Разобраться • 17 декабря 2025
«НЕ ФАНТАЗЕРЫ, А ВИЗИОНЕРЫ»: чему предприниматели могут научиться
у блогеров


Автор: Анастасия Емельянович, руководитель отдела развивающих программ продюсерского центра «Инсайт Люди», входящего в «Газпром-Медиа Холдинг»

Расскажу, чему предприниматели могут научиться у блогеров и можно ли развить креативность с нуля.
По данным «Авито Работы», креативность стала самым востребованным мягким навыком на рынке труда в 2025 году. Но что такое креативность? Я думаю, что это управляемая способность человека соединять разрозненные элементы в единое целое, умение создавать то, что нужно людям. Причем последнее — крайне важное свойство.
Расскажу, чему предприниматели могут научиться у блогеров и можно ли развить креативность с нуля.
Креатив не должен создаваться ради креатива. Допустим, вы изобрели круглую дверь, потому что это экономит промышленные ресурсы и позволяет людям в нее заходить эргономичнее, не то что в квадратную. Тогда это классный креатив.
Если же вы изобретаете круглую дверь, и при этом расходы на ее производство растут, а людям неудобно ей пользоваться — такой креатив со временем умирает. Визионеры создают нестандартные решения, которые упрощают пользовательский опыт, улучшают его. И в массах такие решения быстро находят отклик.

Люди используют креативные навыки даже в самом консервативном и скучном бизнесе. Стратсессия, на которой команда придумает новые продукты — это та же креативная сессия. От того, насколько быстро в компании могут придумывать и тестировать какие-то нетривиальные решения, зависит ее конкурентоспособность.


Мы работаем с тысячами блогеров. Они со стороны кажутся очень креативным и вечно вдохновленными — 365 дней в году они выдают контент. Людям со стороны сложно понять, что это возможно только благодаря дисциплине, рутине и системе. Кто-то делает спорт частью своей ежедневной рутины, кто-то — креатив.
Так что если вы думаете — “но у меня-то вообще нет творческого начала”, то дайте себе еще один шанс. Это вопрос времени. Прирожденных гениев мало, большая часть людей мыслит стандартно, и это нормально.
Для развития этого навыка важно быть открытым новому, любопытным, готовым рисковать. Наш мозг пластичен: под влиянием системных тренировок он формирует новые нейронные связи. Можно представить, что у нас у всех есть креативная мышца и, если ее не развивать, то как и любая другая данная от природы способность, она деградирует. Тот, кто будет заниматься ее развитием вдолгую, победит. Даже если у него нет никаких врожденных талантов. При этом начать можно в любом возрасте, никаких ограничений тут нет.

Если ваше детство прошло в доме, где много читают, разрешают рисовать на обоях, любят театр и выставки — вам повезло: любопытство и открытость новому встроены в базовую прошивку. Но даже если вы чаще слышали от родителей «не выдумывай» и «делай как сказали», то во взрослом возрасте вы можете научиться рассуждать по-другому. Это и есть суть креативности: нужно решить, что вы хотите мыслить шире, и начать действовать.
Начинать нужно с готовности чему-то научиться. Креативность развивается за счет того, что мы получаем новый опыт, начинаем соединять несовместимые вещи, пробуем себя в новых ролях.
Блогерам-новичкам мы проводим марафон, задача которого — за 30 дней привить им привычку делать регулярные “креативные” упражнения. Мы рекомендуем, прежде всего, расширять насмотренность. Например, нужно отписаться от любимых инфлюенсеров и подписаться на аккаунты из незнакомых сфер: лайфстайл-блогеру — на финансиста, спортсменке — на блог о материнстве.
Лучше всего начинать с внедрения нестандартных привычек в ежедневную рутину:
Блогерам мы всегда рекомендуем завести блокнотик идей, куда нужно документировать все, что приходит в голову. И не нужно даже давать этому оценку — выстрелит оно или нет. По этому блокноту, кстати, они потом пишут план постов на месяц.


Мы обычно делаем образовательные продукты для обучения блогеров, но иногда к нам приходят корпоративные заказчики, для которых мы проводим серию мастер-классов.
Я вижу как растет интерес бизнеса к развитию творческих навыков у сотрудников. Например, часто бизнес просит нас научить сотрудников более активному ведению социальных сетей.
По сути, каждый сотрудник компании — амбассадор бренда, который в социальных сетях способен усилить имидж компании. Так как расскажет о работодателе член команды, не расскажет ни одно SMM-агентство.
Поэтому бизнес понимает, что люди должны не просто вести соцсети по наитию — хорошо бы, чтобы они знали какие-то механики, понимали, что такое сторителлинг, контент-план. Мы учим людей встраивать создание и публикацию контента в свою рутину. Так, чтобы для них это было максимально легко, и при этом эффективно и интересно. Чтобы аудитория их посмотрела, лайкнула и репостнула.

Если бизнес включает в программу развития мягких навыков креативность, он должен параллельно формировать культуру, которая поощряет, а не наказывает. У сотрудников должно появиться право на ошибку.
Когда сотрудники получают право экспериментировать, у них появляется желание брать инициативу, предлагать решения, включаться в проекты. Из команды, которой нужно управлять, предприниматель получает команду соратников — людей, с которыми действительно можно идти вперед.