Доходы на отходах. Зачем бизнес организует сбор вторсырья

Разобраться • 14 ноября 2025

Доходы на отходах. Зачем бизнес организует сбор вторсырья

Доходы на отходах. Зачем бизнес организует сбор вторсырья

Обложка

Автор: Екатерина Ясакова


Вы бросаете пластиковую бутылку в яркий фандомат, получаете скидку на кофе и чувствуете себя спасителем планеты. Но это лишь начало пути. Ваш пластик станет частью сложной экономической цепочки, в которой переплелись маркетинг, госрегулирование и борьба за дешевые кредиты. «Инк» разобрался, как устроен рынок вторсырья, кто на нем зарабатывает и где заканчивается экология и начинается чистый бизнес.

Вы бросаете пластиковую бутылку в яркий фандомат, получаете скидку на кофе и чувствуете себя спасителем планеты. Но это лишь начало пути. Ваш пластик станет частью сложной экономической цепочки, в которой переплелись маркетинг, госрегулирование и борьба за дешевые кредиты. «Инк» разобрался, как устроен рынок вторсырья, кто на нем зарабатывает и где заканчивается экология и начинается чистый бизнес.

Чья ответственность

Среднестатистический россиянин в 2023 году оставил после себя 322,3 кг мусора, что больше, чем годом ранее, на 3,1%, или на 9,7 кг, подсчитали в аналитической службе аудиторско-консалтинговой сети «Финэкспертиза» на основе данных Росприроднадзора. Общий объем сгенерированного бытового мусора вырос за год до 47,2 млн тонн. Ответственность за решение экологических проблем, по мнению 71% граждан, лежит на бизнесе, общественных и государственных институтах, свидетельствуют данные исследования аналитического центра НАФИ.

При этом сами жители страны готовы участвовать в уменьшении количества отходов. Так, 40% участников опроса группы «Самолет» заявили, что сортируют мусор, а 38% передают старые вещи в специализированные сервисы.

Чаще всего удается сортировать пластик, стекло и бумагу. Участники исследования также назвали барьеры для сортировки и сдачи вторсырья.

Например, жители московского региона не видят смысла в сортировке, поскольку предполагают, что все отходы будут отправлены на один полигон. А большинство петербуржцев отметили, что в их жилых комплексах отсутствуют баки для сортировки.

Государство проблему заметило. Изменение порядка обращения с отходами началось в России 1 января 2019 года. Этот процесс известен как мусорная реформа. В мае прошлого года президент России Владимир Путин поставил задачу обеспечить к 2030 году сортировку 100% твердых коммунальных отходов и захоронение минимум половины из них.

От крышечек до одежды

В Москве не так сложно найти пункт приема пластиковых бутылок и крышечек, одежды и батареек. Например, контейнеры для сбора батареек установлены почти в каждом магазине «ВкусВилл», а контейнеры для крышечек — в 60% магазинов сети во всех районах ее присутствия (на пять магазинов в районе в двух-трех организован сбор крышечек).

Вардан Варданян

Вардан Варданян

лидер экологического направления «ВкусВилла»

«В среднем с одной торговой точки сети на переработку отправляется около 15 кг элементов питания (батарейки, аккумуляторы, электронные сигареты), исчерпавших свой ресурс, По внутренним подсчетам, примерно 300 тыс. человек сдают батарейки во «ВкусВилл». Также ежемесячно передаем около 15 тыс. кг крышечек на переработку».

По его словам, недавно «Вкусвилл» начал установку умных устройств — экообменников — для сбора батареек и крышек за бонусы. Благодаря им можно точно видеть и анализировать, сколько людей вовлекается в процесс.

Еще один проект, который можно назвать наиболее крупным, — фандоматы Ecoplatform. С 2019 года сеть фандоматов компании по сбору пластиковых бутылок и алюминиевых банок выросла с нуля до более 1 тыс. устройств по всей России, а общее количество собранной тары превысило 80 млн единиц, из которых 30 млн было собрано в Москве, рассказал «Инку» управляющий партнер компании Иван Гусаков.

Иван Гусаков

Иван Гусаков

управляющий партнер Ecoplatform

«Пользователи получают бонусы за каждую сданную бутылку или банку, которые затем можно обменять на скидки и предложения от партнеров».

Проект «Не просто вещь», отдельное направление Ecoplatform, был запущен в 2022 году для сбора одежды и текстиля. За неполные три года в Москве и регионах появилось более 1,7 тыс. боксов, куда жители сдали свыше 1,5 тыс. тонн вещей, добавил Гусаков.

Еще один проект — сбор одежды фондом «Второе дыхание», у которого есть более 700 собственных и партнерских контейнеров и пунктов приема в 75 городах России. Точку сбора можно найти практически в каждом районе Москвы. Ежемесячно фонд принимает более 120 тонн одежды, которая направляется нуждающимся семьям, в приюты для животных, на переработку, свидетельствуют данные сайта фонда.

В общей сложности с 2015 года фонд собрал, перераспределил и переработал более 7 853 тонн одежды.

