«Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер Яндекса построил рекламного гиганта в Telegram

Разобраться • 14 июня 2025

«Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер «Яндекса» построил рекламного гиганта в Telegram

«Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер »Яндекса» построил рекламного гиганта в Telegram

Текст: Елизавета Пикулицкая

Фото: предоставлены Вадимом Стерлиным


Пока Google и «Яндекс» делят традиционный рекламный рынок, экс-менеджер «Яндекс Директа» Вадим Стерлин построил $5,3-миллионный бизнес на новой территории — в мини-приложениях Telegram. Его платформа AdsGram обрабатывает 50 млн показов в день и контролирует, по заявлениям самой компании, до 70% рекламного рынка мессенджера. Как создать рекламного гиганта там, где крупные игроки еще не появились, — в интервью «Инка».

Пока Google и «Яндекс» делят традиционный рекламный рынок, экс-менеджер «Яндекс Директа» Вадим Стерлин построил $5,3-миллионный бизнес на новой территории — в мини-приложениях Telegram. Его платформа AdsGram обрабатывает 50 млн показов в день и контролирует, по заявлениям самой компании, до 70% рекламного рынка мессенджера. Как создать рекламного гиганта там, где крупные игроки еще не появились, — в интервью «Инка».


AdsGram в цифрах:

22,3 млн руб. — выручка в 2019 году.

28,9 млн руб. — выручка в 2020 году.

~100 шрифтов в магазине.

5,4 тыс. продаж в магазине в 2020 году.

Источник: данные компании



AdsGram в цифрах:

Источник: данные компании


$5.3 млн

— выручка в 2024 году.


>20 тыс.

клиентов.


45

сотрудников в команде.


40–50 млн

рекламных показов в день по всему миру.


$50 тыс. 

грант от Ton Foundation.


800

партнерских приложений.


«Лучший сервис покупки рекламы»

(по версии TgConf Awards’25).


36,8 млн 

суммарный месячный охват (согласно отчету Telegram Mini Apps за апрель 2025 года).

Всю жизнь Вадим Стерлин метался между работой в корпорациях и стартапах: первые явно подходили по компетенциям, но работать в новых амбициозных проектах было интереснее.

Свой первый бизнес Вадим основал еще студентом, когда открыл мастерскую по настройке пианино. Дело не пошло, поэтому он продолжил учебу и поступил в магистратуру, откуда попал на стажировку в Deloitte и McKinsey. Вадим вспоминает, что бо́льшую часть времени приходилось работать над проектами, которые так и остались на бумаге.

После он устроился в Lamoda на роль менеджера проектов. Но уже через несколько месяцев бывший сокурсник Вадима Эльдар позвал его разрабатывать IT-стартап: ПО по защите от подделок, которое работало с помощью NFC-чипов. Их встраивали в товары, чтобы клиенты могли с помощью смартфона проверить подлинность.

Проект назвали Versium. Он прошел через акселератор «Лаборатории Касперского», после чего Вадим и Эльдар решили выйти оттуда и развивать стартап самостоятельно. Финансировать все тоже пришлось самим.

Через год работы молодые люди поняли, что разработка, в которую они вкладывают свое время и деньги, вовсе не нужна рынку. «Мы сделали крутую технологию для защиты от подделок и потратили около двух миллионов (сумма вместе с деньгами из фонда). А потом поняли, что настолько высокая степень защиты вообще никому не нужна. Я на него потратил все свои деньги, сжег на нем все, что у меня было», — вспоминает Вадим.

Проект закрыли, и парень сменил фокус — стал менеджером продукта в «Яндекс Директе». Примерно через год начался его «настоящий», как он сам считает, путь в бизнесе: работа с рекламой открыла для него новый интерес к Telegram, трафику и криптовалюте. В 2021 году, в момент бума NFT-проектов, Вадим запустил игру Fanton и на перепродажах заработал $20 тыс.

Проект стал расти и в 2023 году привлек инвестиции, но через полтора года вместе с ростом рынка Telegram Вадим сфокусировался на новой возможности — рекламной системе для мини-аппов. Благодаря связям, наработанным за два года, а также экспертизе в рекламном рынке, он смог убедить Ton Foundation выделить грант на начало проекта. Так начался проект AdsGram — одна из крупнейших рекламных платформ в экосистеме (согласно отчету Telegram Mini Apps, есть у «Инка»).

От «Яндекса» к крипте

— Ты мог построить карьеру в одной из крупнейших компаний России, но все равно выбирал стартапы. Что было самым сложным в переходе от найма к роли предпринимателя?

— Мне часто говорили, что я поработал в лучших компаниях России, но я сейчас начинаю думать, что это не обязательно плюс. Как менеджер, я действительно много знаю, но в предпринимательстве это иногда мешает. Иногда я начинаю слишком глубоко закапываться, делать что-то сам и залезать в операционку вместо того, чтобы отдавать задачи команде. Я сейчас много думаю про эту разницу в мышлении. Очень погружен в операционку, а хочется больше времени уделять стратегии.

