• Usd 68.89
  • Eur 78.52

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

Маленький российский стартап отвоевывает клиентов у гигантов Cisco и Huawei. Это история NFWare

История компании
NFWare, которая
отвоевывает клиентов
у Cisco и Huawei

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться Партнерский материал

«Наши кроссовки топтались везде»

как работает мастерская бренда обуви AFOUR Custom

Катерина Кузнецова

автор Inc.

«Обувной фетишизм появился у меня еще в детстве, — говорит Владимир Григорьев, основатель марки обуви AFOUR Custom. — Если мне не нравились ботинки, я мог не пойти гулять. К сожалению, урвать хорошие кроссовки в конце 90-х годов было непросто». В начале 2000-х Владимир Григорьев решил, что качественные кроссовки лучше не искать, а делать самому, и запустил собственный бизнес. Сейчас он выпускает около 120 пар обуви каждый месяц. Ее заказывают не только россияне, но и иностранцы.

Фото: Асхат Бардынов/Inc.

Начало

Первым шить обувь на заказ начал друг Владимира Григорьева. Его бизнес был совсем маленьким и неприбыльным: он делал, в среднем, одну пару обуви в месяц и хотел уже закрывать дело. Григорьев, который тогда работал дизайнером рекламы, предложил приятелю реанимировать бизнес. Он нашел инвестиции, вложил в дело свои сбережения, разработал 3 первые модели кроссовок, сделал группу бренда во «ВКонтакте». Обувь стали шить на заказ на фабрике, где работала знакомая Владимира Григорьева.

Фото: Асхат Бардынов/Inc.

Первые проблемы

В 2008 году начался экономический кризис и, как вспоминает Владимир Григорьев, «людям стало не до кроссовок неизвестного бренда». Первым не выдержал друг Григорьева. Он сказал, что устал работать без прибыли, и ушел, оставив умирающий бизнес партнеру. «А я понимал, что надо впахивать еще несколько лет, чтобы раскрутиться», — рассказывает Владимир Григорьев.

Вскоре он столкнулся с очередной проблемой: фабрика отказалась принимать от него заказы. Директор сообщил, что у фирмы Григорьева слишком маленькие объемы и это им неинтересно.

Фото: Асхат Бардынов/Inc.

Тяжело в учении

Тогда Владимир Григорьев взял в субаренду небольшую, 15-метровую мастерскую сапожника, в которой было все необходимое оборудование, включая закройный стол, швейную машинку, пресс. Полдня он работал дизайнером рекламы, а все остальное время учился в мастерской шить обувь. «Я начинал с того, что разрезал свои старые кроссовки и смотрел, что у них внутри», — вспоминает  Григорьев. Кроить и шить обувь он учился по книгам, форумам и видео в интернете. Советами помогали и знакомые мастера, которым он показывал свои первые работы.

Фото: Асхат Бардынов/Inc.

Любовь к «франкенштейнам»

Первые кроссовки, сшитые своими руками, начинающий бизнесмен называл «франкенштейнами», потому что они были кривыми и косыми. Несколько месяцев Григорьев учился, стараясь сделать красивую пару. «И однажды очередной „франкенштейн“ мне понравился. Так я понял, что у меня получилось», — говорит основатель марки AFOUR Custom.

В 2009 году он заново запустил бренд, обновил группу во «ВКонтакте» и начал принимать заказы.

По словам Владимира Григорьева, на запуск ушло около 1 млн руб. Все заработанные деньги он снова вкладывал в дело. Расписанного бизнес-плана у него не было.

Фото: Асхат Бардынов/Inc.

Итальянская подошва

Все материалы для обуви бренда AFOUR Custom — импортные. Подошва состоит из нескольких комплектующих итальянского производства. «Есть российские поставщики подошвы, но у них четкая ориентация на масс-маркет, — говорит Владимир Григорьев. — Они даже звонят и говорят, у нас новая классная дешевая подошва. Она совершенно нам не подходит, она недолговечная и не обеспечивает комфорт, который мы хотим дать клиентам. Я бы такую обувь носить не стал».

Кожа для кроссовок AFOUR Custom используется тоже, в основном, итальянская.

Фото: Асхат Бардынов/Inc.

Команда

Сейчас в команде AFOUR Custom 6 человек. Из небольшой мастерской Владимир Григорьев переехал в более просторное помещение с раскройно-швейным и сапожным цехами. Кроме того, есть финишный участок, где устраняются следы технических работ, пыль, остатки клея, обувь обрабатывается кремами, водоотталкивающей пропиткой и упаковывается, а также — небольшой склад. Работают 2 шоурума бренда, в Петербурге и в Москве. Их адреса можно найти на карте в группе бренда в социальной сети «ВКонтакте».

