Объясняем на пальцах: детские товары на китайских маркетплейсах могут заблокировать в России. Что делать бизнесу?

Объясняем на пальцах: детские товары на китайских маркетплейсах могут заблокировать в России. Что делать бизнесу?
Фото: VCG/VCG Getty Images

Детский омбудсмен Анна Кузнецова предложила блокировать в судебном порядке объявления о продаже потенциально опасных детских товаров на популярных маркетплейсах. С соответствующей просьбой она обратилась к генпрокурору Юрию Чайке. В письме Кузнецова упоминает сайты AliExpress, Pandao, Joom и «Яндекс.Маркет», но блокировке, по ее мнению, подлежат только те их части, которые содержат информацию об опасных и не сертифицированных в России товарах для детей.


Попытки пресечь торговлю несертифицированными детскими товарами неоднократно предпринимались и ранее. Ассоциация компаний интернет-торговли в марте предлагала таможне ужесточить проверки поступающих в Россию международных почтовых отправлений, а именно — проверять сертификаты, подтверждающие безопасность товаров. А в июле организация «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) попросила детского омбудсмена повлиять на ситуацию с продажей опасной детской продукции. Речь, в частности, шла о детской посуде из меламина и поликарбоната и головных уборах для новорожденных из синтетики.


Маркетплейсы говорят, что сами следят за качеством и сертификацией представленных на площадках товаров. Пресс-секретарь AliExpress в России Антон Пантелеев заверил Inc., что на все товары на площадке есть сертификация страны происхождения, товаров без документов вообще нет. Но так как законодательство от страны к стране отличается, компания пользуется услугами консультантов из мониторинговых компаний и делает недоступными для покупки те или иные товары для стран, где их продажа ограничена или запрещена. «Когда мы понимаем, что какой-то товар не соответствует требованиям отдельной страны, мы блокируем доступ к таким товарам из этой страны. Таких кейсов у нас много, многие детские товары, которые не подходят для РФ, уже заблокированы на территории России. Продавцы, которые продают заведомо опасные товары, блокируются, — за последние несколько лет их около 200 тыс.», — заявил он.


Даже если дело дойдет до реальных блокировок отдельных групп детских товаров на международных площадках, это никак не подстегнет продажи в отечественных интернет-магазинах, объяснил Inc. президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. За прошлый год россияне купили в зарубежных интернет-магазинах 26 млн товаров для детей на 35 млрд рублей. В сравнении с общим оборотом этих товаров в интернете по стране — 1,04 трлн рублей — это капля в море, добавляет он. Поэтому здесь речь исключительно о безопасности. «Конечно, не все китайские товары плохие, в поднебесной очень много хороших производителей. Но часто продавцы на международных маркетплейсах экономят на сертификации и поэтому не могут продать товар в своей стране из-за жесткого законодательства, но зато совершенно беспрепятственно сбывают его через интернет-площадки в любую точку мира. Сами площадки очень плохо за этим следят — регулярно проскакивают конструкторы Ligo, товары, содержащие опасные вещества, и другие подозрительные предметы», — говорит Соколов.


В этом случае нужно разграничить 2 вида российского бизнеса: если это дистрибьюторы китайских товаров, то в случае блокировок им придется сократить ассортимент и внимательнее выбирать товары у китайских поставщиков, заверил Inc. генеральный директор eBay в России, Израиле и на развивающихся рынках Европы Илья Кретов. Если же речь идет о российских производителях, то они в таком случае могут выиграть, так как конкуренция в этом товарном сегменте сократится. Однако не стоит забывать, что маркетплейсы — это не только AliExpress и другие площадки, на которых представлены китайские товары. На платформе eBay представлено более 1 млрд товаров от производителей со всего мира, в том числе из Европы, где стандарты для детских товаров совпадают с требованиями РФ.