Не панацея: проблемы ICO, о которых вам никто не расскажет

Не панацея: проблемы ICO, о которых вам никто не расскажет
Фото: Getty Images

Сумасшествие на рынке ICO в прошлом году и рост курса биткоина до $20 тыс. сменились осторожностью инвесторов: количество ICO последние месяцы только растет, а вот сборы на каждый проект — наоборот, падают. Из-за ажиотажа в СМИ некоторые предприниматели решили, что ICO — это философский камень для процветания их бизнеса. Но такая форма привлечения инвестиций подходит далеко не всем компаниям, потому что требует значительных вложений в маркетинг, технической экспертизы и несет непредсказуемые риски. И обо всем этом не принято говорить вслух.


Недостатки ICO


№1

Очень дорогой маркетинг

Чтобы о вашем проекте узнали, нужно потратить на маркетинг не меньше 10% от планируемых сборов. Ситуация осложняется тем, что в январе 2018 года Facebook запретил рекламировать криптовалюты и ICO. В марте запрет поддержали Yandex и Twitter. С июня нельзя запускать рекламу в Google.

Сегодня большинство тех, кто проводит ICO, рекламируются на тематических площадках. Если вы планируете охватить крупные рекламные ресурсы уровня CoinTelegraph — готовьтесь, что каждое рекламное размещение будет стоить около 2 биткоинов. Спрос диктует предложение — с каждым месяцем реклама на них становится все дороже. Непорядочные площадки (таких много) не дают прогнозов на эффективность и иногда анонсируют рекламу незаметно, «сливая» ваши бюджеты. Чаще всего места нельзя официально купить уже за 2-3 месяца до размещения.

Возможное решение — вложиться в контент-маркетинг, но тогда вам придется одновременно писать качественные тексты в Twitter, Facebook, Medium и активно участвовать в обсуждениях на Reddit и Bitcointalk. На многих форумах и в соцсетях придется общаться на разных языках — закладывайте в бюджет расходы на переводчиков.

Важно не только точечно размещать рекламу и писать в блог, но и оперативно отвечать потенциальным инвесторам в мессенджерах. Скорее всего, они будут жить в разных часовых поясах, — так что работать придется 24/7. Еще один пункт для переплат — за работу сверхурочно.

Не забывайте, что придется потратиться и на SEO, — в разных регионах его нужно настроить в сжатые сроки.

№2

Слабый интерес к проектам без блокчейна

Если ваш проект производит революцию в своей сфере, но вы не «прикрутили» к нему блокчейн, — интерес будет небольшой. Даже если на рынке вообще нет аналогов. Если в вашем проекте блокчейн никак не внедрить — подумайте, вам действительно нужно ICO? Если вы надеетесь внедрить в свой проект блокчейн «каким-то непонятным образом», то смиритесь, что это уже давно не работает и инвесторы не вкладывают свои деньги в подобные пустышки.

Конечно, бывают исключения — например фермер Михаил Шляпников, который с помощью ICO привлек $2 млн на оффлайн-бизнес без блокчейна в принципе. Но они лишь подтверждают правило.

№3

Необходимость технической экспертизы

Придется определиться: вы будете использовать платформу, которая позволяет запустить ICO «под ключ», или реализовывать всю блокчейн-подноготную своими силами? В первом случае вам придется заплатить огромные деньги с собранных средств (2-3% + фиксированную часть — в диапазоне от 2 до 8 BTC). Во втором — платить зарплату штатным программистам.

Смарт-контракт может написать один разработчик, знакомый с блокчейном, всего за 2 месяца. Однако есть подрядчики, которые берут за такую работу минимум 10 биткоинов и процент с общего сбора ICO. Но если у вас нет хороших программистов и понимания сферы, такие предложения будут казаться хоть каким-то решением.

Во время проведения ICO придется несколько раз менять верстку сайта: это дополнительные расходы на зарплату фронтенд-программистам из-за переработок. Готовьтесь менять детали, которые поднимают конверсию: расположение блоков и кнопок, анонсы новых партнерств, настройку push-уведомлений. Трафика с мобильных телефонов сейчас больше, чем с десктопов, и сайт нужно делать максимально адаптивным.

