Разобраться • 18 ноября 2024
Облака для бизнеса: 10 причин использовать облачные сервисы
Облака для бизнеса: 10 причин использовать облачные сервисы
Текст: Антон Близгарев, директор по развитию облачного бизнеса Arenadata
Фото: Emmanuel Appiah, Unsplash
Повышение эффективности при минимизации затрат — головная боль почти любого бизнеса. Если говорить об IT-инфраструктуре, то стоимость ее организации и оснащения может стать краеугольным камнем. С одной стороны, очевидно, что в это стоит инвестировать, но с другой — не всегда сразу понятно, окупятся ли такие вложения и какой эффект принесут бизнесу. Почему предпринимателям стоит обратить внимание на облачные технологии, разобрался для Inc. директор по развитию облачного бизнеса консалтинговой фирмы Arenadata Антон Близгарев.
История облачных технологий насчитывает уже несколько десятков лет. Еще в 1950-х годах появилась идея использовать один процессор для нескольких пользователей, чтобы сэкономить средства на покупку техники.
Точно неизвестно, откуда пошла метафора «облако», но, скорее всего, речь идет о некоем неосязаемом пространстве, хранящим информацию. Облака позволяют компаниям получать доступ к данным и приложениям через интернет, поэтому им больше не нужно покупать дорогостоящее «железо» и строить сложную IT-инфраструктуру.
Облачные решения дают возможность арендовать вычислительные мощности и оплачивать их только по мере необходимости. Концепция облаков в качестве «инфраструктуры как услуги» (Infrastructure-as-a-Service, IaaS) начала развиваться в середине 2000-х, когда крупные технологические компании, такие как Amazon, осознали, что могут предоставить бизнесу доступ к своим мощным вычислительным ресурсам через интернет.
IaaS-решения стали особенно популярны благодаря гибкости и масштабируемости, так как позволяли компаниям быстро наращивать или сокращать ресурсы в зависимости от текущих потребностей. Это привлекло как стартапы, которым была нужна мощная IT-инфраструктура без внушительных первоначальных вложений, так и крупные корпорации, желавшие оптимизировать IT-расходы. На отечественном рынке интерес к подобным технологиям увеличивается. Видно, что разработчики цифровых продуктов и мобильные операторы активно развивают и модернизируют облачные сервисы, стремясь не только удовлетворять текущие запросы рынка, но и предугадывать будущие направления в этой области.
Есть несколько типов облачных платформ в зависимости от способа их организации и использования.
Облачные сервисы становятся неотъемлемой частью современного бизнеса, предлагая многочисленные преимущества для оптимизации его работы. Их использование позволяет не только сократить затраты компании, но и повысить ее эффективность, инновационность и конкурентоспособность на рынке. Почему облака заметно облегчают решение многих задач, стоящих перед фирмой? Вот 10 причин.
1. Экономия на инфраструктуре. Одним из главных преимуществ облачных технологий для бизнеса стала значительная экономия на IT-инфраструктуре. Раньше компании должны были приобретать дорогостоящее серверное оборудование, системы хранения данных и другие элементы вычислительных ресурсов. Это требовало ощутимых затрат, не всегда оправданных, особенно для малых и средних компаний.
Облачные сервисы убирают необходимость в покупке и обслуживании собственного оборудования. Компании могут арендовать вычислительные мощности по модели «Плата за использование», что позволяет точно контролировать расходы. Более того, затраты на обслуживание серверов и модернизацию инфраструктуры переходят на облачных провайдеров, что освобождает ресурсы бизнеса для инвестиций в развитие.
2. Гибкость и масштабируемость. Облачные технологии способны подстраиваться под обстоятельства и условия работы бизнеса. Компания может легко увеличивать или уменьшать объем вычислительных мощностей в зависимости от текущих потребностей. Масштабируемость становится особенно важной для стартапов и быстрорастущих проектов, которым необходимо адаптироваться к изменениям без лишних затрат и задержек. Облачные технологии обеспечивают гибкость в управлении ресурсами, что делает их идеальными для динамичного бизнеса.
3. Доступ к инновационным технологиям. Благодаря облакам бизнес получает удобный доступ к передовым технологиям, таким как искусственный интеллект, машинное обучение, аналитика больших данных и интернет вещей (англ. internet of things, IoT, концепция сети передачи данных между физическими объектами — «вещами» — со встроенными инструментами для взаимодействия друг с другом или с окружающим миром. — Прим. ред.).
Они могут быть интегрированы в облачные сервисы, что облегчает их использование и внедрение без необходимости собственной сложной разработки и IT-ресурсов. Например, сервисы машинного обучения на облачных платформах позволяют компаниям анализировать огромные объемы данных и получать ценную информацию для принятия решений. Таким образом, бизнес становится высококонкурентным и способным быстро внедрять новые технологии, а также адаптироваться к изменениям на рынке.
