Разобраться • 24 декабря 2025
Праздник нам приносит: как маркетологи придумали Новый год
Праздник нам приносит: как маркетологи придумали Новый год

Когда вы открываете бутылку шампанского под бой курантов, чистите мандарин и наслаждаетесь гирляндами на елке, кажется, что иначе Новый год проходить не может. На самом деле, вы участвуете в ритуале, которому нет и ста лет. Маркетологи, чиновники и владельцы магазинов за последние полтора столетия выстроили сложную систему, где праздник существует только через потребление. Разбираемся, что стоит за волшебством, которое вынуждает нас покупать, а какие рождественские традиции на самом деле — успешные рекламные кампании.
Когда вы открываете бутылку шампанского под бой курантов, чистите мандарин и наслаждаетесь гирляндами на елке, кажется, что иначе Новый год проходить не может. На самом деле, вы участвуете в ритуале, которому нет и ста лет. Маркетологи, чиновники и владельцы магазинов за последние полтора столетия выстроили сложную систему, где праздник существует только через потребление. Разбираемся, что стоит за волшебством, которое вынуждает нас покупать, а какие рождественские традиции на самом деле — успешные рекламные кампании.
Все началось в Европе в середине XIX века, когда Рождество, прежде отмечавшееся без особого размаха, за несколько десятилетий превратилось в крупный праздник. Появление нового среднего класса в Британии и соседних странах дало торговцам аудиторию с деньгами, и они быстро научились этот спрос монетизировать.
Один из ранних примеров коммерциализации праздника зафиксировали в 1843 году, когда англичанин Генри Коул заказал первую коммерческую рождественскую открытку. Его идея заключалась в том, чтобы разослать красивую картинку всем знакомым вместо того, чтобы написать каждому отдельный вдумчивый текст. Уже к 1870-м в Британии продавали 11,5 млн открыток ежегодно.
Примерно в то же время универмаг Macy’s начал создавать театральные витрины, превращая свои магазины в настоящие мини-аттракционы. Их окна украшались праздничными сценами с механическими фигурками, анимацией и сюжетными композициями. Такие витрины создавали праздничное настроение и привлекали толпы посетителей, превращая шопинг в развлечение.

Софи Степанова
креативный директор digital-агентства YELLOW YETI
«Праздники — это идеальный момент, чтобы разрешить себе больше. В этот период мы становимся более эмоциональными и менее строгими к себе. Мы заранее морально готовы тратить больше, потому что праздник как будто официально разрешает выйти за рамки повседневной нормы. Хочется порадовать себя, сделать что-то «особенное», почувствовать себя частью общего настроения и коллективного веселья.
И тут включаются маркетологи, которые разрешают потратить больше обычного и при этом не чувствовать вины. Они говорят: “Ты заслужил, раз в году можно, все так делают”, — и этим легализуют сверхтраты и делают их социально одобряемыми».
В Российскую империю эти тенденции пришли позже, в 1870–1900-е. А в СССР все элементы западного рождественского праздника перенесли на 31 декабря, превратив их в новогодние традиции.
Сама традиция дарить красиво обернутые товары на Рождество также возникла как изобретение продавцов, стремившихся стимулировать продажи и превратить праздничный сезон в коммерчески значимое событие. Благодаря таким приемам покупка подарков стала частью праздничного ритуала. В XX веке компании вроде Hallmark закрепили эту практику, сделав красивую упаковку и открытки массовой и узнаваемой частью праздника. И это сработало настолько хорошо, что через столетие почти никто уже не помнил, как было раньше.

