Разобраться • 29 сентября 2025
После ИКЕА. Как российский мебельный рынок освоил шведское наследство
После ИКЕА. Как российский мебельный рынок освоил шведское наследство

Текст: Мария Карагёзова
Фото: Unsplash
С уходом IKEA в 2022 году для российских мебельных фабрик, многие из которых шведский бренд втихую использовал просто как площадки для производства своих товаров, открылись огромные возможности. Но оказалось, что не все смогли за них ухватиться. О том, удалось ли создать полноценную замену культовому бренду или потребители все еще в поиске «той самой» мебели, читайте в материале «Инка».
С уходом IKEA в 2022 году для российских мебельных фабрик, многие из которых шведский бренд втихую использовал просто как площадки для производства своих товаров, открылись огромные возможности. Но оказалось, что не все смогли за них ухватиться. О том, удалось ли создать полноценную замену культовому бренду или потребители все еще в поиске «той самой» мебели, читайте в материале «Инка».
Линеек мебели, напоминающих ИКЕА по стилю, материалам и ценам, в России немало. Более того, фабрики шведского бренда продолжают работать после смены собственника. Найти «ту самую» мебель можно, но куда идти? Тем, кто привык к прогулкам по шоурумам, не хватает масштабной офлайн-площадки.
Некоторые участники рынка считают, что заменить ИКЕА в контексте готовых дизайнерских решений невозможно. По мнению генерального директора компании Sheffilton Юрия Шевченко, марка была хороша тем, что предлагала не просто некий дешевый и достаточно качественный продукт, а готовое мебельное решение.

Юрий Шевченко
руководитель компании Sheffilton
«Покупатель мог прийти в магазин и без дизайнера купить готовый интерьер. На сегодняшний день повторить это никому не удалось. Все попытки разных компаний не очень удачные. И масштабы не те, и ценник не тот».
Сама же компания Sheffilton не пыталась занять освободившуюся нишу, но в ассортименте производителя есть мебель, которая напоминает шведский бренд. При этом роста спроса на такие товары в компании не заметили.

Юрий Шевченко
руководитель компании Sheffilton
«Мы почувствовали небольшой наплыв запросов от профессиональных игроков. К примеру, захотела занять эту нишу команда Hoff, и вот их мебельщики, которые отвечают за этот сегмент, начали искать себе партнеров. Кто бы мог по их запросу, по их концептам сделать линейку, которая бы закрыла частично по стилю IKEA. Такие запросы у нас были и частично до сих пор есть».
Компания Лузалес после покупки мощностей ИКЕА сделала ставку на наследие бренда. По словам представителя компании, на фабриках удалось сохранить и улучшить основные элементы производства. Предприятие гордится тем, что продолжает традиции бренда.
«Мы адаптируем универсальные технологии иностранного бренда под потребности нашего российского покупателя. Мы улучшили качество покраски, сделали инструкции еще удобнее. Это и многое другое сделано в упоре на запросы клиентов. Расширяем линейку цветов, вводим новые удобные для типовых квартир размеры», — прокомментировали в пресс-службе.
Как считают в Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России (АМДПР), уход ИКЕА в информационном поле выглядел более драматично, чем было на самом деле.

Александр Шестаков
председатель Ассоциации и генеральный директор Первой мебельной фабрики
«Практически всю мебель для компании производили отечественные фабрики, поэтому, несмотря на уход шведской компании, сама продукция осталась на рынке и те предприятия, которые ее выпускали, продолжили ее выпускать».
По его словам, ИКЕА — это лишь сервис, который занимался реализацией продукции. Доля компании на российском мебельном рынке составляла всего 2–3%.
В мебельной компании Лузалес, которая приобрела часть мощностей шведского бренда, считают, что после его ухода на российском мебельном рынке все-таки «образовалась брешь». По мнению производителя, нишу осваивают игроки, которые ранее находились в тени, а покупатели стали чаще заказывать мебель в интернет-магазинах, особенно клиенты из регионов.
«Нам достались масштабные производственные мощности, в их числе Тихвинская фабрика — одна из крупнейших фабрик IKEA в мире. Ценнейший опыт сотен сотрудников. Но при этом пришлось заново отлаживать все логистические цепочки. Мы восстановили поставку фурнитуры, ориентируясь, в том числе, на отечественных производителей. Мы заново наладили систему сбыта, сотрудничая с крупными ретейлерами, такими как Hoff, OBI, Аскона. Значительный упор сделан на маркетплейсы — Ozon и Wildberries. Именно на них приходится львиная доля от всех заказов», — прокомментировали в пресс-службе компании Лузалес.
В АМДПР считают, что уход шведской компании оказал лишь временный негативный эффект на бывших подрядчиков IKEA, поскольку они искали новые каналы сбыта своей продукции.

Александр Шестаков
председатель Ассоциации и генеральный директор Первой мебельной фабрики
«Сейчас они выпускают продукцию под собственными брендами или поставляют другим ретейлерам. Поэтому освободившаяся ниша была мгновенно перераспределена между нашими производителями, а покупатели этого практически не почувствовали».
В АМДПР отмечают, что в 2025 году иностранные производители активно наращивают поставки на российский рынок, что создает дополнительную конкуренцию.