Правда ли перерабатывают

Элементы питания, собранные в магазинах «ВкусВилл», отправляются в Челябинск в компанию «Мегаполисресурс» — переработчик бытовых батареек и аккумуляторов, рассказал Варданян. На заводе вторсырье дробят и отделяют ценные компоненты: железо, цинк, марганец и графит. Полученное сырье отправляют на вторичное производство новых батареек, белой краски и других товаров.

Собранные крышечки отправляются на несколько заводов — «Технониколь», «РеПластик», «Тара.ру» и другие региональные заводы, добавил собеседник. Там пластик обретает новую жизнь, а вырученные средства поступают в благотворительные фонды. Пожертвования позволяют приобретать новые инвалидные коляски и средства реабилитации для приемных детей с ограниченными возможностями.

После накопления нужного объема вся собранная Ecoplatform тара отправляется в собственный сортировочный пункт, а после этого — к нашим партнерам по переработке.

Иван Гусаков

Иван Гусаков

управляющий партнер Ecoplatform

«Средняя цена передачи пластика составляет около 10 руб. за килограмм. Из полученных материалов изготавливают пластиковые бутылки, мебель для дома и сада, детские площадки, и т. д. Нередко пластиковые бутылки перерабатываются во флексу (пластиковые хлопья), далее вторсырье используют при производстве синтетических материалов, сфера применения которых невероятно обширна. Алюминиевые банки переплавляются в алюминий. Это сырье используют для производства автомобильных комплектующих, крепежей и других составляющих мебели, конденсаторов и многого другого».

Переработка текстиля, по его словам, — многоэтапный процесс. Сначала вещи попадают в боксы, затем их собирают и доставляют в сортировочный центр, где вещи проходят проверку. От качества сортировки зависит дальнейшая судьба текстиля: одни вещи обретут вторую жизнь через секонд-хенд или благотворительные организации, другие отправятся на апсайкл, а непригодные для носки материалы переработают в техническую ветошь.

А вот сбор таких видов вторсырья, как стекло и бумага, более сложен и затратен для бизнеса, добавил Гусаков.

Иван Гусаков

Иван Гусаков

управляющий партнер Ecoplatform

«Для стекла и макулатуры нужны отдельные линии переработки и логистика. В России такие мощности пока развиты неравномерно. Кроме того, пластиковая тара и алюминий выгоднее для сбора: их легче сортировать, переработка дешевле, а спрос на вторсырье выше».

В Москве пунктов приема бумаги, организованных бизнесом, действительно меньше, чем точек, где можно сдать пластиковые бутылки или батарейки, убедился «Инк». Например, есть экоцентр «Сборка» в центре дизайна ArtPlay, куда можно принести макулатуру, но придется заплатить за парковку. Также большинство проектов предлагают принять бумагу за деньги (5−10 руб. за 1 кг).

Но пункт компании может располагаться в другом районе Москвы. Также некоторые проекты предлагают вывезти макулатуру в больших объемах, например от 300 кг. В противном случае вывоз будет платным.

В СССР, по словам Гусакова, сбор макулатуры был массовым благодаря централизованной системе. Сейчас проектам приходится строить свою локальную инфраструктуру заново, утверждает Гусаков.

Дело не в деньгах, а в лояльности

Согласно исследованию Nielsen, 59%покупателей больше доверяют брендам, в стратегии которых присутствует фокус на экологию. Более трети россиян обращают внимание на экомаркировки — обозначения, которые указывают на экологическую безопасность товара. Более половины таких покупателей согласны переплатить за наличие экомаркеров, а 26% готовы отказаться от какого-либо товара из-за их отсутствия.

Любовь Вдовых

Любовь Вдовых

руководитель направления устойчивого развития SYNERGETIC

«Ведение бизнеса с ориентиром на экоповестку — это уже не тренд, а требование рынка: потребители всё чаще выбирают ответственные бренды, формируя вокруг них лояльное сообщество. Для компаний это становится отличной возможностью не только укрепить репутацию, но и выстроить долгосрочные отношения с клиентами, основанные на общих ценностях, миссии и философии».

У SYNERGETIC есть мобильные пункты приема вторсырья — экомобили, компания является основным партнером экоцентра «Сборка» в Москве и Санкт-Петербурге, реализует вместе с компаниями Ecoplatform и Wildberries проект по установке боксов для сбора вещей, одежды и текстиля на переработку.

Для «ВкусВилла» экоинициативы также инвестиция в доверие покупателей и устойчивое развитие бренда, отметил Варданян.

Вардан Варданян

Вардан Варданян

лидер экологического направления «ВкусВилла»

«Прямой выгоды в деньгах почти нет: переработка батареек, например, стоит дороже, чем сбор. Мы каждый месяц оплачиваем логистику и утилизацию. С крышечек мы тоже ничего не зарабатываем — все крышечки идут на заводы, которые отправляют деньги от переработки в фонды».

При этом, по его мнению, компаниям однозначно стоит внедрять проекты, связанные с экологией, в частности раздельный сбор вторсырья. «Даже если это небольшое предприятие и нет взаимодействия с клиентом, то в рамках офиса можно организовать как минимум раздельный сбор, — сотрудники оценят, и это позитивно повлияет на HR-бренд компании», — уверен Варданян.

Он порекомендовал бизнесу начинать с небольших шагов — сбора батареек, крышечек, бутылок/банок. По его словам, это не прямой источник дохода, а элемент имиджа. «Организация точек приема вторсырья для бизнеса не разовая акция, а стратегический инструмент, который окупается в долгосрочной перспективе», — заключил эксперт.

Для Ecoplatform реализация собранных отходов лишь часть экономики проекта, рассказали в компании. Стоимость производства фандомата около 400 тыс. руб., обслуживание в месяц может составлять около 15 тыс. руб. с учетом инженерных работ и вывоза собранного сырья. По итогам 2024 года выручка Ecoplatform составила 156 млн руб.

Ключевая бизнес-модель строится вокруг установок фандоматов совместно с партнерами. Именно такие проекты позволяют компании расширять сеть устройств, увеличивая экологический вклад и стабильность компании. Еще часть дохода формируется за счет B2B-интеграций: бренды и ретейлеры подключаются к бонусной программе Ecoplatform и предлагают пользователям обменивать баллы за сдачу тары на скидки или товары.

Так, например, среди пользователей популярен проект Ecoplatform и «ВкусВилла». Клиенты ретейлера обменивают бутылки и банки на бонусы, которые можно использовать при покупке продуктов. За один только месяц пользователи конвертируют свыше 10 млн бонусов — это показатель и популярности, и устойчивости привычки. Для ретейлера это означает рост частоты покупок и возвращаемость клиентов.

Помимо повышения лояльности клиентов и усиления доверия к HR-бренду, ESG-практики позволяют получить «зеленое» финансирование — инвестиции в проекты, которые способствуют экологической устойчивости.

Так, банки выдают кредиты на льготных условиях. На начало 2025 года агрегированный портфель ESG-кредитов мог достичь 7 трлн руб., или почти 8% суммарного корпоративного кредитного портфеля банков.

Кто все-таки молодцы

В сборе вторсырья бизнесом есть плюсы и минусы, считает эксперт проекта «Земля касается каждого» в области экономики замкнутого цикла Алексей Киселев.

В Москве действует двухпоточная система: в синий контейнер жители могут сдавать все виды вторсырья: стекло, металл, пластик, макулатуру. Баки с серой маркировкой предназначены для всего остального.

Отходы из синего контейнера в Москве, по словам Киселева, действительно вывозят и сортируют. Но люди все равно могут не замечать наклейки на баках и кидать мусор куда придется.

 Алексей Киселев

Алексей Киселев

эксперт проекта «Земля касается каждого» в области экономики замкнутого цикла

«Помогла бы более удобная система: баки для разных видов вторсырья с четкими наклейками, чтобы люди понимали, куда что бросать. И компании, которые предоставляют такую возможность, в любом случае молодцы».

Однако есть нюанс. По словам эксперта, компании собирают вторсырье в магазинах, но там же продают товары с неперерабатываемой упаковкой.

 Алексей Киселев

Алексей Киселев

эксперт проекта «Земля касается каждого» в области экономики замкнутого цикла

«Очень просто поставить в магазине контейнер и собирать что-то. Батарейки, например, в России вообще очень выгодно перерабатывать. Можно сказать, что здесь одна из лучших систем переработки батареек в мире. И вот магазин собрал 1 кг батареек в день, а покупатели отнесли на помойку 10 кг неперерабатываемого сырья. Получается, компания все-таки не молодец. Это гринвошинг — злоупотребление маркетингом».

С фандоматами, по его словам, тоже не все так просто. Термин происходит от немецкого Рfand — залог. 10–15% собранной продукции окупится, а остальную долю должен кто-то заплатить, объяснил Киселев. Поэтому владельцы фандоматов и вынуждены привлекать партнеров. Допустим, фандомат стоит на вокзале и его владельцу выпадающую стоимость платит партнер — «РЖД», приводит пример эксперт. Если перестает платить, фандомат приходится убирать.

«Если компания хочет запустить бизнес, связанный со сбором вторсырья в фандоматах, то важно помнить, что это игра вдолгую, минимум на 10–15 лет», — подчеркнул Киселев.

Он отметил, что малому и среднему бизнесу стоит подумать, как сделать, чтобы клиенты покупали именно продукцию, а не упаковку к ним.

 Алексей Киселев

Алексей Киселев

эксперт проекта «Земля касается каждого» в области экономики замкнутого цикла

«Сегодня выигрывает тот бизнес, который позволяет наливать жидкости — бытовую химию или молоко — в собственную тару покупателей. Такой подход помогает получить субсидии не менее, чем сбор вторсырья. Условно, в кофейне бариста отмечает, он налил кофе в стеклянную чашку, собственный стакан покупателя или в одноразовый стакан. Затем кофейня считает число сэкономленных стаканов и получает «зеленый» кредит».

В случае с бумагой, по его словам, самый простой пример экоинициативы для бизнеса — избавиться от бумажных чеков и отправлять их на электронную почту. Так, например, московские власти позволили жителям города отказаться от бумажного платежного документа.