Наконец, один из самых важных технических вопросов — безопасность. Это дополнительные затраты, тщательный сторонний аудит — так будет спокойнее и вам, и инвесторам. Отсутствие аудита может привести к фатальным последствиям, как это было у DAO — когда злоумышленники украли токены на суммы в десятки миллионов долларов. Мы воспользовались услугами авторитетной на рынке команды, которая проверила код нашего смарт-контракта, и через неделю получили отчет. Стоимость такого аудита — не меньше нескольких тысяч долларов.

№4

Работа «на износ» и непредсказуемые риски

Во время ICO вся команда несколько месяцев будет работать в экстремальном режиме — рабочий день увеличится минимум вдвое. Если вы все делаете правильно, письма, звонки и встречи будут в режиме «нон стоп» и по всему миру.

Во время ICO нет готовых решений, которые работают всегда. Нам советовали покупать много рекламы у Youtube-блогеров. Мы выделили бюджеты и купили свободные рекламные слоты. Через несколько размещений поняли, что такая реклама не работает, — нынешние ICO-эксперты раньше делали обзоры на гаджеты или игры. Они набрали базу подписчиков намного раньше, чем поменяли тематику канала, поэтому нашей целевой аудитории тут практически нет. Пришлось отказаться от рекламы на Youtube и перераспределить бюджеты.

То же самое может произойти у вас с самыми дорогими рекламными каналами. Никто не даст гарантию, что реклама сработает. Это огромные риски.


Делегируйте на проверенных подрядчиков


ICO сегодня — новый способ привлечения инвестиций. Все процессы только формируются, поэтому вам точно понадобится помощь людей, которых наверняка нет в штате. Для этого нужно обращаться к квалифицированным и проверенным подрядчикам. А это стоит немалых денег. По агрегированным на habrahabr данным с целого ряда криптоплощадок и агентств, вот какой будет примерная стоимость затрат на решение базовых задач для проведения ICO:


PR

не менее $10 тыс. в месяц

Community-manager

$15 в час

Юридическое сопровождение

$15 тыс. – $60 тыс. в месяц

Project-manager

$5 тыс. – $12 тыс. в месяц.


Если проект международный — лучше отдавать процессы командам, которые специализируются на конкретных странах и знакомы с местным менталитетом и локальными особенностями рынка.

Главное правило работы с удаленными командами — нельзя отдавать все задачи по определенному блоку «под ключ». Подрядчик может пропасть или что-то испортить, а вы не сможете сразу подхватить его дела.


Если вы готовы


Проблем, которые ждут вас при проведении ICO, очень много: сборы падают каждый месяц, проектов становится больше, а реклама — из-за отключения традиционных каналов и увеличения числа проектов — дорожает и становится менее эффективной.

При этом ICO — хорошая альтернатива традиционным инвестициям, чтобы собрать деньги для масштабирования интересного проекта. Но это не «смокинг в шкафу» — придется серьезно поработать, чтобы ваш проект собрал достойную сумму за ограниченное время.

Если вы разрабатываете перспективный продукт, готовы адаптировать бизнес к изменчивым правилам крипто-рынка и несколько месяцев работать на износ — стоит попробовать.


Чек-лист, нужно ли вам проводить ICO:


у вас уже есть рабочий прототип продукта;

ваш продукт основан на блокчейне или эту технологию можно внедрить, чтобы принципиально улучшить его возможности;

у вас собрана надежная, квалифицированная команда, которая продолжительное время работает вместе;

у вас есть план по разработке, вы знаете, сколько нужно денег для реализации разных задач, и вы готовы их вложить;

у вашего продукта уже есть заинтересованная аудитория или покупатели, либо вы точно знаете, основываясь на фактах, что продукт востребован на рынке;

вы понимаете, что ICO — наименее затратный из всех возможных способов привлечения инвестиций, или вы готовы рискнуть, чтобы попробовать привлечь деньги в максимально короткие сроки и без гарантий.