— Расскажи о своем последнем проекте, из которого ты пришел в AdsGram.

— Я работал в «Яндексе» и занимался рекламой мобильных приложений. Это очень похоже на то, что мы делаем сейчас. В «Яндекс» я пошел, потому что реклама и поиск — это одни из самых сложных и интересных областей в IT. Да, сейчас появился AI, но рекламные технологии продолжают оставаться одним из самых сложных доменов в IT-компаниях.

Я очень хотел расти. В какой-то момент я понял, что на позиции старшего продакта я описываю, как должны работать «фичи», но мне хочется большего — и мотивация работать вообще пропала. Я стал думать, чем еще можно заняться.

Это был 2021 год. Тогда был бум NFT рынка в крипте. Мой бывший однокурсник Андрей Чунин сделал NFT-коллекцию Animal Red List и продал ее за $2 млн. Я захотел сделать что-то подобное и пошел к нему.

Так родился наш NFT-стартап Fantasy Football. Это игра, в которой ты собираешь несколько карточек футболистов и из-за действий этих футболистов в реальной жизни получаешь очки. Цель — собрать команду и набрать больше очков, чем другие игроки.

Мы тогда подумали, что можно это делать в Telegram. Ton тогда был растущим направлением, и над этой идеей мы начали работать в формате сайд-проекта. Когда мы начали, у нас было совсем немного денег — что-то типа $10 тыс. наших с Эльдаром накоплений. Мы потратили их на рекламу, создали канал, рассказали, что будем делать игру c NFT-карточками и устроили предпродажу.

На рекламу ушло около $10 тыс. Но получили мы оттуда $20 тыс. С этой игрой я почувствовал прелесть работы в крипте — ты как фаундер проекта напрямую общаешься с комьюнити и очень быстро получаешь фидбэк. Если ты сделал что-то не то, то тебе сразу говорят, что ты неправ.

В общем, когда проект «полетел», встал вопрос: привлечь деньги и расти быстрее или продолжать своими силами? Я выбрал пойти по венчурному треку. Тем более что я примерно представлял, как работает этот процесс, во время работы в акселераторе. Еще во время учебы у меня был довольно хороший курс по тому, как работает венчурная индустрия, от Алексея Милевского — он сейчас работает инвестиционным директором Mail.ru Group.

—В каком году ты привлекал деньги?

— В 2022 году. Так совпало, что я поехал в Израиль на учебу. И пока я там был, мы с командой подошли к тому, что пора попробовать привлечь средства.

— Ты получал зарубежные инвестиции?

— Да, тогда было три фонда: TOP Labs, TON Ventures и YOLO Group в нас проинвестировали. И еще несколько маленьких фондов, которые просто вкладывались в Ton. Тогда мы привлекли первый C-раунд. Он был не очень большой — на $300 тыс. Но это дало возможность уверенно вложиться в маркетинг и вырасти.

Тогда у нас было 300 тыс. пользователей в игре — на тот момент для нас это было много. Мы ездили на конференции с TON Foundation, и они показывали нас как пример одного из передовых приложений. Да и сейчас показывают.

Через полгода мы привлекли новый раунд — в этот раз около $1 млн. Среди инвесторов были Animoca Brands, Delphi Digital, TON Ventures.

Все это время я параллельно работал в «Яндексе», но после раунда понял, что пора уходить. Было страшновато: эмиграция, кризисы, все эти события в мире.

Запуск AdsGram

В какой-то момент я увидел, что в Telegram резко начало расти количество мини-приложений. Яркий пример — Hamster Combat и другие tap-to-earn. Оказалось, что в приложении куча трафика. И у нас тоже было много трафика: в нашей игре было 300 тыс. пользователей.

Мы поняли, что весь этот трафик мы можем продать, — я буквально занимался этим в «Яндексе». У меня были хорошие отношения с бывшими коллегами оттуда. Я им написал и спросил: «Ребят, есть вот такая вот идея, кто в игре?» Написал людям двадцати, откликнулись десять, а первую команду я собрал в итоге с пятью.

После я пошел в TON Foundation — это криптовалютная экосистема Telegram (они очень связаны, но это не одна компания) — и сказал: «Ребят, я предлагаю сделать систему для продажи рекламы внутри Telegram. Мне нужен грант». И мне дали грант на $50 тыс. Это произошло в феврале прошлого года. Так появился AdsGram.

— А где вы сами закупали рекламу для Fanton? Через какие каналы?

