Человеку нужен человек. Почему офлайн-образование в России остается прибыльным бизнесом

Разобраться • 22 сентября 2025

Человеку нужен человек. Почему офлайн-образование в России остается прибыльным бизнесом

Человеку нужен человек. Почему офлайн-образование в России остается прибыльным бизнесом

Обложка

Текст: Валерия Горшенина

Фото: Unsplash


Рынок дополнительного профессионального образования для взрослых в 2025 году лихорадило: сказались высокая ставка, инфляция, рост цен на аренду помещений и продвижение. Обострилась вечная конкуренция с онлайном, в схватке с которым выиграть непросто. Хорошая новость в том, что тяга к офлайн-образованию осталась: ведь это непосредственный обмен опытом и нетворкинг, которого в таком объеме все равно не получить виртуально.

«Инк» узнал у экспертов, почему гибридные модели могут стать для ДПО спасательным кругом, как заработать на тяге управленцев к знаниям, а также какие направления вышли из моды.

Рынок дополнительного профессионального образования для взрослых в 2025 году лихорадило: сказались высокая ставка, инфляция, рост цен на аренду помещений и продвижение. Обострилась вечная конкуренция с онлайном, в схватке с которым выиграть непросто. Хорошая новость в том, что тяга к офлайн-образованию осталась: ведь это непосредственный обмен опытом и нетворкинг, которого в таком объеме все равно не получить виртуально.

«Инк» узнал у экспертов, почему гибридные модели могут стать для ДПО спасательным кругом, как заработать на тяге управленцев к знаниям, а также какие направления вышли из моды.


Представьте себе человека, который после окончания вуза работает по своей профессии до самой пенсии без дополнительного обучения. Сегодня таких практически не осталось: технологии развиваются стремительно, рынок меняется каждые несколько лет, вынуждая нас постоянно учиться чему-то новому.

За период с 2020 по 2024 год число учащихся дополнительного профессионального образования (ДПО) в России увеличилось на 28% и достигло 8,5 млн чел., следует из анализа рынка, подготовленного BusinesStat в 2025 году. По данным аналитиков, количество студентов растет, в том числе на фоне кадрового голода.

И преимущество, и недостаток

Офлайн-ДПО в 2025 году столкнулось с рядом экономических вызовов. «В первую очередь инфляция, — говорит Анна Бурлакова, заместитель исполнительного директора Школы бизнеса “МИРБИС”. — Рост операционных расходов на зарплату преподавателей, аренду помещений и других вынуждает бизнес-школы повышать цены. Это становится барьером для малого и среднего бизнеса и слушателей с ограниченными финансами».

Unsplash

Это одновременно бьет и по себестоимости образовательных услуг, и по платежеспособности слушателей, также отмечает Анастасия Боровская, директор Русской школы управления (РШУ). «Высокая ключевая ставка и инфляция снижают готовность компаний и частных студентов инвестировать в обучение. При этом инфляция повышает наши операционные расходы — от логистики до питания на мероприятиях», — сетует она.

Кадровый голод — еще один вызов для офлайна, который зависит от преподавателей едва ли не больше, чем онлайн. «Стоимость лучших преподавателей-практиков резко выросла, а удержать их сложнее», — говорит Анастасия Боровская. Аренда помещений, по ее словам, также бьет по рентабельности: «Для федеральных школ с филиалами, таких как РШУ с ее более чем 20 представительствами, это одна из самых чувствительных статей расходов».

В некоторых сферах, например в медицине, офлайн-подготовка кадров остается необходимой, что поддерживается на законодательном уровне. Так, с 1 марта 2026 года вступит в силу закон об отмене дистанционного образования для медицинских работников.

В последние годы офлайн-школам в медицинской сфере было «практически нереально» конкурировать с онлайном, говорит директор Высшей медицинской школы Виталина Левашова.

Виталина Левашова

Виталина Левашова

директор Высшей медицинской школы

«Нужны и законодательные меры, и убеждение работодателей и самих работников в том, что отработка навыков на практике, недостижимая в онлайне, в медицине жизненно необходима! Пока мы видим лишь конкуренцию за самые низкие чеки, то есть ни о каком качестве говорить не приходится».

В других сферах, где нет похожих законодательных инициатив, офлайн-школам придется продолжать работу в довольно жесткой конкуренции с онлайном.

Алексей Нагайцев, head of Skypro (входит в группу Skyeng) указывает на ключевое различие в бизнес-моделях:

Алексей Нагайцев

Алексей Нагайцев

head of Skypro (входит в группу Skyeng)

«Главное ограничение офлайна — высокая стоимость квадратного метра. Чтобы бизнес-модель работала, нужны либо большие средние чеки, либо высокая загрузка аудиторий. В ДПО это практически невозможно: большинство студентов учатся по вечерам, и помещение простаивает днем. Поэтому офлайн без неконкурентного преимущества в доступе к недвижимости обычно нерентабелен. При этом основной поток студентов ДПО продолжает идти в онлайн — и это долгосрочный тренд. Новые поколения привыкли получать знания в цифровой среде, и эта привычка только укрепляется».

Анастасия Боровская в то же время предлагает не называть противостояние онлайна и офлайна в ДПО конкуренцией в чистом виде. «Скорее, речь идет о поиске правильной синергии, — говорит она. — Онлайн забрал себе массовый сегмент коротких курсов и лекций, где ключевой фактор выбора — низкая цена. Сила офлайна в другом: это глубокий нетворкинг и доверительные связи, которые формируются только при личном общении; это полное погружение в материал, невозможное в домашней обстановке; это возможность отработки сложных управленческих навыков через живые кейсы, деловые игры и обратную связь здесь и сейчас. Для многих руководителей очное обучение — это еще и статус, ритуал, возможность “вынырнуть” из операционки и стратегически перезапуститься», — объясняет Боровская.

Unsplash

В РШУ видят будущее за гибридными моделями: базу можно освоить онлайн, а ключевые практические модули — офлайн.

Анастасия Боровская

Анастасия Боровская

директор Русской школы управления (РШУ)

«Конкурировать с чистым онлайн-игроком по цене бессмысленно, поэтому мы делаем ставку на качество опыта и глубину реальных изменений после обучения».

В сегменте MBA уже произошло разделение рынка на офлайн- и онлайн-кластеры, говорит ректор Евразийской школы менеджмента и администрирования (Бизнес-школа EMAS) Андрей Коляда. «Современное поколение учащихся четко разделилось в своих предпочтениях по формату учебы. Бизнес-школа EMAS работает в обеих частях рынка (офлайн и онлайн). И мы ясно видим, что если ранее онлайн-формат часто выбирали те, кто не мог себе позволить более дорогое очное, то сейчас значимость цены в выборе ежегодно снижается».

По его словам, основной фактор, которым руководствуются те, кто выбирает онлайн, — гибкость и удобство учебы, а не цена. И хотя цифровой формат все еще значительно дешевле, разница в ценах сокращается. «Плохая новость для офлайн-школ. Если раньше они могли говорить, что их качество обучения выше, то сейчас это уже неправда», — рассуждает Андрей Коляда.

Офлайн-школам, в свою очередь, нужно повышать удобство обучения: сегодня очень немногие учащиеся готовы тратить много времени на поездки и быть привязанными к очному графику, добавил Андрей Коляда.

Андрей Коляда

Андрей Коляда

ректор Евразийской школы менеджмента и администрирования (Бизнес-школа EMAS)

«Офлайн выбирают те, кто в силу личных причин не хотят учиться онлайн (не нравится, хотят живого общения и т. п.). Однако количество таких людей, если сравнивать с ситуацией еще десятилетней давности, сильно сократилось. И в будущем оно не возрастет. Соответственно, офлайн-школы продолжают сталкиваться с системным давлением со стороны онлайн-части рынка. Сокращение количества успешных офлайн-программ MBA в разы — с сотни до нескольких десятков — за последнее десятилетие ясно показывает, что не все могут справиться с описанной трансформацией спроса».

Угроза или возможность

Еще один системный вызов для офлайн-ДПО — рост расходов на продвижение. Затраты на маркетинг выросли в разы за последние три года, причем эффективность этих инвестиций сокращается, делится Андрей Коляда (EMAS): «Одновременно сократилось количество эффективных каналов продвижения».

Стоимость привлечения клиента за последние два года поднялась на 30–50%, оценила Анастасия Боровская: «Для образовательного бизнеса это критично, потому что напрямую влияет на рентабельность». После ухода таргетированной рекламы из запрещенных соцсетей в РШУ перестроили стратегию.

Анастасия Боровская

Анастасия Боровская

директор Русской школы управления (РШУ)

«Хорошо работают контент-маркетинг и SEO — качественные исследования, статьи, экспертные вебинары. Активизировались другие соцсети: “ВКонтакте” и Telegram. Мы усилили партнерский маркетинг — совместные проекты с отраслевыми ассоциациями, экспертами, бизнес-медиа. Вернули и традиционные каналы: контекстная реклама и даже холодные звонки, но с более тонкой аналитикой. На первый план вышла база выпускников и сарафанное радио».

Олеся Губина

Олеся Губина

контент-маркетолог отдела маркетинга операционного управления ДПО НИУ ВШЭ

«Сегодня аудитория перегружена контентом, в том числе рекламным, и мы видим, что именно информационный шум, а не уход иностранных соцсетей является ключевым вызовом для маркетологов».

«В целом сейчас неплохо работают соцсети, профессиональные Telegram-каналы и группы, профессиональные СМИ и конференции, а также работа с целевой аудиторией через профессиональные ассоциации», — делится Виталина Левашова.

Unsplash

Мощный запрос к сегменту ДПО предъявляется в контексте появления новых технологий — ИИ, говорит старший директор НИУ ВШЭ Андрей Лавров. «И здесь ключевое — найти ответы на вопрос, как научить других тому, что пока еще мало кто в принципе умеет», — говорит он.

Андрей Коляда же считает большим вызовом именно массовое использование ИИ непосредственно в учебном процессе.

Андрей Коляда

Андрей Коляда

ректор Евразийской школы менеджмента и администрирования (Бизнес-школа EMAS)

«Призывы к учащимся отказаться от использования ИИ в выполнении учебных заданий игнорируются — студенты массово используют ИИ, выдавая результаты его работы за свои. Конечно, такие работы еще не могут быть оценены на отлично — в них много ошибок, и использование ИИ опытный преподаватель заметит. Но в самое ближайшее время эти недостатки исчезнут».

В результате учащиеся имитируют учёбу, считает Андрей Коляда. «Студенты не получают реальные знания и компетенции. Если раньше диплом школы MBA с хорошей репутацией был гарантией знаний и навыков, то в ближайшее время это исчезнет. Огромная проблема для экономики страны в целом. Мы рискуем оказаться в ситуации, когда школы MBA выпускают некомпетентных управленцев. Как решить описанную проблему — ключевая тема, которая обсуждается в нашей бизнес-школе», — заключил Коляда.

Тренды и антитренды

Рынок ДПО чутко реагирует на изменения в экономике. Алексей Нагайцев отмечает спад интереса к IT: «Сегодня быстрее растут направления маркетинга, менеджмента и дизайна».

Однако его коллеги с ним не согласны. «Популярно все, что связано с практическим применением ИИ, использованием в работе инструментария нейросетей, производством и эксплуатацией беспилотных авиационных систем», — добавляет Анна Палагина, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике, ректор АНО ДПО «Международный институт менеджмента объединений предпринимателей».

По ее словам, вышли из моды курсы, которые перестали быть актуальными из-за развития технологий: копирайтинга, создания продающих презентаций, — это уже доверяют нейросетям.

В Высшей школе экономики наибольшим спросом пользуются программы бизнес-образования для разных уровней управления, а также по ИИ, говорит начальник операционного управления дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ Оксана Жгун.

Оксана Жгун

Оксана Жгун

начальник операционного управления дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ

«А еще в последнее время мы отчетливо видим высокий спрос на программы, связанные в широком смысле с психологией, — по мягким навыкам, саморазвитию и психологическому благополучию, в том числе в разрезе HR-деятельности».

Анна Бурлакова (Школа бизнеса «МИРБИС») среди хитов отмечает курсы по управлению проектами и Agile, маркетингу и Digital-продажам, развитию soft-skills, медицине и биотехнологиям. «Отдельно хотелось бы выделить возросший интерес к программам, связанным с устойчивым развитием», — добавила она.

Анастасия Боровская добавляет, что в условиях санкционного давления резко вырос спрос на программы по международному праву, налоговому планированию, комплаенсу, управлению рисками и антикризисному управлению. Также в тренде глубокая специализация под запросы конкретных отраслей: ретейла, производства, строительства, HoReCa. При этом короткие курсы «легко и дешево мигрировали в онлайн», например базовые курсы по 1С или MS Office.

Андрей Коляда

Андрей Коляда

ректор Евразийской школы менеджмента и администрирования (Бизнес-школа EMAS)

«Сейчас очевидно, что делать ставку в развитии образовательного бизнеса в ДПО на хайповые направления — это тупик, — рассуждает Андрей Коляда. — Пример — еще недавно популярные темы по обучению IT-шников, дизайнеров, продюсеров онлайн-программ, коучей и т. п. Стратегическое развитие организации в ДПО, в частности бизнес-школы, требует ставки на те направления обучения, которые имеют постоянный спрос на рынке. Например, это управленческие знания и компетенции — те знания, которые помогают строить карьеру в бизнесе. Время показывает, что спрос на соответствующие образовательные программы стабилен».

Управляющий партнер Spektr Николай Седашов подчеркивает, что в будущем под влиянием развития ИИ школам придется радикально переосмыслить контентное наполнение: «Современная система, построенная на запоминании фактов, устарела. Со временем фокус сместится на развитие высших когнитивных функций: логики, мудрости, креативности и воображения, так как сбор и обработку информации возьмет на себя ИИ. В будущем способности, которые нельзя формализовать и перевести в код, — так называемые неявные знания, интуиция, воображение, эмпатия — станут основным преимуществом человека на рабочем месте и в других сферах».

