Разобраться • 24 января 2025
Что известно о компании Nvidia — основание, развитие, ключевые достижения, состояние
Что известно о компании Nvidia — основание, развитие, ключевые достижения, состояние
Текст: Евгений Соркин
Фото: BoliviaInteligente / Unsplash
Nvidia – компания, чьи разработки оказали огромное влияние на самые разные сферы: от компьютерных игр и профессиональной графики до искусственного интеллекта и автомобилестроения. Начинавшая свою деятельность как производитель чипов для игровых приставок, Nvidia более чем за 30 лет стала IT-гигантом, который активно разрабатывает и продвигает технологии искусственного интеллекта и метавселенных.
Сегодня Nvidia известна как гигант в области производства графических процессоров (GPU), программного обеспечения и систем на чипе (SoC). Решения компании активно применяются в сферах видеоигр, ИИ, беспилотного транспорта, и т. д.
Основной фокус Nvidia — GPU, но компания выпускает и другие устройства. Развивая линейки графических процессоров и вычислительных ускорителей для корпоративных клиентов, корпорация создала унифицированную архитектуру, позволяющую применять их не только для графики, но и для научных вычислений.
В ноябре 2024 года Nvidia занимала позицию самой дорогой компании в мире — ее рыночная капитализация превысила $3,6 трлн, превзойдя рекордную капитализацию Apple в $3,57 трлн.
Nvidia была основана в апреле 1993 года в Саннивейле, Калифорния, тремя американскими специалистами в области компьютерных технологий: Джен-Сун Хуангом, Крисом Малаховски и Кертисом Приемом. С самого начала компания сосредоточилась на графических вычислениях, так как существовавшие на тот момент подходы не могли справиться с возрастающим объемом задач, особенно в области видеоигр.
В те годы рынок графических процессоров только начинал развиваться. В первый год Nvidia получила инвестиции в размере $20 млн от венчурного фонда, а в 1999 году, выйдя на IPO, привлекла $42 млн, увеличив свою капитализацию до $626,1 млн.
Началом пути Nvidia в мире графических технологий считается 1995 год. Тогда компания дебютировала с мультимедийной картой NV1, созданной для консоли Sega Dreamcast и предлагавшей возможности 2D и 3D графики. Этот шаг положил начало ее трансформации в пионера графических процессоров, чьи технологии многоядерной и параллельной обработки в корне изменили представление о вычислительных возможностях, превосходя традиционные процессоры того времени. Закрепила свой успех в игровой индустрии Nvidia в 1997 году, представив серию ускорителей RIVA.
В 2000-х Nvidia укрепила статус ИТ-гиганта: компания начала активно поставлять микросхемы для игровых консолей, купила своего конкурента 3dfx Interactive, а также стала поставщиком графических чипов для Audi и Apple. В 2007 году журнал Forbes признал Nvidia «Компанией года», но вскоре компания столкнулась с проблемами из-за дефектных микросхем, которые использовались в ноутбуках Apple, Dell и HP, что привело к коллективному иску и выплате компенсаций в размере $450 млн.
1999 год ознаменовался важным прорывом для Nvidia — был представлен первый графический процессор GeForce 256. Этот GPU стал первопроходцем на потребительском рынке, реализовав аппаратные функции трансформации и освещения (T&L). Успех этих инноваций привел к заключению контракта на $200 млн для разработки чипов игровой консоли Xbox.
Инновационная разработка Nvidia позволила значительно повысить скорость и качество отображения 3D-графики в играх, перераспределив часть вычислительной нагрузки с центрального процессора (CPU) на графический процессор (GPU).
После успешного запуска GeForce 256 компания Nvidia продолжила развитие линейки этих процессоров, представляя новые поколения GPU, каждое из которых отличалось более высокой производительностью, расширенным функционалом и передовыми технологиями. Серии GeForce 2, GeForce 3, GeForce 4 постоянно совершенствовались, добавляя поддержку таких новшеств, как Shader Model — программируемые шейдеры, позволившие разработчикам игр и графических программ создавать более сложные визуальные эффекты, а также DLSS (Deep Learning Super Sampling) — алгоритм масштабирования изображения на основе нейронных сетей, улучшающий производительность и качество изображения.
Начало 2010-х годов стало для Nvidia временем стратегического расширения. Компания не только приобрела несколько значимых предприятий, включая производителя оборудования для мобильной связи Icera и разработчика программного обеспечения PGI, но и активно вышла на рынок мобильных процессоров для смартфонов и автомобилей. В это время был представлен Tegra 3, первый в мире четырехъядерный мобильный чип. Завершением этого этапа стало объявление о сотрудничестве с Toyota в 2017 году для разработки систем автономного управления, что подчеркнуло амбиции Nvidia в автомобильной индустрии.
В 2023 году Nvidia утвердилась в роли лидера на рынке искусственного интеллекта, после того как выяснилось, что OpenAI Chat построен на основе ее графических процессоров. Кроме того, компания представила мощный суперкомпьютер DGX GH200 и платформу ACE для интеграции ИИ в разработку игр. Вскоре после этого Nvidia заявила о создании подразделения по производству чипов по индивидуальным заказам и представила новые решения для персональных компьютеров на основе нейросетей, позволяющие запускать ИИ непосредственно на устройстве.
В 2023 году Nvidia вошла в число трех самых дорогих компаний США (наряду с Apple и Microsoft), что стало следствием огромного спроса на графические процессоры для обучения искусственного интеллекта. В 2024 году компания представила чип Blackwell B200, заявленный как «самый мощный в мире», который призван ускорить и удешевить процесс обучения нейросетей.
Nvidia, опередив конкурентов в области разработки решений для ИИ еще в начале 2000-х, сейчас занимает доминирующее положение на рынке ИИ-чипов, контролируя 80–95% этого сегмента. Аналитики прогнозируют ежегодный рост капитализации Nvidia на уровне 112%, предполагая, что к 2030 году она превзойдет Apple по этому показателю.
Параллельно с этим Nvidia расширяет ассортимент своих разработок, осваивая перспективные направления. Так, в 2024 году компания начала предлагать программное и аппаратное обеспечение для робототехники. На конференции Nvidia GTC глава компании Дженсен Хуанг заявил о скором появлении «ChatGPT для роботов». Благодаря обучению на платформе GR00T, роботы-гуманоиды смогут понимать обыденную речь и, вероятно, отвечать на нее подобно продвинутому чат-боту.