Разобраться • 1 марта 2021

«Компании, которые работают „как все“, вымрут». Основатель сервиса «Самокат» Родион Шишков — о будущем фудтеха и главных трендах ретейла

Разобраться • 1 марта 2021

«Компании, которые работают „как все“, вымрут». Основатель сервиса «Самокат» Родион Шишков — о будущем фудтеха и главных трендах ретейла

Текст: Родион Шишков, основатель онлайн экспресс-ретейлера «Самокат»

Фото: Евгений Иванов для Inc. Russia


Три года назад Вячеслав Бочаров и Родион Шишков создали первый в России сервис формата dark store — «Самокат». Его курьеры развозят до 900 тыс. заказов с едой и товарами для дома в месяц, доставка занимает всего 15 минут. Шишков рассказал Inc., какие тренды влияют на рынок фудтеха и ретейл прямо сейчас, как поспевать за изменениями и почему без разработки собственных технологий это вряд ли получится.

Почему в будущее возьмут не всех

У меня короткий предпринимательский цикл — каждые 3-4 года я начинаю делать что-то новое. Я привык быстро выстраивать новые процессы, а в «Самокате» это нужно делать каждый день. Сервису чуть больше трёх лет, и за это время мы трижды поменяли технологический стек (обычно организации готовятся к этому годами). Примерно каждые два месяца у нас сильно меняется продуктовая архитектура (продукты добавляются, разделяются и т.д.).

Благодаря «Самокату» у меня появилась привычка быстро реагировать на изменения. Меняется рынок — для тебя это не новость. Меняется технология — для тебя это не проблема, потому что у тебя есть привычка быстро разбираться в новых рынках.

Предприниматель должен понимать, что происходит вокруг него, уметь быстро реагировать и меняться в зависимости от обстоятельств. В противном случае его ждёт много сюрпризов, а его проект обречен на быструю смерть.

Как избежать участи динозавров

Самостоятельно производить технологии

Всем компаниям из фудтех-сферы, которые хотят попасть в будущее, нужно научиться производить технологии. Неважно, какие именно — технологии управления транспортной логистикой или расчёта оптимальных температур при плавке металла. Главное, чтобы компания создавала их сама. Если она способна только пользоваться тем, что предлагает рынок, она не выживет.

Это аксиома: кто не способен производить технологии сам для себя, тот не сможет меняться с достаточной скоростью. Большинству компаний придется освоить новую для себя область — создание программ и других цифровых продуктов.

Но это не отрицает использование существующих разработок. Например, можно управлять маршрутами курьеров с помощью сторонней компании, но самостоятельно разработать технологию упаковки, чтобы сохранять температуру еды. Это даст рыночное преимущество.

Отвечать потребностям «здесь и сейчас»

Мне очевидно, как будет меняться ретейл в ближайшие годы. Он научится отвечать потребностям своих клиентов здесь и сейчас. Компании из этой сферы станут автономными с точки зрения операционного управления. В их головных офисах вместо десятков тысяч людей останутся только несколько сотен сотрудников. Многие процессы будут роботизированы. И это перспектива ближайших 2-3 лет.

Но главное — ретейл должен будет перейти на сторону покупателя. Сейчас он «говорит» человеку: «Купи вот эту вкусную и сладкую еду» или «Выбери ещё одну рубашку для своего гардероба». Его не волнует, что у покупателя уже висит 122 рубашки в шкафу или что человек заботится о правильном питании. Ретейл решает свои краткосрочные задачи и не думает о бережном отношении к ресурсам своей аудитории. Уже очень скоро ретейл научится решать как собственные долгосрочные задачи, так и задачи своих клиентов. Такие компании получат самые долговременные отношения со своей аудиторией. Клиенты поймут, что ретейлер теперь не их противник, а союзник. Все игроки будут вынуждены двигаться в этом направлении.

Дарить «простые удовольствия»

Пандемия изменила клиентские предпочтения в ретейле. Каждому человеку хочется себя побаловать, но сейчас для этого меньше возможностей. У людей стало меньше денег, и во время пандемии они научились проводить много времени дома.

Самым доступным способом получать «простые удовольствия» от жизни стала еда. Люди смело пробуют что-то новое и экспериментируют. Но наши потребители очень требовательные и не прощают ошибок.

Уже сформировался запрос на здоровое питание и на товары с приставкой «эко». Но люди не готовы за них переплачивать. Совсем скоро в сегменте e-grocery появятся сервисы, которые смогут предлагать здоровую пищу и продукты без премиальной наценки.

В 2021 году будет большой запрос на «радости жизни», потому что это свойственно любым кризисным и посткризисным периодам. Во времена Великой депрессии в США кинотеатры были чуть ли не единственным растущим сегментом. Людям хотелось отключиться от множества проблем и переживаний. А сейчас «компенсировать» людям сложные эмоциональные переживания будет еда.

Как изменится ретейл

Роботизация, которая придёт в ретейл совсем скоро, не вытеснит курьеров. Они останутся, но будут работать иначе. Я вижу запрос на гиперлокальность, которая будет связана не с районом городов, а с кварталами. Она увеличит эффективность курьеров — они смогут работать рядом с домом.

Гиперлокальность повлияет на отношение курьеров к клиентам и наоборот. Мы все априори относимся дружелюбнее и вежливее к своим соседям, даже если их не знаем лично.

До пандемии многие крупные ретейлеры считали: «Мы уже большие и состоявшиеся, нас никто не обгонит. Даже если что-то начнёт меняться на рынке, мы первыми возглавим этот курс».

Пандемия показала, что все достижения компании могут остаться в прошлом в один момент. Яркий пример — проиграли те ретейлеры, которые во время локдауна не смогли быстро организовать доставку и отреагировать на рост заказов.

У бизнеса никогда не будет времени на то, чтобы сесть и спокойно подумать о нужных преобразованиях. Как показывает практика, изменения можно провести теми же ресурсами, которыми компания поддерживает свою ежедневную деятельность. Главное — решиться на них.

Компания без стратегии развития — труп. И неважно, в какие времена мы живём. Другое дело, что турбулентность некоторых периодов будет требовать молниеносного пересмотра стратегии. Сегодня ты думаешь о будущем через 10 лет одним образом, завтра понимаешь, что планировать надо иначе, а послезавтра убеждаешься, что есть ещё третий вариант. И это нормально.