Когда заходит речь о менторстве, возникает путаница в терминах и неверные ассоциации. За менторов принимают коучей, мотивационных тренеров или инфобизнесменов. Кажется, что подопечного будут заставлять прыгать под музыку и кричать «у меня получится!». Все это не имеет ничего общего с менторством.
Чем на самом деле занимается ментор и как он может облегчить жизнь фаундера, рассказывает Алексей Алексанов, сооснователь Cabra VC и ментор Alchemist & 500 Startups.
Кто такой ментор
Ментор — это опытный наставник. Институт наставничества был всегда и во всех сферах — в бизнесе, науке, искусстве. В его основе лежит простой механизм — тот, кто знает и умеет больше, передает свой опыт подопечному.
Наставником выступает специалист, прошедший путь, который подопечный только начинает. Ментор на несколько шагов впереди, он обладает компетенциями, которых нет у подопечного. В контексте стартапов — это человек, который сам успешно запускал бизнесы и помогал с этим другим.
Сразу стоит обозначить важный момент: ментор не руководит бизнесом за фаундера, не дает категорических советов, не решает за него проблемы. Он дает направление и фреймворки — набор навыков, эффективные способы мышления и другие инструменты. Предприниматель всегда сам принимает решения.
Сотрудничество с ментором стабильное и длительное. Это не разовые консультации, а именно налаженные отношения, благодаря которым происходит рост. Обычно мотивация менторов обусловлена несколькими факторами. Ряд из них не ищет материальной выгоды, они работают из интереса к проекту и начинающим предпринимателям. Их минус в том, что интерес может быстро угаснуть, а взаимодействие в таком случае будет ближе к разовым консультациям, чем к полноценному менторингу. Другие работают за долю в бизнесе, обычно до 1%.
Какую пользу может принести ментор
— Даст экспертизу и взгляд со стороны. Ментор поможет посмотреть на проблемы под другим углом, избежать стандартных ошибок, которые совершают фаундеры на разных этапах. В отличие от фаундера, ментор не находится внутри бизнеса, его не затянула операционка, у него свежий взгляд.
Наставник может задавать вопросы, которые сам предприниматель себе никогда не задаст. Также ментор поможет в целом переоценить многие ситуации, понять, что некоторые вещи гораздо проще, чем кажутся начинающему предпринимателю. А какие-то, наоборот, серьезнее, на них нужно выделить больше времени и не упускать из виду.
— Поможет с нетворкингом. Опытный ментор имеет широкую сеть профессиональных контактов, обычно не против ими поделиться. Начинающий предприниматель может потратить годы на самостоятельное выстраивание связей внутри новой для себя отрасли.
— Подскажет, как перейти от абстрактных идей к конкретным действиям. Мозг фаундера кипит от массы идей, он не знает, с чего начать и за что хвататься. Вместе с ментором можно провести их переоценку, составить конкретный план по реализации самых перспективных.
— Даст совет в тяжелой ситуации. Предприниматель часто остается один на один с проблемами — он не может пойти за бизнес-советом к сотрудникам, друзьям или семье. Нужен опытный человек со стороны, который понимает, через что проходит фаундер. Ментор поддержит или, наоборот, даст критический фидбек и честно укажет на слепые зоны.
— Поможет разобраться с внутренними проблемами. Ментор может работать не только на уровне бизнес-решений, но и помогать с личностными аспектами. Например, если у фаундера есть внутренние страхи, блоки мышления, которые мешают ему развивать бизнес даже при наличии нужных навыков и ресурсов.
Кто подойдет на роль ментора
Ментор должен обладать опытом ведения бизнеса, для стартапов — лучше с самого нуля. Это необязательно человек из вашей отрасли, подойдет и просто сильный бизнесмен, который имеет вдохновляющие достижения и экспертизу.
Подбирайте кандидатов в менторы из людей, которые мотивируют, на которых вы хотите равняться. При этом лучше не вступать в менторские отношения со своим главным «кумиром» в профессии. Это не всегда эффективно — вы можете себя чувствовать зажато, приукрашивать результаты, не полностью открываться ментору.
Обязательное условие для ментора — умение доносить свой опыт другим людям. Даже выдающиеся бизнесмены часто не обладают таким талантом. Поэтому, кроме богатого личного опыта, у потенциального ментора должны быть еще и успешные кейсы помощи подопечным.
Не подойдет для менторства и человек, который навязывает свою модель мышления, пытается руководить компанией за ее основателя.
Ментор не должен слишком сильно углубляться в бизнес, иначе он начнет воспринимать его как свое дело. Задача наставника — показать фаундеру путь, который поможет ему самому разобраться с проблемами. За решение всегда отвечает фаундер, в том числе и своими деньгами. Ментор только направляет и советует.
Выбирайте ментора, который разделяет ваши ценности и взгляды на бизнес до такой степени, чтобы было комфортно с ним взаимодействовать. Но при этом не надо искать наставника, абсолютно во всем согласного со своим протеже. В этих отношениях важен честный фидбек, критические замечания (там, где они полезны), профессиональное мнение, а не полное согласие и единство мыслей. Ментор должен уметь указать на ошибки, при этом не принижая фаундера и не пытаясь показать ему, как делать правильно.
Где найти наставника для бизнеса
— Сеть контактов. Присмотритесь к сильным специалистам в окружении и к тем, с кем могут свести знакомые.
— Мероприятия для фаундеров. Познакомиться с будущим наставником можно внутри стартап-акселератора, на специальных мероприятиях и лекциях для начинающих предпринимателей.
— Информационное пространство. Если вам помогают советы, которыми делится эксперт в статьях, интервью, видео, то попробуйте выйти с ним на связь в офлайне или онлайне, например через Linkedin или Фейсбук.
— Определите для себя одного или нескольких кандидатов, обратитесь к ним с запросом. Вам нужно заинтересовать будущего ментора, чтобы у него была мотивация вовлекаться в общение и работу. По первым сообщениям или короткой беседе будет понятно, насколько он в целом открыт к перспективе наставничества.
— Не стоит сразу предлагать человеку стать ментором, сначала организуйте встречу или короткую беседу, расскажите о проекте, задайте вопросы. Обращайте внимание на то, насколько комфортно в общении, насколько вам полезно это взаимодействие, приятен ли человек в целом. Образ в СМИ отличается от личного впечатления, поэтому надо присматриваться.
Не стоит сразу же предлагать кандидату в менторы долю в компании. Сначала проведите несколько встреч, оцените, подходит ли вам этот человек, есть ли контакт, сможете ли вы расти в этом сотрудничестве.