География кадров: выбираем город для нового офиса

География кадров: выбираем город для нового офиса
Фото: Unsplash

Зачем бизнесу открывать полноценные офисы

Считается, что сегодня бизнесменам и стартаперам проще начинать работу с командой на аутсорсе: это экономически выгоднее по сравнению с открытием полноценных офисов. На Западе явление аутсорса возникло еще в 80-х годах прошлого века, а начавшийся в начале нулевых бум найма удаленных сотрудников наглядно демонстрируется цифрой ежегодного прироста — 16,5%, по данным Gartner Group.

Однако опыт Ecwid показывает, что полный уход на дистанционный формат работы не всегда оправдан. Так, в момент запуска нашего сервиса мы открыли первый офис в родном городе, Ульяновске. В тот момент мы планировали разработку собственного мобильного приложения и искали в офис хорошего специалиста по дизайну. Но так и не смогли найти толковых ребят на эту позицию в городе.

Подходящего человека мы в итоге отыскали в Самаре — он сформировал нам отдел мобильной разработки. В итоге Ecwid начал искать в этом городе сотрудников и на другие позиции и в конце концов компания открыла там полноценный офис.

В тот момент пришло понимание: географический фактор иногда играет роль и в наше время развитого фриланса. Кто-то из квалифицированных специалистов всегда нужен непосредственно в офис: например тимлиды, которые являются центром различных команд.

Но это не единственная причина. Работая с самого начала с западным рынком, мы планировали обеспечить бесперебойную поддержку всех наших клиентов. Для этого требовалось покрыть как можно больше часовых зон. Изначально наша команда поддержки была только в Ульяновске — первом городе присутствия Ecwid. Для работы с американскими клиентами мы наняли команду на аутсорсе в США, но из-за большой разницы во времени, культурных особенностей и отсутствия тесных связей с иностранной командой было сложно передавать все нюансы нашей работы. Мы начали замечать существенные потери в качестве и скорости поддержки клиентов.

Эту проблему решили открытием на Дальнем Востоке полноценного офиса. Для сбора команды отправили в город собственного HR-специалиста, в итоге подобрав сильных специалистов, занимающихся саппортом в ночные для ульяновского офиса часы. Отправить своего человека надолго очень важно, чтобы он не только нанял людей, но и смог передать культуру компании. У нас уже была сформирована определенная корпоративная культура, и Дальний Восток должен был ее перенять, иначе работа бы не сложилась.

Эффективность работы саппорта оценивали по показателям NPS. На момент запуска наш NPS уже был чуть выше среднего, если оценивать в рамках всей индустрии — 50–52 пункта. Для примера, у нашего конкурента Shopify на тот момент он составлял всего 27–30 пунктов. А после открытия офиса во Владивостоке наш показатель начал только расти и сейчас составляет примерно 63 пункта. Среднее же время ожидания ответа от компании мы со временем довели до 1–2 минут. И этого бы точно не удалось достичь, если бы мы пытались заниматься техподдержкой только из нашего города.

Вывод из этого кейса простой: открытие региональных офисов иногда помогает заполучить необходимых специалистов и, в нашем случае, организовать качественный сервис. Таким образом, развитие полноценных офисов в некоторых случаях более оправданное с точки зрения грамотного эйчара, чем работа с командой, набранной через аутсорс.

Почему важно открытие дополнительных региональных офисов

Ульяновский офис со временем пришлось расширять внутри города за счет открытия дополнительных филиалов. Необходимость в новых представительствах объясняется просто: по мере развития стартапа растет и команда, требуется офис побольше. Однако в Ульяновске нам не удалось найти подходящие помещения нужных площадей, отвечающих нашим требованиям. Потому в этом городе у Ecwid уже три офиса и это не предел.

Плюсы открытия дополнительных офисов проявились и во время пандемии. В качестве примера можно привести опыт развития филиала в Санкт-Петербурге. Тогда мы набирали сотрудников на удаленный формат работы, но большинство из них было сосредоточено именно в этом городе. В какой-то момент обнаружили сильную текучку кадров — люди уходили из команды, так как отсутствовала простейшая корпоративная привязанность друг к другу.

Открытие полноценного офиса помогло решить этот вопрос. Тем более дистанционный формат во время пандемии — это, конечно, необходимо и удобно, но работа из офиса сразу повышает эффективность коммуникации и работы. На удаленке, к примеру, команде сложно собраться на онлайн-переговоры: нужно выбрать удобное для всех время, подготовиться к опен-коллу, и так далее. Тогда как офисные летучки организовываются буквально за час. А для решения каких-то не очень существенных вопросов людям достаточно переговорить друг с другом наедине.

