Ментор для бизнеса: зачем фаундеру наставник

Ментор для бизнеса: зачем фаундеру наставник
Фото: Klaus Vedfelt / Getty Images

Когда заходит речь о менторстве, возникает путаница в терминах и неверные ассоциации. За менторов принимают коучей, мотивационных тренеров или инфобизнесменов. Кажется, что подопечного будут заставлять прыгать под музыку и кричать «у меня получится!». Все это не имеет ничего общего с менторством.

Чем на самом деле занимается ментор и как он может облегчить жизнь фаундера, рассказывает Алексей Алексанов, сооснователь Cabra VC и ментор Alchemist & 500 Startups.

Кто такой ментор

Ментор — это опытный наставник. Институт наставничества был всегда и во всех сферах — в бизнесе, науке, искусстве. В его основе лежит простой механизм — тот, кто знает и умеет больше, передает свой опыт подопечному.

Наставником выступает специалист, прошедший путь, который подопечный только начинает. Ментор на несколько шагов впереди, он обладает компетенциями, которых нет у подопечного. В контексте стартапов — это человек, который сам успешно запускал бизнесы и помогал с этим другим.

Сразу стоит обозначить важный момент: ментор не руководит бизнесом за фаундера, не дает категорических советов, не решает за него проблемы. Он дает направление и фреймворки — набор навыков, эффективные способы мышления и другие инструменты. Предприниматель всегда сам принимает решения.

Сотрудничество с ментором стабильное и длительное. Это не разовые консультации, а именно налаженные отношения, благодаря которым происходит рост. Обычно мотивация менторов обусловлена несколькими факторами. Ряд из них не ищет материальной выгоды, они работают из интереса к проекту и начинающим предпринимателям. Их минус в том, что интерес может быстро угаснуть, а взаимодействие в таком случае будет ближе к разовым консультациям, чем к полноценному менторингу. Другие работают за долю в бизнесе, обычно до 1%.

Какую пользу может принести ментор

— Даст экспертизу и взгляд со стороны. Ментор поможет посмотреть на проблемы под другим углом, избежать стандартных ошибок, которые совершают фаундеры на разных этапах. В отличие от фаундера, ментор не находится внутри бизнеса, его не затянула операционка, у него свежий взгляд.

Наставник может задавать вопросы, которые сам предприниматель себе никогда не задаст. Также ментор поможет в целом переоценить многие ситуации, понять, что некоторые вещи гораздо проще, чем кажутся начинающему предпринимателю. А какие-то, наоборот, серьезнее, на них нужно выделить больше времени и не упускать из виду.

— Поможет с нетворкингом. Опытный ментор имеет широкую сеть профессиональных контактов, обычно не против ими поделиться. Начинающий предприниматель может потратить годы на самостоятельное выстраивание связей внутри новой для себя отрасли.

Подскажет, как перейти от абстрактных идей к конкретным действиям. Мозг фаундера кипит от массы идей, он не знает, с чего начать и за что хвататься. Вместе с ментором можно провести их переоценку, составить конкретный план по реализации самых перспективных.

— Даст совет в тяжелой ситуации. Предприниматель часто остается один на один с проблемами — он не может пойти за бизнес-советом к сотрудникам, друзьям или семье. Нужен опытный человек со стороны, который понимает, через что проходит фаундер. Ментор поддержит или, наоборот, даст критический фидбек и честно укажет на слепые зоны.

— Поможет разобраться с внутренними проблемами. Ментор может работать не только на уровне бизнес-решений, но и помогать с личностными аспектами. Например, если у фаундера есть внутренние страхи, блоки мышления, которые мешают ему развивать бизнес даже при наличии нужных навыков и ресурсов.

Кто подойдет на роль ментора

Ментор должен обладать опытом ведения бизнеса, для стартапов — лучше с самого нуля. Это необязательно человек из вашей отрасли, подойдет и просто сильный бизнесмен, который имеет вдохновляющие достижения и экспертизу.

Подбирайте кандидатов в менторы из людей, которые мотивируют, на которых вы хотите равняться. При этом лучше не вступать в менторские отношения со своим главным «кумиром» в профессии. Это не всегда эффективно — вы можете себя чувствовать зажато, приукрашивать результаты, не полностью открываться ментору.

Обязательное условие для ментора — умение доносить свой опыт другим людям. Даже выдающиеся бизнесмены часто не обладают таким талантом. Поэтому, кроме богатого личного опыта, у потенциального ментора должны быть еще и успешные кейсы помощи подопечным.

Не подойдет для менторства и человек, который навязывает свою модель мышления, пытается руководить компанией за ее основателя.

Ментор не должен слишком сильно углубляться в бизнес, иначе он начнет воспринимать его как свое дело. Задача наставника — показать фаундеру путь, который поможет ему самому разобраться с проблемами. За решение всегда отвечает фаундер, в том числе и своими деньгами. Ментор только направляет и советует.

Выбирайте ментора, который разделяет ваши ценности и взгляды на бизнес до такой степени, чтобы было комфортно с ним взаимодействовать. Но при этом не надо искать наставника, абсолютно во всем согласного со своим протеже. В этих отношениях важен честный фидбек, критические замечания (там, где они полезны), профессиональное мнение, а не полное согласие и единство мыслей. Ментор должен уметь указать на ошибки, при этом не принижая фаундера и не пытаясь показать ему, как делать правильно.

Где найти наставника для бизнеса

 — Сеть контактов. Присмотритесь к сильным специалистам в окружении и к тем, с кем могут свести знакомые.

 — Мероприятия для фаундеров. Познакомиться с будущим наставником можно внутри стартап-акселератора, на специальных мероприятиях и лекциях для начинающих предпринимателей.

 — Информационное пространство. Если вам помогают советы, которыми делится эксперт в статьях, интервью, видео, то попробуйте выйти с ним на связь в офлайне или онлайне, например через Linkedin или Фейсбук.

— Определите для себя одного или нескольких кандидатов, обратитесь к ним с запросом. Вам нужно заинтересовать будущего ментора, чтобы у него была мотивация вовлекаться в общение и работу. По первым сообщениям или короткой беседе будет понятно, насколько он в целом открыт к перспективе наставничества.

— Не стоит сразу предлагать человеку стать ментором, сначала организуйте встречу или короткую беседу, расскажите о проекте, задайте вопросы. Обращайте внимание на то, насколько комфортно в общении, насколько вам полезно это взаимодействие, приятен ли человек в целом. Образ в СМИ отличается от личного впечатления, поэтому надо присматриваться.

Не стоит сразу же предлагать кандидату в менторы долю в компании. Сначала проведите несколько встреч, оцените, подходит ли вам этот человек, есть ли контакт, сможете ли вы расти в этом сотрудничестве.