Разобраться • 12 июня 2025
«Моцарт точно бы использовал ИИ»: как Дэвид Коуп переизобрел аудиоиндустрию в 1980-х
«Моцарт точно бы использовал ИИ»: как Дэвид Коуп переизобрел аудиоиндустрию в 1980-х
Текст: Григорий Щеглов
Фото: UCSC
Принято считать, что ИИ — это тренд последних лет, связанный с машинным обучением и большими массивами данных, однако на самом деле первые композиции, написанные компьютером, появились почти 70 лет назад. В мае 2025 года в возрасте 83 лет ушел из жизни Дэвид Коуп — человек, который задолго до ChatGPT и современных нейросетей научился генерировать музыку.
«Инк» делится историей первопроходца в мире генеративной музыки. В этом материале — о том, как работали ранние программы для аудиоинжиниринга, почему люди всегда были против роботов, и об умении вовремя остановиться.
Принято считать, что ИИ — это тренд последних лет, связанный с машинным обучением и большими массивами данных, однако на самом деле первые композиции, написанные компьютером, появились почти 70 лет назад. В мае 2025 года в возрасте 83 лет ушел из жизни Дэвид Коуп — человек, который задолго до ChatGPT и современных нейросетей научился генерировать музыку.
«Инк» делится историей первопроходца в мире генеративной музыки. В этом материале — о том, как работали ранние программы для аудиоинжиниринга, почему люди всегда были против роботов, и об умении вовремя остановиться.
История ИИ-музыки началась в 1981 году не с технологического прорыва, а с банального творческого кризиса. Дэвид Коуп, уже признанный композитор, чьи произведения исполнялись в Карнеги-холле, получил заказ на создание оперы «в его стиле». Несмотря на прошлый успех (а может, именно из-за него) он столкнулся с творческим блоком: ноты никак не складывались в нужные последовательности, мелодии не приходили в голову. Ответ нашелся в неожиданном для 1981 года месте — на компьютере.
«Я не мог понять, какой у меня стиль, поэтому я решил разобраться, что такое стиль в целом. Я представил музыку в виде „управляемых данных“. Так и появился мой алгоритм», — отмечал в интервью композитор.
Коуп не был первопроходцем. Еще в 1957 году Лежарен Хиллер и Леонард Айзексон использовали пятитонный суперкомпьютер для создания композиции «Illiac Suite». Но подход Коупа был принципиально новым: его алгоритм не просто генерировал ноты, он анализировал существующие произведения и воспроизводил их стиль.
Процесс был простой, но трудоемкий. На разработку программы ушли годы — все, чтобы затем написать оперу за два дня. Композитор разделил собственные произведения на маленькие части и систематизировал их в виде чисел в базе данных. Его алгоритм анализировал эти данные, находил паттерны и собирал их в новые комбинации.
«Я понял, что вся музыка — это по сути вдохновенный плагиат. Великие композиторы поглощали музыку, которая была до них, и их мозг рекомбинировал мелодии и фразы характерным образом. Я уверен, если бы Моцарт имел доступ к ИИ, он бы обязательно использовал его как инструмент», — объяснял Коуп свою философию.
Программа получила название «Эксперименты в области музыкального интеллекта» (Experiments in Musical Intelligence), или, сокращенно, EMI, — сам же композитор ласково звал ее Emmy в своих интервью.
Прорывной момент случился в 1983 году, когда композитор работал с музыкой Баха. Он понял, что Бах существует не в своей предсказуемости, а в мельчайших моментах, где он нарушал собственные правила. Коуп разработал «маленький аналитический движок», который мог вносить случайность в предсказуемый алгоритм.
Результаты поражали. Программа создавала произведения в стиле Баха, которые даже профессиональные музыканты не могли отличить от подлинных. EMI генерировала оригинальные симфонии в духе Моцарта, Палестрины, Шопена.
Впрочем, реакция музыкального сообщества на ИИ-музыку была предсказуемо бурной и противоречивой. Когда в 1997 году в Орегоне состоялся концерт произведений EMI, многие слушатели были восхищены красотой и сложностью композиций. Но стоило объявить, что музыку написал компьютер, как восторг сменился возмущением.
Критики обвиняли Коупа в деградации искусства. Консервативные музыканты утверждали, что машина не способна на настоящее творчество, поскольку у нее нет души, эмоций, жизненного опыта.
«Люди говорят мне, что не слышат души в музыке, — отвечал Коуп. — Когда они это делают, я достаю страницу с нотами и прошу показать мне, где находится душа. Чувства, которые мы получаем от прослушивания музыки, — это то, что производим мы сами, их нет в нотах. Музыка — просто спусковой крючок».
Коуп парировал: а разве студенты консерваторий не учатся точно так же — анализируя произведения мастеров, копируя их стиль, постепенно находя собственный голос? Его EMI просто делала то же самое, но значительно быстрее и с большей точностью.
Несмотря на это, сгенерированная EMI музыка не смогла завоевать признание консервативных композиторов. Дэвид Коуп стал относительно популярным среди узкой аудитории ИИ-энтузиастов и исследователей, изучающих алгоритмы, однако так и не вышел в мейнстрим.
Со временем Коуп пришел к философскому пониманию: часть наследия композитора — его смерть. Окончание придает смысл всему каталогу музыки, написанному в течение жизни. Это то, что делает музыку по-настоящему впечатляющей.
Имея это в виду, он закрыл EMI, ограничив ее каталог 11 тыс. отобранных произведений. Что интересно, программа так и не вышла за пределы его древнего компьютера Power Mac 7500, снятого с производства еще в 1996 году.
Позже композитор продолжил эксперименты с генерацией музыки и даже представил новый алгоритм — Emily Howell. Вторая версия программы добавляла в композиции больше собственного стиля и в целом работала как более самостоятельный инструмент. Коуп выпустил два альбома Emily Howell, однако его главной разработкой до конца оставалась EMI.
Когда композитора спрашивали, не хочет ли он вернуться к бумаге и карандашу, он смеялся: «Это все равно что пытаться выкопать яму руками, когда уже изобрели лопату. Или идти пешком до соседнего города, если у тебя есть машина». Последний альбом с музыкой он выпустил в 2012 году.