Компромиссы полезны для роста, партнерства, профессионального имиджа — но иногда компромисс может только повредить вашей карьере или бизнесу. Вот четыре ситуации, в которых лучше показать зубы.
Бренды часто подстраиваются под рынок, но это не означает отказа от базовых ценностей и целей. Вы должны быть уверены, что ваши клиенты смогут узнать вас и доверять вам, какие бы соглашения вы ни заключали. Сохранение собственной идентичности важно для бизнеса и для морального духа команды — тех, кто разделяет ваши ценности.
Как успокоить недовольных клиентов и не предать свои ценности:
A). Отвечайте на отрицательные отзывы. Их всегда больше, чем положительных (это нормально), и они разрушат вашу репутацию, если вы не готовы решать проблемы и учитывать пожелания.
Б). Если вас не понимают, объясняйте, чем вы руководствуетесь, но не оправдывайтесь.
В). Вы не обязаны кормить троллей и нравиться всем. Сосредоточьтесь на своей целевой аудитории (см. п. 1).
Ради прибыли предприниматель порой готов нарушить закон. После суда — пусть и вашу пользу — непросто восстановить репутацию. Правовая принципиальность даст вам — и вашим партнёрам — возможность требовать защиты со стороны закона.
Усталый водитель работает сверхурочно, рискуя уснуть за рулем. Выпуская продукт с непродуманной конструкцией, вы рискуете столкнуться с иском о поломках. Такой компромисс может стоить вам денег — расходов на судебные процессы или поиск замены для потерявшего трудоспособность работника. Но что еще хуже, такой подход покажет, что вы не заботитесь о своих сотрудниках и клиентах. Люди не станут иметь с вами дело, если вы их не цените.
Как не надо пытаться прийти к компромиссу
Три «стоп-фразы», которые вредят переговорам:
«Вам следует…» Ищете компромисс — рассуждайте от первого лица: «нам следует».
«А вот ххх считает, что…» Апелляция к авторитету — одна из ошибок аргументации (исключение — когда тот, на кого вы ссылаетесь, участник сделки).
«Как хотите». Вы не пришли к соглашению, но устали и хотите покончить с переговорами. Сдать позиции не значит найти компромисс. Сделайте перерыв и продолжайте искать.
Эта проблема часто возникает, когда предприятие переходит к наследнику, не имеющему отношения к бизнесу, или более крупная компания покупает стартап за пределами своей ниши. Отказ от компромисса нужен не для того, чтобы сорвать сделку или выставить другую сторону в негативном свете, — вы просто должны отложить принятие решений до тех пор, пока другая сторона не разберется в деле (не без вашей помощи).
Как правильно отказываться от компромисса:
А). Отказываясь от компромисса, не вступайте в конфликт. Ведите себя сдержанно.
Б). Объясните другой стороне, почему вы говорите «нет».
В). Если можете помочь другой стороне достичь цели, сделайте это.
Г). Дайте всем участникам время подумать и возможность высказаться.
Д). Не переводите ситуацию в личную плоскость.
Если не достигнете компромисса — значит, вы просто еще не нашли подходящего партнера.