Александр Шестаков
председатель Ассоциации и генеральный директор Первой мебельной фабрики
«Проблема в том, что, несмотря на все ограничения для наших производителей на европейских рынках, иностранные компании, за исключением крупных вроде IKEA и JYSK, вовсе и не уходили с нашего рынка. Итальянские и немецкие поставщики не просто сохранили свои логистические цепочки, а увеличили объемы поставок продукции и продолжают их наращивать».
«Действительно, становится все больше тех, кто осознал потери от ухода из России. Что касается нашей области — мебельного рынка — серьезно ощутимых для нас сдвигов пока нет. Было много шума после новости о том, что IKEA зарегистрировала свой товарный знак в РФ. На деле это простая формальность и юридическая перестраховка. Хотя, спекуляции на тему возвращения шведской компании еще продолжаются. Нам кажется это крайне маловероятным, поскольку их бизнес, прежде всего, основан на площадях. Огромных площадях. Они уже все распроданы, и никто их возвращать, естественно, не будет», — прокомментировали в пресс-службе компании Лузалес.
Генеральный директор мебельной компании Sheffilton Юрий Шевченко добавил, что иностранные мебельные бренды в России практически не присутствовали напрямую и до санкций. В основном это был активный импорт без локализации производств.

Юрий Шевченко
руководитель компании Sheffilton
«Китай сохранился, но это долго, не всегда качественно. А Европа практически вся отвалилась. Частично ее начала замещать Турция. И все те компании, которые работали в сегменте средний средний-плюс, оказались у разбитого корыта. У них не было продукта, которым они могли бы заместить товары. Поэтому часть компаний переключилась на Китай, а часть — на российских поставщиков».
Также, по его словам, отели и рестораны стали пересматривать свои брендбуки, заменяя иностранную мебель на российскую, так как закупить желаемую из Европы стало либо очень дорого, либо невозможно.

Юрий Шевченко
руководитель компании Sheffilton
«Это, несомненно, стало драйвером роста для многих российских производителей в сегменте средний, средний-плюс».
По итогам 2024 года, по данным АМДПР, впервые за долгое время на отечественном мебельном рынке появилось существенное расхождение между производством в денежном и натуральном выражении. В Ассоциации пояснили, что это верный признак падения спроса на мебель.
В 2025 году тенденция продолжается. Эксперты ожидают, что производство в натуральном выражении немного уменьшится.

Александр Шестаков
председатель Ассоциации и генеральный директор Первой мебельной фабрики
«Негативно на мебельном рынке отразилась отмена льготной ипотеки. Из-за спада у строительных компаний спрос на мебель снизился на 10–15%. Также сдерживают спрос на продукцию высокие банковские ставки. Мебель не относится к товарам первой необходимости, поэтому покупатели предпочитают нести деньги на депозиты, а не тратить их на обновление интерьера».
В компании Лузалес не ощутили влияния на отрасль перемен на строительном рынке страны. «На данный момент не можем сказать, что это сказалось на наших объемах продаж. Отчасти это и потому, что мебель из массива универсальна. В том плане, что она хорошо вписывается не только в типовые квартиры, но также особенно гармонично смотрится в загородных домах, построенных из такого-же натурального дерева», — прокомментировали в пресс-службе.
В начале 2025 года фабрика «Лузалес-Тихвин» увеличила производство мебели на 88%. Производство на «Лузалес-Вятка» расширили за 2024 год в 10 раз. Всего за месяц одна фабрика выпускает до 18–20 тыс. изделий. «Этот показатель в текущем году планируется увеличить до 25 тыс. единиц в месяц», — рассказали в компании.
«Мы давно преодолели потолок продаж IKEA в России. 90% шведской мебели уходило за границу, лишь 10% оставалось в стране. Сегодня ситуация перевернулась. «Лузалес» реализует в России больше мебели, чем IKEA продавала у нас за все время ранее», — добавили в пресс-службе.
Там добавили, что за первое полугодие 2025 года число сотрудников компании выросло на 30%.
У другого российского игрока, Sheffilton, около 80 тыс. кв м площадей: офисные, складские, производственные. Среди розничных покупателей бренд не особо известен. Долгое время компания делала ставку только на оптовые продажи, а в направлении B2C активно работает всего пару лет. В фокусе производства — столы и стулья, мебель для коммерческих объектов.

Юрий Шевченко
руководитель компании Sheffilton
«У нас нет фирменных магазинов, мы для себя сразу отсекли этот путь развития. Наши каналы продаж — это прямые контракты с сетевыми компаниями, такими как Лемана ПРО, Ашан, Максидом. И в каждую из этих сеток мы поставляем разную продукцию. Где-то стулья, где-то журнальные столики, где-то банкетки. Это может быть продукция как под их торговой маркой, которая была специально разработана, так и под нашей».
По его словам, за последние годы выросли продажи мебели в онлайне.

Юрий Шевченко
руководитель компании Sheffilton
«Мы, наверное, одни из первых мебельщиков стали обращать внимание на маркетплейсы. И давно развиваем розничный сайт. Поэтому у нас неплохой прирост по продажам как с собственного сайта, так и на маркетплейсах».
В онлайне Sheffilton предлагает клиентам необычный сервис — возможность собрать стул из двух частей — каркаса и сиденья.

Юрий Шевченко
руководитель компании Sheffilton
«Мы были первыми в России, кто такое решение предложил. Мы выставлялись в свое время в Кельне, и нам есть с чем сравнить».
По данным АМДПР, в последние годы отечественный мебельный рынок стремительно развивается. В 2023 году отрасль достигла рекордных показателей. Производство мебели выросло на 25% в денежном выражении и на 34% в натуральном. Хотя в 2024 году результаты и оказались скромнее, но отрасль продолжила расти. Производство увеличилось на 17% в стоимостном выражении и на 13% в количественном выражении.
Если говорить об игроках, официально в России около 37 тыс. производителей мебели. Как поясняют в Ассоциации, из них работают примерно 26 тысяч компаний. Что касается форм мебельного бизнеса — только 9 тыс. компаний являются юридическими лицами. Еще 17 тыс. владельцев фабрик — индивидуальные предприниматели.