— Разные, и до сих пор продолжаем экспериментировать. Самый качественный трафик мы скупали из Telegram и через прямые размещения в каналах. Много пробовали Telegram Ads — тогда еще не было трафика из других мини-приложений: либо прямое размещение, либо Telegram Ads.

Искусство в том, чтобы все время рассказывать комьюнити, что ты делаешь, — это называется комьюнити билдинг. И это очень классное упражнение, потому что ты должен регулярно, раз в неделю или два, выходить на AMA-сессию и рассказывать, что ты сделал в комьюнити. Это как будто ты отчитываешься перед инвесторами, только их очень много, они могут критично смотреть на тебя, но пользуются твоим продуктом. Им всем действительно не все равно, что ты создаешь.

В AdsGram мы стали закупать и продавать трафик в экосистеме Telegram. Сейчас здесь много проектов, у которых есть трафик, и есть много клиентов, которым этот трафик нужен. Но как его сделать так, чтобы он эффективно перешел от одних к другим? С нужными таргетингами, с нужным качеством трафика, с нужной степенью прозрачности, чтобы никого не обманули по пути. Чтобы бизнес получил только тех пользователей, которые им нужны. В этом месте начинаются крутые технологии, рекламные аукционы и таргетинг.

Я обычно по-разному рассказываю, что я делаю. Если это проект — игрушка из Telegram, я говорю: «Ребят, я помогаю вам заработать деньги. Я делаю так, чтобы вы продали ваш трафик максимально дорого». Каждый раз, каждую секунду, что мы сейчас говорим, у нас происходит двести рекламных кампаний среди сотен рекламных кампаний. Каждую секунду между сотнями рекламных кампаний сейчас выбирается та, которая готова заплатить больше всего денег этой игре.

— Речь о programmatic-технологиях.

— Да, так работает реклама через «Яндекс», Google, и так далее.

Если приходят рекламодатели, я говорю: «Я помогаю вам закупить трафик настолько дешево, насколько это возможно. При этом вас не обманут — не будет плохого трафика». Потому что мы проверяем качество.

— Кто твои клиенты?

— Треть наших рекламодателей, может, даже чуть больше, — это игры. Еще примерно треть — инфосервисы, каналы, инфобизнесы. И еще часть — это различного рода CPA-агентства, которые закупают себе новых пользователей.

Недавно был пример: пришла игра и говорит «Нам нужно 10 млн  юзеров». Мы налили им трафика и говорим: «Супер, ребят, вот сайт, на него заходите, создаете рекламную кампанию. Вот вам инструмент, вот документация, вот все, пробуйте. Возникают вопросы — вот вам выделенный менеджер».

Это self-service инструмент. Мы — не маркетинговое агентство, которое закупает непосредственно трафик. Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу, какие нужны снасти и для какой рыбы они лучше работают.

— Расскажи о самых крутых маркетинговых кейсах, которые были в твоей практике.

— К нам пришла игрушка, которая называется «Агент 301». Они залили 11 млн пользователей через нас и, по-моему, на это потратили меньше $100 тыс. Все хорошо окупилось.

Второй — это платежный сервис, если я не ошибаюсь, BigPay. Они у нас за $3 тыс. смогли закупить трафика на 400 тыс. кликов. У них был CTR больше 10%. Думаю, что из них процентов 50 отвалилось, потому что в целом качество трафика низкое, но около 200 тыс. регистраций в платежном сервисе за $5 тыс. — это очень крутой результат.

Это выглядит особенно круто на фоне эффекта, который сегодня есть в Telegram, — lower attention span — очень низкая вовлеченность пользователей.

— Рекламы все больше, и ей уделяется все меньше внимания.

— Да. Вот в чем успех хомяка был: ты просто тапаешь. Одно простое действие. Однокнопочное. И эта история разлетелась по всему миру. Это стало одним из самых быстрорастущих игровых приложений в мире. Они дошли до 300 млн активных пользователей в пике.

Такие приложения берут готовые, проверенные механики, а дальше говорят: «Вы играете, и часть тех денег, которые мы заработаем, мы ими делимся с нашим комьюнити. В виде токена или какого-то приза». В этом идея криптовалюты и всего гейминга в крипте: раньше компании забирали все себе, а сейчас хотят с игроками разделить то, что они заработали.

Мы сейчас думаем сделать маркетинговую акцию, чтобы все пользователи, которые когда-то смотрели нашу рекламу, могли получить какую-то плюшку от нас. Важно помнить, что мы как компания зарабатываем деньги благодаря тому, что люди смотрят рекламу.

— Расскажи про свою команду. Ты упоминал, что с тобой начинали работать менеджеры из «Яндекса».

— Это мои партнеры, они акционеры компании. Я считаю, что «Яндекс» невероятно круто выстраивает культуру. Мы говорим на одном языке. Запустились в мае, сделали $100 тыс. выручки, в июне — $200 тыс., в июле — $500 тыс. А в августе и сентябре — по $1 млн. Сейчас уже меньше, потому что рынок упал, но все равно хватает, чтобы кормить команду, собирать классных людей, платить им деньги на уровне бигтеха. И я этим горжусь.

