• Usd 68.89
  • Eur 78.52

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

«Сейчас все будет дешеветь — офисы, сервисы, таланты. Самое время создать стартап». Ованнес Авоян, PicsArt — о плюсах кризиса и возвращении офлайна

«Сейчас все будет дешеветь — офисы, сервисы, таланты. Самое время создать стартап». Ованнес Авоян, PicsArt — о плюсах кризиса и возвращении офлайна

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

ГАЗПРОМ НЕФТЬ 20 февраля

Как заработать больше на своей АЗС

ГАЗПРОМ НЕФТЬ 20 февраля

Как заработать больше на своей АЗС

Текст

Андрей Велесюк

Фото

сеть АЗС «ОПТИ»

В 2018 году «Газпром нефть» запустила сеть партнерских АЗС — компания объединяет независимые заправки под брендом «ОПТИ». Одна из ключевых особенностей сети — IT-платформа, собственная разработка, которая помогает автоматизировать и оптимизировать работу станций. Inc. выяснил, на каких условиях владельцы независимых АЗС могут присоединиться к сети и какие IT-решения могут быть интересны в рамках развития сети «ОПТИ».

Личный опыт: кто и зачем использует АЗС «ОПТИ»

«О том, что „Газпром нефть“ планирует развивать партнерскую сеть, я впервые услышала в конце 2017 года, — говорит гендиректор ООО „Топ-нефть“ Алена Легостаева. — В апреле 2018 года мы познакомились с представителями „ОПТИ“, а уже в августе заключили договор».

Алена владеет независимой АЗС в Воскресенске. В сеть «ОПТИ» она вошла одной из первых. С одной стороны — независимым АЗС всё сложнее конкурировать с крупными компаниями, у которых есть большие бюджеты на маркетинг. С другой стороны — доверие покупателей год от года снижается. Люди уверены, что независимые заправки торгуют некачественным топливом, и убедить их в обратном довольно сложно, в том числе из-за ограниченных возможностей в рекламном продвижении. При этом в случае всплесков потребительской активности топлива не хватало. Алена Легостаева резюмирует, что «проще плыть с большим кораблем, чем маленькой лодочкой».


АЗС «ОПТИ» в цифрах:

Источник: данные компании


120

станций входят в сеть партнерских АЗС «ОПТИ».


27

регионов охватывает АЗС «ОПТИ».


93,3

млн литров топлива реализовано в 2019 году.


2,5–3 млн

руб. — инвестиции на ребрендинг в среднем (итоговая сумма зависит от состояния АЗС, в том числе от технического оснащения).

Финансовые детали: сколько придется заплатить и на сколько вырастет оборот

«Для нас важны партнерские отношения, а значит, бизнес должен быть выгоден как компании, так и нашему партнеру, — говорит директор по развитию сети АЗС „ОПТИ“ Наталия Забожчук. — Поэтому уже на этапе входа мы говорим будущему партнеру, что работать нужно обеим сторонам. Если с его стороны не будет вовлечения в работу — по обучению персонала, контролю происходящего на АЗС, отслеживанию качества обслуживания клиентов, — наши усилия ни к чему не приведут».

За вход в сеть необходимо заплатить паушальный взнос 500 тыс. руб. Его разносят во времени, чтобы на владельца независимой АЗС не было серьезного финансового давления. Если партнер заходит в сеть с несколькими АЗС, взнос снижается. Далее он будет выплачивать ежемесячное роялти — фиксированные 2550 тыс. руб. в месяц плюс 0,5%1% от выручки за нефтепродукты. За реализацию сопутствующих товаров дополнительных денег брать не будут.

При желании партнера в рамках сотрудничества осуществляется и поставка топлива. Одним из приоритетных направлений сети «ОПТИ» является его качество. Поэтому продукция на АЗС проходит регулярные проверки «Газпром нефть-Лаборатории», специализированного предприятия в структуре компании. Для контроля качества топлива на станциях используются также мобильные лаборатории, каждая из которых оснащена экспресс-анализаторами и устройствами для отбора проб из стационарных резервуаров станций и пистолетов топливораздаточных колонок (ТРК).