Как правильно открывать офисы

При открытии новых офисов в других городах желательно отправлять «на местность» опытного HR-специалиста, который сумеет сформировать команду под стандарты уже существующей корпоративной культуры. Такие специалисты по подбору кадров должны хорошо разбираться в психологии. Это важная особенность при найме: составляя психологический портрет потенциального сотрудника, эйчар сразу видит готовность человека к восприятию корпоративных ценностей, уровень его заинтересованности в работе именно в той компании, куда он нанимается.

Формирование корпоративной культуры в новом офисе должно проходить в рамках уже сложившихся традиций филиалов из других городов — что-то революционное внедрять нежелательно. К примеру, в ульяновском офисе Ecwid команда привыкла коллективно собираться один-два раза в месяц для просмотра кино. Эту же традицию мы пробуем мягко распространять и на филиалы других городов.

Коллективные рабочие практики важны с точки зрения психологии: люди из разных регионов понимают друг друга и общаются на одном внутрикорпоративном языке. Так у них вырабатываются схожие привычки и особенности мировосприятия — это укрепляет командный дух и повышает производительную эффективность.

Выбор помещения: на что желательно обращать внимание

Поиск помещения для офисного представительства может занять немало времени — в каждом российском городе своя специфика на рынке недвижимости. Опыт активного регионального развития Ecwid показывает, что при расчете общей площади помещений следует исходить из цифры 10 кв. м на человека — этого вполне достаточно для обустройства индивидуального рабочего места.

Анализ расчета предполагаемого к аренде офисного метража должен включать в себя представления о приблизительном количестве людей, которые будут работать в том или ином филиале. Это не всегда удается точно просчитать, поскольку специфика развития определенного представительства корректирует даже детально просчитанные схемы. И в некоторых случаях приходится менять адрес: арендуемые помещения физически не способны вместить большее число сотрудников.

Важно обращать внимание на инфраструктуру в предполагаемом районе офисного расположения. Остановки общественного транспорта и метро должны находиться в пределах 10–12 минут шаговой доступности, возле офиса обязательно должна быть парковка (платная и бесплатная). Кафе, бары, больницы и стоматологии, парки и скверы — всё это в той или иной степени влияет на выбор района для офисной аренды: людям нужно чувствовать, что они работают не на отшибе, а в приятном месте, куда удобно добираться.

К примеру, при открытии петербургского филиала мы сами засекали время, необходимое на то, чтобы пройти от метро до офиса, — включали секундомер и прогулочным шагом шли от станции до здания. Это улучшило понимание того, как сотрудники будут добираться до места работы.

Кто выбирает развитие в регионах

Опыт регионального развития Ecwid показывает, что сегодня открывать филиалы в разных городах выгодно тем IT-компаниям, которые изначально нацелены на работу с крупными клиентами. Под крупными подразумеваются компании, готовые тратить на разработку сайтов и приложений от 10 млн руб. При выборе определенного региона IT-предприятиям важно обращать внимание на внутреннюю рабочую специфику. Слаборазвитые в экономическом плане области для офисного размещения не очень выгодны, поскольку оттуда уезжает талантливая и целеустремленная молодежь.

Также важно обращать внимание на наличие в регионе сильного технического университета, который подготавливает высококлассных специалистов. Поиск перспективных молодых выпускников таких вузов в ведении эйчаров, но уже сам факт богатства выбора имеет немалое значение. Мы это поняли, когда развивали свои офисы в Ульяновске, — в этом городе как раз очень хороший государственный университет, чьи выпускники приходили работать к нам.

Географический фактор при открытии новых точек тоже играет определенную роль в IT-сфере. Как показывает практика, приход некоторых хорошо известных в нашем внутреннем сегменте компаний иногда радикально меняет региональную картину трудового рынка. Определяется планка минимальных/максимальных зарплат программистов и разработчиков, складывается общая репутационная специфика различных IT-представительств. Нередко проявляются даже процессы переманивания в определенный район специалистов из сферы конкретного языка программирования. В Ульяновске, к примеру, в тренде язык Java, популяризацией которого Ecwid активно занимается. Соответственно, в регион приходит всё больше компаний, в основном аутсорса, которые используют в работе именно Java. Использование конкретного языка программирования притягивает и молодых, талантливых разработчиков — работать преимущественно с этим языком приходят и студенты с профильных факультетов, и те, кто решают изменить свой карьерный путь и уйти в разработку.