Разобраться • 29 декабря 2023
Нужно ли давать сотрудникам новогодние премии
Нужно ли давать сотрудникам новогодние премии
Текст: Наташа Покровская
Денежный бонус под Новый год стал традицией во многих российских компаниях. Тем не менее некоторые предприниматели считают, что праздничные премии — не самый эффективный инструмент для повышения мотивации в коллективе. Inc. поговорил с российскими бизнесменами и выяснил, каких работников они премируют и зачем это нужно.
Давать или не давать сотрудникам новогоднюю надбавку к зарплате — личное дело каждого руководителя. Кто-то премирует всех сотрудников (вне зависимости от их показателей или рабочего стажа), кто-то — выделяет лучших из лучших, а кто-то и вовсе является противником денежных поощрений. Согласно данным «Русской Школы Управления», порадовать своих работников новогодней премией в этом году планируют 48% более чем из 1 тыс. опрошенных работодателей.
Айгюн Курбанова,
президент «Ассоциации Карьерных Консультантов», основательница «Школы Карьерного Менеджмента»
«Есть годовые премии по результату — чаще всего их платят топ-менеджерам, и выплата происходит не в декабре, а в марте (так как год „закрывают“ в феврале). Если у компании все хорошо с финансами, я бы предложила в декабре давать денежные бонусы простым линейным сотрудникам, у которых большая часть денег уйдет на новогодний стол. Это не станет очень крупной статьей расходов, но людям будет приятно. Рядовым сотрудникам очень важно, чтобы их вклад тоже заметили, и праздники — это отличный повод выразить им свою благодарность. Есть также вариант закупить на те деньги, которые могли бы пойти на премии, продуктовые наборы для каждого.
Если вы дадите сотруднику денежный бонус в 10 тыс. руб., он, скорее всего, подумает, что это ничтожно мало. А вот пакет продуктов с брендированной открыткой внутри, купленный на ту же сумму, будет выглядеть внушительно».
Елизавета Жукова,
руководитель сочинского парк-отеля Azimut Plus Residence
«Накануне Нового года все стремятся сделать друг другу приятные сюрпризы. Особенно важно не забывать о своих сотрудниках, которые весь год трудятся на благо компании, награждая их праздничным „бонусом“. Новогодние премии — это необходимая часть корпоративной культуры и мотивации работников.
Даже если специалист проработал в компании всего год или и того меньше, получив премию, он почувствует себя ценным и важным для предприятия. Это может стать стимулом для дальнейшей эффективной работы на качественный результат. Ведь не зря же многие компании практикуют так называемую «тринадцатую зарплату», которая выплачивается сотрудникам по итогам года. Премия — это не лишние расходы, а инвестиция в благополучие и успех компании. Специалист, о котором заботится работодатель, вряд ли будет задумываться о смене места работы».
Мария Архангельская,
совладелица и управляющий партнер брендингового агентства DDVB, член «Совета Ассоциации Брендинговых Компаний России»
«Если финансовый год закончился успешно, все сотрудники являются соучастниками этого успеха, а значит, заслуживают вознаграждения. Нам важно, чтобы каждый ощущал свою причастность к победам или неудачам.
В этом году мы выплачиваем бонус в размере 50% от ежемесячного оклада. Это одинаково для всех сотрудников. Важный факт: бонус предусмотрен для тех, кто работает в компании более одного года. Также в этом году мы предложили сотрудникам выбор: что бы они хотели получить «под елочку» — ДМС или финансовый бонус. В закрытом голосовании участвовали все 100% коллег. В пропорции 70\30 победил годовой бонус».
Ольга Казакова,
основательница маркетингового агентства «Драйвер роста»
«Когда сотрудники работают только на показатели, на KPI — это убивает креатив, ведь зарплата заранее предопределена, а премия „наперед“ не эффективна, потому что человек ее ждет и рассчитывает на премиальные деньги как на уже заработанные. Такой подход слабо мотивирует. Более того, если вдруг премии нет, работник расстраивается, будто у него отняли то, что ему полагается по праву, и тогда система мотивации превращается в демотивацию.
Безусловно, важно, чтобы у сотрудника была достаточная зарплатная часть, которая соответствует рынку, компетенциями и ожиданиям человека. А премии совершенно не обязательно приурочивать к новогодним корпоративам и иным праздникам, хотя часто компании дают денежные бонусы в честь каких-то значимых дат или после подведения итогов года. Нужно премировать сотрудника? Это зависит от причины, которая привела вас к такому шагу: поощрить денежным бонусом лучших за сверхрезультаты — да, попытаться посредством премии мотивировать унылых — нет. Во втором случае нужен другой подход: важно разобраться, почему данный сотрудник «потух», почему не «горят» глаза».
Степан Овчинников,
руководитель IT-компании ИНТЕРВОЛГА
«Мы коммерческая организация, и для нас декабрь — это такой же месяц, как и все остальные, поэтому основная масса сотрудников не получает новогодних премий. Мы не берем деньги „из воздуха“, и в конце года у нас нет „лишних“ сумм, которые надо всем раздать. Мы это делаем по результатам.
Я считаю, что у сотрудника и так должна быть достойная зарплата, чтобы ему этих денег хватало. Обычно мы просто переносим дату платежа на конец декабря, чтобы человек ушел на каникулы со своими деньгами, а не ждал 10-го января. Есть сотрудники, у которых оплата труда складывается из оклада и премии по результатам KPI. Это сотрудники, у которых есть годовые задачи, и они работают на бизнес-результат — их премия зависит от их показателей.
У нас в компании есть определенное количество людей, которые вносят ключевой вклад в нашу работу. Им я выплачиваю бонус — процент от чистой прибыли всей компании. Таких сотрудников немного, меньше 10 человек. Это мое решение как собственника компании. Я считаю, получение крупной суммы людьми, которые выложились больше других, — правильная и справедливая практика.
Если у нас был удачный год или период, когда результаты превзошли план, выделяется премиальный фонд на отдел, а руководитель внутри отдела уже сам по своему усмотрению распределяет эту сумму на премии тем сотрудникам, которые были более эффективны».