Главный бенефит, на который может рассчитывать владелец независимой АЗС, вступая в сеть, — увеличение доходности бизнеса. Растет количество клиентов, реализация нефтепродуктов и продажи сопутствующих товаров. В целом, участники начинают продавать на 5070% больше топлива. Средний рост продажи составляет 150%. Есть примеры, когда реализация вырастает в разы.

Еще один пункт, о котором часто говорят владельцы независимых АЗС, — проблемы с персоналом. Найти и обучить сотрудников непросто, поэтому на помощь приходят такие решения, как онлайн-курсы или обучающий центр для работников АЗС «ОПТИ».

«Наш партнер получает широкий набор инструментов, который помогает развивать его бизнес. Конечно, ключевой является IT-платформа, она позволяет АЗС работать эффективней. Ее доработки производятся на основании запросов партнеров, а значит, помогают им решать их ежедневные задачи», — рассказывает Наталия Забожчук.

ИТ-платформа «ОПТИ»: что это и как она развивает АЗС

Владелец продукта IT-платформы «ОПТИ» Ольга Корабельник рассказывает, что сейчас это решение представляет собой несколько собранных воедино систем, способных автоматизировать и оптимизировать работу станций. Они охватывают все основные аспекты: от работы управляющих до маркетинговых акций и выкладки сопутствующих товаров.

Это полностью разработка команды «ОПТИ», и на российском рынке подобных решений пока не существует. Одна из особенностей — платформа работает в облаке, имеет веб-интерфейс и доступна по ссылке, то есть не нужно ничего скачивать. Партнеры получат несколько цифровых инструментов для работы на АЗС. Вот некоторые из них.

  • Бизнес-показатели онлайн. Партнер с помощью платформы может удаленно контролировать ключевые показатели бизнеса в режиме онлайн: сколько топлива осталось в резервуарах, критические отметки и как скоро они будут достигнуты, кто стоит на кассе, сколько транзакций прошло с начала дня и с какой интенсивностью работают кассы. Также экономические параметры: можно увидеть маржу, общую выручку, пролив станции за день, сравнение цен с другими АЗС. Все эти показатели выбрали сами партнеры.
  • Анализ данных. Система аналитики позволяет скачивать любые отчеты по указанным выше показателям, чтобы на их основе формировать прогнозы по продажам и реализации топлива, посмотреть на работу своей станции и понять, какие показатели начали проседать. Если какого-то показателя в системе нет, команда разработчиков в течение двух дней готова его добавить по запросу. Инструмент выполнен в форме конструктора, где партнеры сами выбирают, какие показатели они хотят видеть в своей форме.
  • Управление сопутствующими товарами. Независимые АЗС не имеют глобальной аналитики для управления продажами сопутствующих товаров. Розничная сеть АЗС «Газпром нефть» на правах опытного игрока готова делиться своими советами: какие товары стоит продавать, как их выкладывать, как должен выглядеть торговый зал, какие цены лучше ставить.
  • База знаний. Этот сервис организован в рамках личного кабинета — что-то вроде Википедии по всевозможным вопросам работы АЗС. Там можно узнать, как работает IT-платформа, как правильно принять бензовоз, улучшить клиентский опыт и выходить из проблемных ситуаций. Есть много видеоуроков и подробных гайдов, где партнер сможет узнать ответы на большинство вопросов, касающихся работы станции.
  • Кастомизация под партнера. IT-платформу при необходимости могут доработать под отдельные АЗС. Подключение станции к базовой версии проводится за 10 минут. Если партнер хочет добавить новый сервис, то разработчики в течение одной-двух недель способны его реализовать. За доработку нового сервиса партнеру не приходится платить.


В декабре эксперты премии Com News Awards признали IT-платформу сети АЗС «ОПТИ» — партнера «Газпром нефти» — лучшим цифровым решением в топливной сфере. Критериями выбора были масштабируемость, инновационность, сложность, а также прозрачность, эффективность и значимость для городов, где они реализуются. Платформу «ОПТИ» признали лучшей среди 26 рассматриваемых проектов.

Помимо этого в рамках развития IT-платформы АЗС «ОПТИ» компания готова сотрудничать со стартапами и разработчиками, если они предложат релевантные решения. Для развития платформы команда сети взаимодействует с акселератором StartupDrive от «Газпром нефти».

Какие разработки интересны: ретейл и клиентский сервис

«IT-платформа АