• Usd 65.59
  • Eur 76.23
  • Btc 6657.82 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

ad@incrussia.ru

Журнал

Стартаперы в огне: как русские в Долине переживают калифорнийские пожары

Стартаперы в огне: как русские в Долине переживают калифорнийские пожары

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться

Онлайн-школа и пиратский контент: что сделать, чтобы ваш курс не украли

Онлайн-школа и пиратский контент: что сделать, чтобы ваш курс не украли
Фото: Kate Green/Anadolu Agency/Getty Images

Данные британской аналитической компании Muso свидетельствуют, что Россия входит в топ-3 в мире по потреблению пиратского контента, уступая США и обгоняя Индию. Цифровые воры обслуживают огромную аудиторию потребителей, находя любые способы монетизации украденных продуктов. В их числе не только кино, музыка, но и обучающие онлайн-курсы. Чтобы обычному предпринимателю защитить свой контент, нужно знать юридические аспекты, применять технические методы защиты и дать возможность слушателям курса монетизировать новые знания. И вот как это сделать.


Украсть контент с сайта онлайн-школы можно разными способами. Одни пираты взламывают сервер, другие просто записывают видео с экрана и затем сливают его в Сеть, а кто-то выбирает более сложный путь — проходит курс, а затем записывает свой, с идентичной информацией.

Один из самых распространенных сценариев — обучение в складчину: пираты собирают, условно, по 200 рублей с желающих пройти обучение, покупают курс на легальной площадке и затем раздают его тем, кто заплатил им деньги.


Кому стоит бояться пиратов


Зачем делать курсы, если их будут копировать, — думают многие начинающие предприниматели еще на старте онлайн-проекта. На самом деле пираты проявляют интерес только к школам крупным, достигшим успеха. Этот успех им хочется примерить на себя. Не всем стартаперам это очевидно, и страх, что могут украсть, мешает им развиваться. Чтобы его побороть, нужно руководствоваться простым правилом: сначала сделай, а потом бойся.

Только когда результат работы станет заметен, кто-то захочет его скопировать. Мелкие игроки мало кому интересны: они могут подглядывать друг за другом, заимствовать контент, но настоящей конкуренции между ними не будет и на рынок их присутствие никак не повлияет. «Мелочь» растворяется в Сети.

Число пользователей интернета в России, по данным Mediascope, к февралю 2018 года достигло 90 млн человек. Это 73% населения страны старше 12-ти лет. Поэтому переживать, что у какого-то пирата, скопировавшего ваш контент, два клиента купили курс, — просто глупо. Гораздо продуктивнее сконцентрироваться на развитии своей школы, чтобы сделать ее крупной.

Многие предприниматели ошибаются, когда думают, что клиенты покупают онлайн-курс. На самом деле они платят за результат и, в частности, за «руку поддержки», которая их сопровождает на пути к этому результату. Онлайн-курс, представляющий собой склад информации, не удовлетворяет эту потребность. Результат дают сообщество, кураторы, консультанты, взаимодействие участников. Можно скопировать знания сами по себе, но невозможно украсть сообщество людей, объединенных одной идеей и целью, энтузиазм, атмосферу и другие важные составляющие.


Три важных элемента защиты


Современной онлайн-школе нужно не просто дать клиентам знания, но и открыть возможности для их реализации и монетизации. Условно говоря, если в вашей школе есть курсы игры на гитаре, то ваша цель — чтобы человек не просто освоил музыкальный инструмент, а смог выступить на концерте со своим джаз-бандом.

Что для этого необходимо?

1.

Обратная связь. Информация сама по себе не имеет никакой ценности. Записанные онлайн-уроки никому не нужны. Интернет перенасыщен бесплатным контентом на тему «как сделать то-то», «как заработать на том-то», но люди все равно готовы платить деньги за онлайн-курсы.

2.

Пошаговость. Чтобы онлайн-школа заработала, приходится многое делать: настраивать сайты, писать материалы для блогов, подбирать темы, плагины, виджеты комментариев. Однако объем проделанной работы — это не гарантия заработка. Вы можете делать все перечисленное и даже больше, но денег не будет. Почему? Прежде чем начать зарабатывать, вы должны научить зарабатывать клиента. Те онлайн-курсы, которые вы предлагаете, должны приводить учеников к деньгам за минимальное количество шагов. Деньги — показатель: людям нравится то, что вы делаете. Если их нет, значит, ваша стратегия неверна.

3.

Сообщество. Вместе с контентом невозможно скопировать атмосферу, которую вы создаете, людей, которых вы привлекаете, энтузиазм, который вы вселяете, кураторов, которые отвечают на вопросы. Онлайн-школа — это система, в которой каждый механизм является частью целого. Именно поэтому в сообщество невозможно попасть из пиратской версии курса.


Blended Learning


Существуют две крайности: онлайн-курсы и офлайн-школы. И если первые представляют собой кладбище уроков, которые до конца осваивают лишь 3-4% людей, то вторые заставляют учеников по старинке сидеть за партами. Офлайн-школы вынуждены тратиться на аренду офиса, обслуживающий персонал, преподавателей, что дорого и скучно. При этом офлайн скопировать не так просто, а полный онлайн-формат — настоящая приманка для пиратов. Проекты наподобие Coursera — это, по сути, интернет-библиотеки, в которых нет элемента мотивации. Впрочем, даже на YouTube сейчас полно информации и, возможно, даже неплохой, но вся она не имеет значения, так как не дает самого главного, что нужно клиентам, — там никто не пинает учеников и не ведет их за руку к конкретной цели.

Золотая середина между этими двумя крайностями — Blended Learning (смешанное обучение), когда 80% отводится онлайн-формату с элементами интерактива и геймификации. Такой формат подразумевает, помимо сформированного сообщества, организацию встреч и проведение конференций. Только при Blended Learning можно стремиться к тому, чтобы от 70 до 100% учеников проходили обучение до конца и получали при этом конкретный результат.

Есть такое высказывание: знать и не делать — значит не знать. Оно фактически разбивает на два направления работу продвинутой онлайн-школы:

  • дать информацию, знания;
  • мотивировать человека сделать то, чему его учили, чтобы получить результат.

Технические инструменты защиты информации


Итак, чтобы не бояться копирования, нужно стремиться быть крупной онлайн-школой и давать клиентам максимальную пользу. Но это касается содержательной части бизнеса, которую необходимо продумать,  чтобы кража одного курса не превратилась в реальную проблему.

Еще существуют технические инструменты защиты информации. Один из них — динамическая капча, летающая по экрану. Но это неудобно. Да и подобные сервисы пока еще функционируют не гладко — например на iPhone и iPad, — что не устраивает клиентов. Люди покупают онлайн-курсы не для того, чтобы смотреть их со стационарного компьютера сидя дома. Они хотят иметь доступ к обучению везде и с различных гаджетов.

В некоторой степени защититься от пиратов помогают такие сервисы, как ИнфоКонтроль и ИнфоПротектор. Например, при входе в закрытое сообщество на GetCourse в уроке в разных местах появляется электронный адрес пользователя. Если кто-то рискнет записать пиратскую версию, то она выйдет с его e-mail на экране. А если вы заключите с человеком договор оферты, где прописаны все нарушения и последствия, то вы можете спокойно подать на него в суд. При договоре оферты, зная, что почтовый адрес засвечен, вряд ли кто-то решится на воровство контента.

Еще одна защита, которую очень не любят пираты, — это доступ к уроку после отчета по домашнему заданию. Получается, что человеку, прежде чем получить полную запись обучения, нужно пройти тренинг, выполнить задание и отчитаться по нему. Пираты редко проходят такой путь от начала до конца.

Нужно понять, что в целом потребители онлайн-курсов делятся на 3 категории.

  • Скачиватели пиратских версий. Их вообще не стоит бояться, потому что они никогда не покупают легальные курсы.
  • Пассивный зритель краденого курса. Он готов купить авторскую версию и, заметив разницу в качестве, скорее сделает это и станет адептом вашей школы.
  • Честные покупатели. Они знают, за что платят, покупая легальный контент, поэтому пиратские предложения им не интересны. Это и есть ваша активная аудитория.

Павел Корнеев

ведущий юрист Европейской Юридической Службы


Зафиксировать конкретную дату, на которую лицо (автор или иной правообладатель) владело произведением любого рода (литературным, графическим и т.п.), позволяет услуга депонирования контента. Обратившись в суд, можно доказать нарушение, запретить дальнейшее бесплатное использование контента и истребовать денежную компенсацию.

Однако есть и бесплатный способ подтверждения своего авторства — направить первый экземпляр созданного произведения почтовым отправлением на свой почтовый адрес и не вскрывать конверт при получении: дата штампа на конверте — точно так же, как и справка от депонентной компании, — подтвердит в суде дату создания. Возможно, этот способ и тот факт, что многие про депонирование контента просто не знают, служит причиной низкой популярности данной услуги у нас в стране.

В принципе, сверхэффективных способов защиты любого контента не существует. Если плагиатор полностью скопирует произведение и выпустит в свет под своим именем, то любой из указанных выше способов с легкостью подтвердит авторские права. А вот если произведение подверглось переработке, тогда без соответствующей судебной экспертизы не обойтись.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России

Gett для Бизнеса

Вам шашечки, или ехать?

Узнать больше

Gett для Бизнеса

Все фишки
и секреты сервиса