Издательский дом «Коммерсантъ» закрыл печатные версии общественно-политического еженедельника «Власть» (выходит с 1994 года) и бизнес-журнала «Деньги» (с 1992-го). «Доходы от бумажной рекламы равны затратам на производство этих журналов в бумаге», — объяснил гендиректор ИД Владимир Желонкин. «Коммерсантъ» хочет сосредоточиться на интернет-проектах и увеличить EBITDA. В 2016 году она была равна 0,4 млрд рублей. Тогда же выручка «Коммерсанта» составила 3,2 млрд рублей — на 400 млн больше, чем в 2015 году. Желонкин рассчитывает, что в 2017-м она вырастет ещё на 300 млн рублей. Журналистов «Ъ» сокращать не собирается: «Власть» и «Деньги» продолжат выходить онлайн.
Бывший гендиректор «Коммерсанта» Демьян Кудрявцев уверен, что еженедельники убили растущая стоимость печати, слабая команда журналистов и интернет, где новости и аналитика доступны ежедневно.
Журналы «Огонёк», Weekend и «Автопилот», которые также выпускает «Коммерсантъ», продолжают выходить — их выручка больше, чем у закрывающихся проектов, говорит Владимир Желонкин. По данным Ассоциации коммуникационных агентств, доля рекламы в российских журналах за три квартала 2016 года сократилась на 7%, а в 2015 году — на 32%. В то же время рынок интернет-рекламы с января по сентябрь 2016 года вырос на 24% по сравнению с тем же периодом 2015-го.
За последние несколько лет закрылись или ушли в интернет многие популярные журналы. С 2014 года не выходит печатная версия «Большого города», с января 2017-го — Allure и Conde Nast Traveller, а у «Русского репортёра» нет денег на новый выпуск. Также перестал выходить Interview: декабрьский номер 2016 года стал последним. Руководство «Афиши» обещало выпускать журнал ежеквартально, однако за год новая редакция ничего не напечатала. Месяц назад креативный директор издания Филипп Бахтин рассказал об окончательном закрытии бумажной «Афиши».
Ещё одним фактором влияния на рынок становится изменение работы киосков. Из-за того, что в Москве «сократили количество киосков, отодвинули их от метро и убрали прессу из переходов», The New Times в конце 2016 года ушёл из розницы и перешёл на адресную подписку ради снижения издержек, рассказал Inc. исполнительный директор журнала Артём Торчинский. Некоторое время журнал будут продавать в киосках на вокзалах и в аэропортах. При этом число киосков резко сократилось с 22 тысяч до 8,5 тысячи круглогодичных и 1,8 тысячи сезонных.
Редакционный директор Mail.ru Group Сергей Паранько считает, что уход журналов в онлайн не обязательно приведёт к повышению доходов от рекламы: издания сэкономят на производстве, но «и в интернете медийная рекламная модель себя исчерпывает». По его словам, выживут лишь те, кто будет работать на основе подписки. С Паранько согласен издатель онлайн-журнала Republic Максим Кашулинский: «Рекламная модель для медиа в интернете не является достаточной, она не сработает, как это работало долгие десятилетия в печати», — сказал эксперт в разговоре с Inc. Он добавил, что у рекламодателей есть миллион других возможностей и более дешёвые способы донесения информации до аудитории. «Нужно смотреть в сторону подписки», — заключил эксперт.
Медиаэксперт Андрей Мирошниченко в беседе с Inc. предположил, что демографические факторы обеспечат печатной прессе ещё 5–10 лет жизни: «Пока достаточно массивно представлено последнее газетное поколение — люди, родившиеся до 1980 года. Закрытие журналов в ИД “Коммерсант“ — решение холдинга. Но оно отражает глобальные процессы и свидетельствует о приближении кульминации». Обвал рынка наступит на рубеже 2010–2020-х годов, убеждён эксперт.
Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.