Рынок, вызовы, будущее

— А если к вам приходит рекламодатель из «серой» зоны, например онлайн-казино, — как с ним работать?

— Я думаю, что это некрасивая сторона бизнеса и точно есть примеры компаний, которых, как мы считаем, не должно никогда быть в рекламе. У нас есть вещи, которые мы никогда не пропускаем, следуя рекламной политике самого Telegram.

С другой стороны, если слишком забраться на гору моральных устоев, может стать слишком холодно и можно замерзнуть. Этому есть хороший пример.

Примерно три месяца назад в Telegram резко были забанены все приложения, где можно было делать ставки, — речь о тех, которые имеют лицензии. Они очень много закупали напрямую у разработчиков приложений, и это была важная часть денег. Но Telegram выпустил новую политику, по которой это стало запрещено, и деньги просто ушли из экосистемы. Они пошли на сайты, где трафик скупают казино — пиратские сайты и 18+. И в итоге Telegram-экосистема стала намного тяжелее развиваться. Поэтому я не считаю, что здесь надо жестко занимать позицию.

Я немного либертарианец, потому что я считаю, что запретительные меры — это самое простое, что можно сделать, но долгосрочно это только мешает. Можно смотреть более тонкие способы: лицензирование, реестр, запрещенные упоминания. Как сигареты, которые у нас не запрещены, но их нельзя рекламировать в определенных местах.

Например, с апреля крипту в Европе можно рекламировать только от лицензионных компаний с упоминанием рисков. И это выглядит как намного более экологичный подход к развитию бизнеса, потому что запретить всегда можно, но с чем ты потом останешься — это вопрос.

— Какие неожиданные рекламодатели к вам обращались?

— Автомобильные покрышки Nokian. Наш канал очень новый, и бизнес на него смотрит с опаской. Но я знаю, что реальный adoption Telegram и мини-приложений сейчас только начинается: реальное принятие Telegram как полноценной экосистемы только начинается.

В России, например, есть закон, который мешает банкам туда идти: им запрещено передавать платежную и персональную информацию в мессенджер. А так бы мы уже видели кучу приложений формата «ВТБ», «Сбера» и «Альфы».

— Вы с командой не думали работать вне экосистемы?

— Сейчас мы активно думаем, куда еще можно выйти. Но тут есть проблема, что просто выходить в веб и делать рекламу в вебе — без шансов. Там «Яндекс», Google. И у них в сотни, в миллионы раз больше данных и сильно больше людей. Там в лоб не поконкурируешь, поэтому нам сейчас нужно искать более узкие ниши. Рынок Telegram довольно маленький, поэтому он не интересен «Яндексу». Плюс явно есть желание Telegram не пускать бигтех на свою территорию.

Мы сейчас активно присматриваемся к Line — это японская экосистема вроде Telegram. Мы сейчас думаем, в какую еще сторону мы можем пойти, чтобы применить наши технологии и не зависеть от одной экосистемы.

Минус в том, что у нас сейчас подключено 60−70% приложений, которые, в целом, работают с какими-то рекламными сетями. То есть в нашей узкой сфере мы занимаем около 70% рынка и нам важно, чтобы рынок рос. Если весь рынок падает, ты это очень чувствуешь.

— Существует мнение, что Telegram как суперап находится на «зачаточной» стадии развития. Это так?

— На сто процентов. Поскольку я работаю где-то рядом, я имею небольшое представление, как устроено принятие решений в Telegram. В этой компании, например, есть только один продакт-менеджер — это Павел Дуров. Там работает около тридцати человек, может, чуть больше. Большая часть из них — программисты.

Кроме того, это идеалистическая компания, которая управляется не очень привычными способами. То есть там нет такого, что если что-то приносит деньги, значит, это нужно делать. Это немного другая философия, и все развивается по своим законам. Это не на сто процентов суперапп, как, например, «Яндекс. Go» или китайский Aliexpress.

Но на этой экосистемной дорожке есть деньги. И постепенно Telegram начинает идти за деньгами: нужно выходить на прибыль и зарабатывать, чтобы возвращать долги. Так появляется больше и больше прикольных сценариев использования.

Все началось с криптовалюты и системы Wallet в приложении, в котором можно по всему миру отправлять платежи. Это правда удобно, но криптовалютой, конечно, пользуются несколько процентов населения Земли. Мне кажется, сейчас это пока еще не самый яркий сценарий. Думаю, что с принятием криптовалюты как технологии будут появляться все больше новых сценариев для Telegram как криптовалютой платформы.

Мнение героя может не совпадать с мнением редакции.