Разобраться • 29 августа 2024

Директор по медиа Х5 Group и глава Food.ru Николай Шестаков — о современных коммуникациях и роли образования

Директор по медиа Х5 Group и глава Food.ru Николай Шестаков — о современных коммуникациях и роли образования

Текст: Елизавета Пикулицкая


Сегодня Николай Шестаков руководит медиапространством X5 Group. Inc.Russia записали монолог Николая Шестакова на X5 Future Night — о том, когда в найме лучше чем в бизнесе, сколько туров собеседований нужно организовать, чтобы нанять идеального кандидата и как пирамида Маслоу влияет на философию бренда Х5.

Николай Шестаков руководит медиапространством X5 Media, ведущей компании российского ретейла X5 Group. X5 Media — это платформа управления в виде единого окна рекламных и аналитических возможностей Х5, а еще Николай управляет в качестве генерального директора медиаплатформой о еде Food.ru и блогерской платформой Х5 Blogger.

Карьерный путь Шестакова начался в 2001 году, когда он пришел в «Яндекс», где проработал 11 лет и профессионально рос вместе с компанией. Набравшись опыта и получив должность вице-президента корпорации, в 2012 году он ушел в мир бизнеса. С тех пор он выступил основателем и инвестором порядка десяти коммерчески успешных проектов, в числе которых — сервис для поиска специалистов YouDo, платформа управления доставками Call 2 visit, образовательный проект Care my baby, маркетинговое агентство Adventum.

О предпринимательстве

Сейчас модно говорить «хватит работать на „дядю“. Предпринимай». Имея опыт работы по обе стороны, я могу сказать, что работа на хорошего, умного, амбициозного, сильного «дядю» ничем не хуже, чем работа на себя.

Важно объяснять, что быть хорошим номером два так же важно, как быть хорошим номером один. В России считается, что ты обязательно в какой-то момент должен пойти и делать что-то свое. А приходя в бизнес, люди сталкиваются с тем, что там огромная ответственность, там ненормированный график, отсутствие семьи. И сгорают под этим ночным солнцем.

Когда ты думаешь, что работаешь на себя, на самом деле ты работаешь на других. Ты все равно работаешь ради своих клиентов — а они с тобой совсем не в одной лодке и их задача совершенно не пересекается с твоей.

Я как волк, который всегда смотрит в лес. У меня есть купол предпринимательства и бизнес за плечами, в который я всегда могу уйти. И мне этого не хочется делать и для меня самого это удивительно.

Я спокойно отпустил свои бизнесы. Участвую в их управлении на уровне совета директоров. И как это не грустно признавать, похоже, что без меня они растут не хуже, чем со мной.

Ведь родители должны радоваться, что их дети становятся лучше — пусть и самостоятельно.

О рекламе

Технологии привнесли кастомизацию. Мы понимаем, что информация становится более персонализированной, и используем это в рекламе потому что так эффективнее. Однако бизнес уходит не только в крикливые «месседжи», но и в организацию, где мы персонально, максимально нативно и дружелюбно коммуницируем с будущим гостем наших магазинов.

Люди общаются с теми, с кем им выгодно. Выгодно смеяться, выгодно проводить время — нам хорошо от этого. Мы исходили из этого принципа, когда создавали Food.ru. В этом проекте мы специально не анонсируем, что это проект группы X5.

Потому что сначала мы хотим, чтобы нашим пользователям стало хорошо, а уже потом это трансформировалось в выгоду для компании.

Мы исходим из обычных человеческих ценностей и форм общения — сначала подружись и докажи свою пользу. Если человек с тобой подружится, если ему интересно и весело с тобой общаться, значит в какой-то момент он с большей вероятностью согласится на твое сообщение или интересное предложение.

О ценностях

Продуктовый ретейл — это самая нижняя часть пирамиды Маслоу. Это то, что нам нужно, чтобы прожить сегодняшний день. Это еда, это вода. Поэтому как бренд мы чувствуем и большую социальную ответственность.

Набрав команду людей близких по идеалам, ты создаешь определенного рода «иммунитет». Человека, близкого по ценностям, обучить всегда проще, чем взять профессионала с ценностями иными от твоих.

HR-ошибки — это всегда то, что было, есть и будет. Мы покупаем кота в мешке, когда принимаем человека на работу. Невозможно на этапе одного, двух, трех, пяти собеседований полностью раскрыть кандидата и убедиться, что его ценности действительно схожи с твоими.

О карьере

После «Яндекса», конечно, остался «укол масштаба» — когда ты делаешь то, что меняет жизнь миллионов людей. Но в то же время мы, в Food.ru, еженедельно получаем большое количество писем, где люди говорят: «Я из деревни под Иркутском и благодаря вам могу смотреть мастер-класс, который записан с шеф-поварами из Москвы». И ты смотришь на это, и это классно.

Любой успешный менеджер в компании всегда проходит три этапа: первый — когда ты играешь по правилам и как губка все впитываешь. Второй — когда ты уже начинаешь подвергать сомнению и говоришь: «Слушай, а я бы делал по-другому». И третий, когда ты играешь против правил. И вот перед уходом из «Яндекса» я был где-то на стыке второго и третьего этапа.

Мне было 27 лет, 11 из которых я проработал в компании «Яндекс». Ты половину жизни просидел внутри одной очень классной, клёвой, очень сильной компании, которая росла фантастически, — и ты рос вместе с ней. Но тебе страшно, потому что ты не видел мир вокруг. И тогда я ушел в собственный бизнес.

На моем кладбище стартапов пока только одна могила. Была классная гипотеза и классный продукт, который имел потенциал, но проект не прошел следующий этап финансирования. Однако, знаете, это было настолько честное и прозрачное сотрудничество, что, может быть прозвучит глупо, но оно погибло красиво.

О детях и образовании

Со школой я еще смиряюсь, хотя понимаю, что это первые шаблонные форматы, в которые ты загоняешь своего ребенка. Я точно против классического высшего образования за исключением медиков, пилотов или физиков-ядерщиков — вот эти люди я бы все-таки хотел чтобы имели высшее образование.

Мы живем в кастомном мире. Мы видим персонифицированную рекламу, кастомную ленту в социальных сетях. И образование, — оно тоже становится кастомным. Я думаю, что и мои дети будут более персонифицировано подходить к обучению, а не идти на 5 лет, как мое поколение, в институт.

Дети для меня все-таки это глина, которая сама должна принимать форму. А я должен помогать, поддерживать, но точно не навязывать им, кем они хотят стать.

Теория устаревает очень быстро. Я не совру, если скажу, что из тех 5 или 10 тысяч людей, которых я отсобеседовал за свою жизнь, — я никогда не обращал внимания на их диплом. Никогда.

У меня было огромное количество примеров людей из заборостроительных вузов: прекрасные люди с незашворенной и нешаблонизированной головой. И были люди из МГУ или физтеха — и в моем бизнесе это точно не дает вкус.


Интервью прошло в рамках мероприятия Х5 Future Night. Это конференция посвящена трендам и развитию рынка продуктового ретейла. Х5 Group вместе с ведущими профессионалами из «Сбера», «Яндекса», ROLF, «Билайн», VK, «Т-банка», «Ленты» и других компаний обсудили успешные бизнес-кейсы, перспективные тренды в сфере технологий и инновационные решения.