Анастасия Комарова
основатель маркетингового агентства Cleverra.ru
«Дополнительный эффект дает цикличность праздников, однажды созданная связка “бренд — праздник” начинает работать из года в год, каждый раз автоматически запуская спрос и увеличивая объемы продаж».
Существует миф, что Coca-Cola изобрела красный костюм Деда Мороза/Санта-Клауса/Святого Николая, но на самом деле это — не так. В красную одежду героя сказок одевали еще в 19 веке. Тем не менее, компания действительно глобализировала один конкретный образ этого персонажа.
В 1930-е годы в Coca-Cola работал иллюстратор Хэддон Сандблом, который отвечал за рождественские рекламы. Его образы печатались на плакатах, календарях, в журналах. Компания транслировала один и тот же визуальный код на протяжении 33 лет, пока он не стал единственно возможным в массовом сознании.
В 1995 году Coca-Cola запустила кампанию с красными грузовиками и джинглом «Holidays Are Coming» (праздник к нам приходит). Сегодня 44% британцев считают, что Рождество начинается, когда они видят эту рекламу. Так корпорация буквально присвоила себе право объявлять начало праздника.
В СССР коммерческой рекламы не было, но маркетинг никуда не исчез — им занималось государство.
Например, «Советское шампанское». В 1936 году руководство страны поставило задачу: сделать элитный западный напиток доступным для рабочего класса. До этого шампанское долгое время оставалось дорогим развлечением для обеспеченных людей. Ученый Антон Фролов-Багреев разработал резервуарный метод производства, сокративший созревание с трех лет до месяца. В 1937 году с конвейеров сошла первая массовая партия.
Игристое вино активно продвигалось государством через постановления Совмина. К концу 1950-х бутылку шампанского могла позволить себе любая советская семья. К 1984 году в СССР производилось 250 млн бутылок ежегодно. Встретить Новый год без шампанского стало немыслимо не потому, что это старый обычай, а потому, что государство сделало это нормой.
Мандарины — еще один пример сконструированной традиции. До 1960-х они были редким деликатесом. В 1963 году СССР начал импорт мандарин из Марокко, через год — из Израиля. Абхазские мандарины, созревающие в декабре, массово поставлялись в магазины именно к Новому году. В Великобритании рождественские мандарины тоже стали традицией послевоенного времени, когда импорт из Испании сделал их доступными именно в декабре.
Похожие истории происходили и в других странах. В Америке во времена Великой депрессии апельсины были роскошью — их дарили детям на Рождество как особый подарок, часто это был единственный фрукт в Рождественском чулке. В Японии яблоки стали символом праздника благодаря маркетинговой кампании 1970-х: сеть KFC убедила японцев, что жареная курица с яблоками — это «традиционное американское Рождество». Сегодня миллионы японцев заказывают KFC на 25 декабря за недели вперед.
В Испании под бой курантов принято съедать 12 виноградин — по одной на каждый удар часов. Традиция считается «древней», но появилась только в 1909 году, когда виноделы региона Аликанте столкнулись с избыточным урожаем. Чтобы избавиться от излишков, они запустили кампанию, представив поедание винограда как старинный обычай, приносящий удачу в каждом месяце следующего года. Испанцы поверили, и через несколько десятилетий никто уже не помнил, что традиции всего несколько десятков лет.
Поток новых атрибутов, появляющихся благодаря маркетингу и коммерческой культуре, фактически никогда не останавливается. Как только один ритуал закрепляется, рынок подбрасывает следующий, и со временем он воспринимается так, будто всегда существовал. Это логично, учитывая объемы новогодней экономики. В 2024 году, например, россияне потратили более 170 млрд руб. на связанные с праздником товары и услуги.

Софи Степанова
креативный директор digital-агентства YELLOW YETI
«Мне кажется, что большая часть ритуалов — это не что-то полностью новое, а про переосмысление старого. Возьмем тайного Санту. Это привычный ритуал дарения подарков, но в слегка обновленном формате. Или надувные елки с маркетплейса — это новый вариант привычного атрибута. Я думаю, что новый ритуал может закрепиться надолго, если только перекликается с чем-то знакомым из прошлого и при этом соответствует долгосрочным трендам, которые делают его удобным, понятным и эмоционально привлекательным для людей».

Анастасия Комарова
основатель маркетингового агентства Cleverra.ru
«В первую очередь, “живучесть” нового ритуала зависит от того, решает ли он реальную социальную задачу. Если ритуал, например, помогает сплотить коллектив, объединить семью или создать новую семейную традицию, у него значительно больше шансов закрепиться на годы».
Один из недавних примеров новых традиций — адвент-календари. В России они только начинают становиться привычным предновогодним атрибутом, в то время как на Западе этот формат давно стал нормой. Исторически адвент связан с церковным обычаем, но в массовую культуру его привели именно бренды: в середине XX века шоколадные фабрики популяризировали идею ежедневных мини-подарков в декабре, превратив традицию в коммерческий продукт. Сегодня календари есть у косметических, алкогольных, чайных, кофейных и десятков других брендов. Их продажи стабильно растут — в 2024 году Wildberries продал на 47% больше адвентов, чем годом ранее.
По схожей схеме возникают и новые тренды. Например, американские «эльфы на полке» — относительно недавнее изобретение, которое стало традицией после пары вирусных видео в соцсетях. Или «уродливые» рождественские свитеры, которые из шутки превратились в ежегодный декабрьский дресс-код. Все это показывает, что новые праздничные ритуалы формируются буквально за пару лет — достаточно удачной маркетинговой идеи и канала распространения.

Анастасия Комарова
основатель маркетингового агентства Cleverra.ru
«Ключевую роль играет нативность. Ритуалы, которые бренды и маркетологи правильно встраивают в культурный контекст и существующие сценарии поведения, начинают восприниматься как естественная часть праздника. Напротив, ритуалы, построенные на временном хайпе или агрессивном продвижении, как правило, исчезают вместе с утратой интереса к этому тренду».