Фото: Асхат Бардынов/Inc.

Обувь в единственном экземпляре

В месяц команда Владимира Григорьевна делает 70-120 пар обуви. Средняя цена одной пары — 10-11 тыс. руб. Самые дорогие кроссовки стоили около 45 тыс. руб. Но это была эксклюзивная модель, и мастера AFOUR Custom ее больше не изготавливают. Одну пару обувщики делают, в среднем, 10 рабочих дней.

По словам Владимира Григорьева, носить его кроссовки можно годами. Например, один клиент 7 лет ходил в обуви AFOUR Custom. «Однажды он пришел и сказал: это классные ботинки, но они мне уже так надоели, я хочу новые», — вспоминает бизнесмен.

Фото: Асхат Бардынов/Inc.

Придумай кроссовки сам

Владимир Григорьев придумал онлайн-конструктор, который позволяет клиентам создавать свой собственный дизайн обуви. В частности, выбрать материал, из которого она будет сделана, и цвет. Сейчас около 80% заказов приходит именно через конструктор.

Фото: Асхат Бардынов/Inc.

Важный инструмент

Около 50% клиентов узнает о AFOUR Custom благодаря группе бренда во «ВКонтакте». По словам Владимира Григорьева, социальная сеть — один из основных инструментов для привлечения новых покупателей.

В группе бренда сотрудники AFOUR Custom рассказывают, какая обувь есть в наличии и даже делают 3D экскурсии по производству. Кроме того, они делятся новостями бренда, рассказывают, какие есть акции, скидки и обновления модельного ряда. Для рассылки подписчикам Владимир Григорьев использует одно из приложений «ВКонтакте». «Делать рассылку мы начали совсем недавно. Раньше игнорировали ее и были не правы, — признается Григорьев. — Пока что в базе у нас около 600 подписчиков. Примерно 60% из них отвечают на наши сообщения. А диалог — это крайне важно [для продаж]». За все время существования подписки от новостей компании отписалось всего 3-4 человека.

Через соцсеть команда AFOUR Custom получает обратную связь от клиентов. Например, недавно они проводили опрос, нравится ли покупателям новый дизайн обуви (было представлено 2 варианта ответа: «Огонь» и «Скучновато»). В итоге проголосовало 276 человек. По словам Владимира Григорьева, подобные опросы «дают информацию при создании новой коллекции».

 Григорьев использует соцсеть и как площадку для проведения интерактивных конкурсов. Например, по условиям одного из них подписчикам необходимо было наклеить специальный стикер с изображением обуви AFOUR на любую интересную поверхность и выложить фото во «ВКонтакте». Команда бренда выбирает победителя и дарит ему кроссовки с уникальным дизайном.

Фото: Асхат Бардынов/Inc.

Ателье на диване

Одна из «фишек» бренда — возможность снять мерки удаленно, через интернет. Клиенту присылают подробную инструкцию, как правильно измерить ногу. Полученные цифры анализируют с помощью специального алгоритма, который показывает, не ошибся ли клиент в обмерах. Затем из специальных бюджетных материалов изготавливают макет одноразовой обуви, который отправляют клиенту на примерку. Его задача понять, удобны ли ботинки, не жмут ли. Макет наполовину прозрачный, поэтому по фото, которое покупатель отправляет в магазин, мастера сразу видят, давит обувь или нет. Только после этого в AFOUR Custom приступают к изготовлению настоящих ботинок.

Фото: Асхат Бардынов/Inc.

Супердешевый вариант

50% клиентов AFOUR Custom — из Москвы, 20% — из Петербурга, 25% — из регионов России и около 5% —из других стран, — их привлекает, в частности, сравнительная дешевизна кроссовок из Петербурга. По словам Владимира Григорьева, например, в Великобритании «эта обувь стоит в 3 раза дороже». Единственная проблема при работе с иностранными клиентами — очень дорогая доставка. Например, посылка в США может обойтись покупателю в 2 тыс. руб. Некоторых это может отпугнуть. Тем не менее, среди заказчиков петербургского бренда обуви — жители Европы, Америки и Азии. «Мы не отправляли заказы только в Африку и Южную Америку. Поэтому я говорю, что наши кроссовки везде потоптались», — улыбается Владимир Григорьев.

Фото: Асхат Бардынов/Inc.

Секрет успеха

За 10 лет экономист по образованию Владимир Григорьев превратил небольшой стартап, ютящийся в скромной мастерской, в один из главных петербургских обувных брендов с выручкой в 1,5 млн руб. в удачный месяц.

«Мы шьем не просто ботинки, а кроссовки на заказ. Такого в мире почти никто не делает, — объясняет бизнесмен свой секрет успеха.