Поворот на Восток

Санкции серьезно ограничили доступ к западным офлайн-программам MBA, усложнив сдачу экзаменов, оплату обучения и логистику. Часть кандидатов остается в России и выбирает программы с аккредитацией НАСДОБР, другая переориентируется на выездные форматы через страны СНГ, комментирует управляющий партнер Spektr Николай Седашов. «Российские школы получили заметный приток “домашней” аудитории, но полного импортозамещения нет: за международным контекстом и нетворкингом по-прежнему уезжают, но преимущественно на Восток», — говорит он.

В Высшей школе экономики тоже говорят об устойчивом спросе на программы MBA.

Оксана Жгун

Оксана Жгун

начальник операционного управления дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ

«Потребность в качественном управленческом образовании в современных непростых экономических условиях только растет, а усиление барьеров для обучения за границей как раз увеличило востребованность обучения на программах MBA в России. Аудитория этих программ платежеспособная и заинтересованная в развитии, эффективном нетворкинге».

Анна Бурлакова (Школа бизнеса «МИРБИС») также говорит, что спрос на MBA остался примерно на уровне предыдущих лет. Однако в 2025 году этот сегмент переживает изменения: программы MBA всё больше ориентируются на внутренний рынок, делая акцент на отечественную практику. «Бизнес-школы, реализующие программы МВА, были вынуждены в короткие сроки перестроить систему международных академических обменов и стажировок. Если ранее они ориентировались на партнерства с европейскими и американскими коллегами, то сейчас активно сотрудничают со странами Азии и Ближнего Востока», — говорит она.

Спрос на программы семейства MBA (Mini MBA, MBA, Executive MBA и DBA) сохраняет стабильность в течение многих лет, подтверждает Андрей Коляда. После того как западные аккредитующие ассоциации лишили российские бизнес-школы своих аккредитаций, конкуренция в отрасли изменилась, говорит он. «Теперь все решает уровень образования, который дает бизнес-школа, сила ее бренда и маркетинг. Потребитель, безусловно, выиграл от происходящего — критерии выбора бизнес-школы и программы стали более объективны», — рассуждает Коляда.

По его словам, в EMAS оценивают количество ведущих школ MBA в 10−15 заведений. Они существуют в течение долгого времени, заняли собственные рыночные ниши, имеют сильные бренды и достойную репутацию.

Прогнозы и перспективы

Рынок дополнительного профессионального образования будет расти, но неравномерно, прогнозирует Анастасия Боровская: «Удержатся крупные игроки с именем, собственной методологией и федеральной сетью. Для локальных школ конкуренция станет серьезным вызовом».

Unsplash

Она видит точки роста в нескольких направлениях. Это глубокая специализация и программы под конкретные отрасли или компании, а также госпрограммы и контракты с корпорациями. Это выход на новые регионы и страны СНГ, где российские практики сейчас очень востребованы. Это работа с малым и средним бизнесом (создание доступных, но практичных программ для МСБ). «И, конечно, развитие гибридных форматов, где офлайн становится кульминацией образовательного пути, — добавила Боровская. — Офлайн-образование уходит в премиум-сегмент: здесь ценность создается не через простую трансляцию знаний, а через уникальный опыт, доверие и причастность к профессиональному сообществу».

Николай Седашов

Николай Седашов

Управляющий партнер Spektr

«Главным драйвером в сегменте ДПО останется онлайн. Траты на него превысили офлайн еще в 2021 году, и эта тенденция сохранится. Некоторые игроки уже начинают внедрять в онлайн-обучение персональных ИИ-помощников, которые объясняют материал и помогают проанализировать ошибки».

Офлайн, по мнению Николая, в современных условиях будет выступать в качестве дополнения — и в отрыве от онлайна стагнировать.

Андрей Коляда уверен, что успешными в офлайн-формате будут оставаться только ведущие бизнес-школы, которые смогут решить системные проблемы: высокие цены, отсутствие гибкости и удобства учебы. Контракты с крупными корпорациями хотя и привлекательны, но содержат риск, предупреждает Коляда: «Функционеры этих корпораций не всегда разбираются в нюансах образовательного процесса и уровне развития научной мысли в преподаваемых областях. Как следствие, иногда они диктуют бизнес-школам ошибочные, неэффективные условия и требования».

По прогнозу Анны Бурлаковой из «МИРБИСа», корпоративный сектор увеличит инвестиции в обучение своих сотрудников как высшего, так и среднего звена: «Этого требуют наши экономические реалии и увеличивающаяся неопределенность. Как следствие, возрастет спрос на кастомизированные программы под нужды конкретных компаний». Постепенно происходит переориентация на страны БРИКС, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и СНГ. Это открывает новые возможности для совместных программ и академических обменов, что станет одной из точек роста российского бизнес-образования.