Объясняем на пальцах. Франшизы стали доступнее и пришли в регионы. Какую нужно купить прямо сейчас?

Объясняем на пальцах. Франшизы стали доступнее и пришли в регионы. Какую нужно купить прямо сейчас?
Изображение: The Cobbler

Раз

Из-за кризиса в России подешевели франшизы: по данным сервиса «Юла», за первый квартал 2018 года стоимость готового бизнеса упала на 30%, до 219 тыс. рублей. При этом количество продаваемых на платформе франшиз выросло на 83%. Тенденцию подтверждают и данные Avito: готовый бизнес стали выставлять на продажу чаще, а его средняя стоимость уменьшилась. В итоге покупать франшизы чаще стали предприниматели из регионов.


Два

Всплеск интереса к франшизам во время кризиса закономерен, рассказал Inc.  исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко. В 2010-2011 годы популярность готового бизнеса тоже росла: в сложные для экономики времена предприниматели опасаются экспериментировать и запускать дело с нуля. «Франшиза остается самым надежным видом инвестиций. Около 90% работают, а закрываются только 10%. Если сравнивать с классическим стартапом, то там все наоборот: 90% умирают», — объясняет он. Популярность франшиз в регионах тоже легко объяснима: по мере наполнения рынков в крупных городах они «уходят» в города поменьше.


Три

Снижение средней стоимости франшиз связано с появлением новых недорогих форматов (например салон смузи вместо большого кафе), а не с тем, что готовый бизнес подешевел, объясняет Михайличенко. С ним согласен сооснователь маркетплейса TopFranchise Василь Газизулин. Он приводит в пример франшизы в индустрии красоты, которая «переживает безумный рост»: если раньше покупали в основном салоны с широкой специализацией, теперь среди франчайзи популярны отдельные заведения по уходу за бровями или маникюрные салоны, говорит он. «Каждый месяц появляются десятки новых форматов. Мы видим, что предприниматели не только активно покупают франшизы, но и создают новые. Это объяснимо: в России 147 млн человек, и мы все потребляем товары и услуги», — говорит Газизулин.


Четыре

Обычно предприниматели выбирают франшизы за надежность и возможность работать с известным брендом. В то же время, самые привлекательные по цене — малоизвестные проекты, которые не всегда могут привести франчайзи к успеху. Там часто основатели сами еще не успели как следует отладить свой бизнес. При покупке франшиз новых проектов стоит быть осторожнее. «Обычно это вчерашние стартаперы: они не преследуют цели кого-то обмануть, но концепция у них не готова и бизнес не готов. И в итоге они садятся в лужу вместе с теми, кто купил у них франшизу», — говорит генеральный директор компании EMTG Екатерина Сойак.


Пять

Опрошенные Inc. эксперты сходятся на том, что рынок франчайзинга в России растет. Хороший рост показывают бизнес в медицинской сфере и все, что связано с развлечениями и образованием для детей, говорит Газизулин. Михайличенко напоминает, что традиционно перспективным бизнесом остаются общепит и ретейл. «Рынок нужно чувствовать. Например, где-то нет стоматологий, а где-то — кафе. А где-то этих кафе слишком много. Есть ресурс — Бизнес-навигатор, он позволяет сделать некий маркетинговый срез. Можно выбрать регион и хотя бы приблизительно понять, чего там в избытке и чего не хватает. Если со сферой вы определились, нужно выбрать три-четыре франшизы и поговорить с франчайзерами. И они уже помогут понять, пойдет или не пойдет, помогут определиться с локацией, дадут подсказки», — советует он.