Московский метрополитен создаёт непреодолимые препятствия для малого и среднего бизнеса на аукционах за право на торговлю в подземке. Так посчитала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Метрополитен установил необоснованно высокие задатки для участия в торгах, которые пройдут 20 февраля: 71,3 млн рублей по одному аукциону и 77,6 млн рублей — по второму. Жалобу на метрополитен подали два индивидуальных предпринимателя, занимающиеся розничной торговлей, пояснили Inc. в ФАС. Служба 27 января выдала метрополитену предписание пересмотреть тендер и снизить задаток. «Изменения в документации должны сделать участие в торговой процедуре для малого и среднего бизнеса доступным», — объяснили в ведомстве.
Метрополитен специально устраивает тендеры таким образом, чтобы выиграли «свои», считают в общественной организации «Опора России». «Это тенденция зачистки рынков от малых компаний», — заявил Inc. вице-президент организации Владислав Корочкин. Летом ФАС уличила метрополитен в аналогичном нарушении. Много шума навела неизвестная на рынке компания «Метроторг». Весной прошлого года она выиграла, по данным «Ведомостей», самые интересные для предпринимателей места, объединенные в один лот, общей площадью 1059 м², что составляет 10% всех торговых точек в переходах метро. Стоимость аренды составила более 8 млн рублей в месяц, а задаток был настолько большой (120 млн рублей), что на участие в аукционе подали заявки всего две компании. «Зачастую тендеры проводятся с большой коррупционной составляющей», — уверена юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.
До того, как мэр Москвы Сергей Собянин в 2015 году начал «торговую реформу», метрополитен в аренду сдавал 13 249 м² коммерческих площадей в подземных переходах и вестибюлях станций метро. За несколько лет ставка аренды за 1 м² сначала выросла с 1655 до 5 220 рублей, а потом и вовсе до 10 500 рублей. В 2015 году представители бизнеса взбунтовались. Около 500 владельцев торговых точек в вестибюлях и переходах метро вышли к Суворовской площади, чтобы «не допустить уничтожения малого бизнеса». Акция была направлена против сноса павильонов в переходах метрополитена. После того, как переходы благоустроили, количество коммерческих площадей, по данным РБК, сократилось на 30%. В пресс-службах Департамента транспорта Москвы и Московского метрополитена не смогли оперативно ответить Inc., сколько торговых точек сдаётся в аренду в столичной подземке. Полгода назад замруководителя ведомства Алина Бисембаева говорила, что количество точек сократится до 1700, а их площадь составит 12 700 м². Город начал менять арендаторов в Москве, чтобы изменить бизнес-модель в этом секторе. Раньше большинство торговцев брали киоски в субаренду по завышенной в несколько раз ставке. Сейчас же в документации к лотам указано, что победители аукционов не смогут передавать права на торговые объекты третьим лицам.
Конфликтуют с метрополитеном, в частности, распространители СМИ. В конце прошлого года они попросили вернуть торговлю прессой в столичную подземку. Если в 2013 году в метро газеты и журналы продавали более чем в 700 точках и 200 автоматах, а весной 2015 года метрополитен начал расторгать договоры аренды с киоскерами. Были демонтированы тысячи торговых секций, а газетные автоматы заменены на билетные. Из-за этого уходят из розницы некоторые печатные издания. Недовольны и владельцы аптек. По словам московского бизнес-омбудсмена Михаила Вышегородцева, аптеки, которые сейчас работают в переходах метро, присутствуют по старым договорённостям и в минимальном количестве. Он даже собирал совещание в Дептрансе с представителями метрополитена и бизнеса, чтобы обсудить этот вопрос, но история закончилась неудачно. «Ведомство сначала согласилось сделать отдельные конкурсы. А потом решило поставить вендинговые аппараты по продаже медикаментов [идея пока не реализована]», — рассказал Inc. бизнес-омбудсмен.
Малый и средний бизнес не может противостоять метрополитену без ФАС, считает Корочкин из «Опоры России». Алехнович из «Деловой России» также советует предпринимателям обращаться в ФАС, а также к бизнес-омбудсменам, которые могут привлечь прокуратуру или собрать совещание с представителями ведомств для обсуждения вопросов, которые волнуют бизнес. После конфликта метрополитена с антимонопольной службой нарушений станет меньше, считает бизнес-омбудсмен Михаил Вышегородцев. Количество игроков с минимальными залогами увеличится, но победят в итоге те, кто предложит больше денег, резюмирует собеседник Inc. Член президиума «Опоры России» Юрий Савелов предполагает, что для малого бизнеса в метрополитене выделят 3–7% площадей, а остальные места займут крупные компании. В Дептрансе же говорят, что дают шанс получить места всем видам бизнеса и предоставляют им разные возможности. Вот и посмотрим.