4. Повышение мобильности. Облачные технологии позволяют использовать данные, приложения, сервисы из любой точки мира, где есть интернет. Это стало особенно актуально в условиях растущего спроса на гибридные модели работы и удаленную занятость. Рабочие процессы могут выполняться независимо от локации сотрудников, что не только повышает производительность, но и открывает новые возможности для найма специалистов из разных уголков мира.
5. Обеспечение безопасности и защиты данных. Безопасность данных — одна из главных проблем для бизнеса, особенно с ростом числа кибератак и ужесточением регуляторных требований к защите конфиденциальной информации. Стоимость разработки и использования систем защиты может достигать крайне ощутимых для бизнеса размеров. В случае использования облаков все эти меры полностью предусмотрены и обеспечиваются провайдерами. Они внедряют многоуровневые меры безопасности для защиты данных своих пользователей, регулярно проводят аудит, тестируют системы на наличие уязвимостей и обеспечивают соблюдение стандартов и требований.
Если компания собирает и хранит большой объем данных, часть из которых — критичная и деликатная информация, то оптимальным решением может стать гибридная модель облаков. То есть фирма приобретает необходимые и достаточные физические мощности, чтобы хранить на них ту часть данных, которая требует максимального уровня защиты. Остальной объем данных можно перенести на облака. Так будет обеспечена безопасность всех видов данных на уровне, необходимом для каждого из них.
6. Снижение рисков и высокая отказоустойчивость. Остановка деятельности даже части бизнеса может привести к значительным финансовым потерям. Информационные системы компании не исключение. Поэтому для гарантии постоянной работоспособности бизнесу иногда требуются не просто дополнительные мощности, но, по сути, полное дублирование инфраструктуры, которая в случае проблемы возьмет на себя всю нагрузку. Помимо прямых затрат на оборудование, это влечет за собой издержки на обслуживание.
Облачные технологии обеспечивают высокую отказоустойчивость, помогая бизнесу минимизировать риски потери данных или сбоев в работе систем. Провайдеры используют резервное копирование и распределенное хранение данных для обеспечения их сохранности даже в непредвиденных ситуациях. Облачные платформы часто оснащены механизмами автоматического восстановления после сбоев, что сокращает простои бизнеса и помогает быстро восстановить доступ к критически важным данным и сервисам. Это снижает операционные риски и повышает надежность IT-инфраструктуры.
7. Оптимизация совместной работы. В современных условиях эффективная работа команд становится важнейшим фактором успеха для бизнеса. Облака предоставляют возможности для совместной работы над проектами в режиме реального времени. Несколько сотрудников могут одновременно работать с одним и тем же документом или приложением, не сталкиваясь с проблемами версий файлов и необходимости пересылки данных. Это особенно полезно для распределенных команд или компаний с офисами в разных регионах. Инструменты совместной работы в облаке помогают упростить коммуникацию, улучшить взаимодействие и ускорить выполнение задач.
8. Простое управление ИТ-инфраструктурой. Управление IT-инфраструктурой в облаке становится значительно проще благодаря автоматизации многих процессов. Провайдеры берут на себя обновление программного обеспечения, управление безопасностью и мониторинг производительности. Это снимает с бизнеса значительную часть административных задач и, конечно, экономит средства. Компаниям не нужен большой штат IT-специалистов, так как многие задачи реально решать с помощью встроенных инструментов управления и мониторинга платформ. В результате бизнес может сосредоточиться на своих ключевых задачах, не отвлекаясь на технические детали.
9. Удобная интеграция. Современные облачные сервисы интегрированы с различными бизнес-приложениями и инструментами. Это позволяет легко подключать сторонние решения и системы для улучшения эффективности работы компании. Например, облачные ERP-системы (англ. enterprise resource planning — планирование ресурсов предприятия; ERP-системы — программы для автоматизации бизнес-процессов компании. — Прим. ред.) могут быть интегрированы с CRM (англ. customer relationship management — инструмент для управления взаимоотношениями с клиентами. — Прим. ред.) или аналитическими платформами для эффективного управления бизнес-процессами. Компании могут использовать облачные решения как основу единой экосистемы управления бизнесом, что упрощает внедрение новых технологий и ускоряет процесс их включения в текущие процессы.
10. Тестирование гипотез («песочница»). Облачные технологии открывают возможности для быстрого тестирования новых идей и разработки продуктов, что сокращает время вывода продуктов на рынок. Они также предлагают готовые среды для разработки, где компании могут быстро настраивать новые проекты, получать доступ к вычислительным ресурсам и масштабировать их по мере роста.