.
В августе 2017 года руководители Unika Møblar сменили весь состав. Причиной послужил конфликт между Сергеем и одним из работников производства. Последний, увидев разработку стола с несколькими сложными сочленениями и узлами, сказал: «Это невозможно сделать». После этого к подбору новых сотрудников подошли более серьёзно — искали профессионалов с горящими глазами, верящих в свою работу. Скоро на производство пришёл новый краснодеревщик, взялся за тот же проект без сомнений и сделал прототип стола.
К концу 2017 года на Instаgram-странице Unika Møblar было около 8 тыс. подписчиков — это был органический трафик. Популярности Unika Møblar способствовали участие в отраслевых выставках (Batimat, I Saloni) и в проектах известных дизайнеров — например, у Катерины Лашмановой. К тому же в те годы вокруг скандинавского дизайна, как говорит Сергей, был некий хайп.
Через три года после запуска компания вышла в плюс. Основной пул запросов на мебель шёл из сегмента HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес). Самый крупный заказ за всё время был в 2019 году: один из ресторанов в «Москва-Сити» заказал 54 стула. Несколько раз мебель попала в проекты, находящиеся в Германию, Францию и ОАЭ.
Unika Møblar в цифрах:
2016 — год основания.
50 человек в команде.
80 тыс. руб. — средний чек.
37 млн руб. — выручка в 2019 году.*
*по данным «Контур.Фокуса»
Unika Møblar в цифрах:
2016
год основания.
50
человек в команде.
80 тыс.
руб. — средний чек.
37 млн
руб. — выручка в 2019 году.*
*по данным «Контур.Фокуса».
В пандемию доля корпоративных заказов в общей выручке уменьшилась до 5%. Частные покупатели полностью компенсировали это падение. Сергей выделяет две причины: во-первых, люди стали покупать недвижимость и, следовательно, обустраивать новые площади, а во-вторых, они обратили внимание на пространство, в котором они находятся большую часть времени. Поэтому вырос спрос на качественную, эстетически привлекательную мебель. Так, за 2020 год Unika Møblar выросла в 1,5 раза, и прогнозы на следующий год у компании оптимистичные.
На сайте Unika Møblar 57 мебельных позиций: стулья, столы, диваны, кресла, шкафы, стеллажи и другие. Цены на стулья — от 16 до 26 тыс. руб., на столы — от 30 до 300 тыс. руб. Средняя цена на мягкую мебель — 130 тыс. руб., на шкафы, комоды, стеллажи — 150 тыс. руб.
Основной канал продаж бренда — это Instagram-страница. К началу 2021 года там больше 50 тыс. подписчиков. Также есть шоурум на Нахимовском проспекте в Москве. Наименее доходный канал — дилеры (в Тюмени, Сочи, Питере и Москве). Масштабная работа с ними, по словам Сергея, начинается, когда бренд уже хорошо известен.
Список расходов таков: закупка материалов, аренда шоурума и цеха, ФОТ, маркетинг (в основном реклама и съёмки) и R&D. На последнее Сергей обращает особое внимание: «Бизнес начинается уже на этапе разработки нового изделия. Важно просчитать нюансы, которые влияют на эффективность производства. Предмет, произведённый за три часа, — это одна цена, за десять — другая».
1. На первых этапах я придирался к разнице при фрезеровке в 0,01 мм, из-за чего производство затягивалось. Мой внутренний перфекционист подвергался ежедневным пыткам. Потом я выработал для себя правило: лучше сделать хорошо, чем отлично и никогда.
2. Я не умел делегировать. Мне казалось, что я дам человеку задачу и он с ней не справится: «Уж лучше сделаю сам». Так однажды посреди ночи, разогнав всех сотрудников, я шлифовал стол и понял, что погорячился.
Medium Density Fiberboard, MDF —
отделочные материалы из древесноволокнистой плиты средней плотности.