• Usd 66.74
  • Eur 75.61
  • Btc 3424.53 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

ad@incrussia.ru

Журнал

Сыто-крыто. Как бросить карьеру юриста в 50 лет, чтобы открыть небольшое кафе (а потом заняться новым бизнесом)

Сыто-крыто. Как бросить карьеру юриста в 50 лет, чтобы открыть небольшое кафе (а потом заняться новым бизнесом)

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться

Опасные деньги: как привлечь инвестиции и не потерять бизнес

Опасные деньги: как привлечь инвестиции и не потерять бизнес
Фото: Jason Alden/Getty Images

Когда бизнес остро нуждается в финансах, его собственник может согласиться на инвестиции хоть от самого черта. Но как бы плохо ни шли ваши дела, всегда следует тщательно взвесить все за и против. За 23 года своего существования разработчик средств информационной безопасности «СерчИнформ» неоднократно привлекал сторонние инвестиции. Председатель совета директоров компании Лев Матвеев рассказывает, какие 4 вопроса нужно задать себе, прежде чем взять у кого-то деньги.


Зачем вам это?


Прежде чем привлечь инвестора, нужно разобраться в собственных желаниях. Хотите красиво упаковать бизнес и продать или же сохранить контроль над ним и развивать самостоятельно? Это принципиально разные стратегии, из которых предпочтительнее, конечно, вторая. Привлекая средства для развития компании, вы получаете шанс сделать ее зрелой и крупной (а если повезет — и глобальной). Правда, Pixelon, Kozmo, Quokka и прочие доткомы-неудачники наверняка думали точно так же. Но в их понимании развитие бизнеса заключалось в неоправданно дорогом маркетинге, высоких зарплатах основателей, шикарных офисах и вечеринках со звездами.

Мы привлекали инвестиции несколько раз и никогда не брали их на смузи или вызов массажистов в офис. Если и занимали, то с пониманием, что деньги дадут результат, — пусть не сразу, через 1-2 года, но дадут. На привлеченные средства мы запускали новые филиалы — на тот момент это было разумно и правильно. Когда у компании еще нет внушительных оборотов и прибылей (в бизнес-литературе этот период называют стадией раннего роста), открытие каждого нового офиса вгоняет ее в убытки. Мы могли справиться с экспансией и своими силами, но потратили бы на нее в разы больше времени.


С кем придется иметь дело?


Идеалисты скажут, что в свой бизнес нельзя пускать «чужих». В реальности вам на определенном этапе, скорее всего, придется поступиться частью контроля над компанией. Но если вы планируете развивать бизнес – ищите не портфельного инвестора, а стратегического. Задача первого — купить компанию и через несколько лет продать дороже. Такой инвестор заинтересован не в развитии бизнеса и его прибыльности, а в хорошей упаковке для следующего покупателя. Когда он продаст свою долю в компании, вы останетесь с нерешенными проблемами.

Стратегический инвестор — прямая противоположность портфельного. Он не станет вредить бизнесу, обескровливать компанию и мешать ее руководителю принимать нужные решения. В договоренностях со своим инвестором мы оговорили возможность распоряжаться деньгами на усмотрение СЕО при резервном фонде на 6 месяцев. В последнем раунде инвестиций представитель инвестфонда согласился с моим решением распределить часть прибыли (хотя мог повлиять на него как член совета директоров). Но этот шаг был важен для компании: команда нуждалась во встряске и мотивации. И инвестор согласился, потому что руководствовался интересами бизнеса.


О чем договорились?


Собственники бизнеса часто довольствуются устными обещаниями инвесторов. Если вы слышите что-то вроде: «Сведем вас с нужными людьми, организуем ужины — и пойдет рост», — лучшим ответом будет: «Отлично, давайте зафиксируем на бумаге!»

Хорошенько взвесьте обещания инвестора. И не стесняйтесь все договоренности с ним тщательно прописывать в документах. Это позволит в будущем корректно «разбежаться» с инвестором или уменьшить его долю (если какое-то обязательство останется невыполненным).


Сколько взять?


Брать, сколько дают, — плохая стратегия для собственника бизнеса. Сумма инвестиций должна быть достаточной, чтобы выйти на безубыточность, и этот срок нужно тщательно просчитывать.

У инвесторов есть любимый трюк — выделить сумму денег, которой в обрез хватит на 3-4 месяца. Или, наоборот, спровоцировать огромные траты, а потом «спасти» бизнес новыми вливаниями и окончательно размыть долю основателя. Это опасно: в лучшем случае вы имеете дело с инвестором-дилетантом, в худшем — с мародером.

Трезво оцените, с кем связываетесь и что это вам дает. Шанс допустить ошибку есть всегда, но при любых обстоятельствах не стоит очаровываться инвестором.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России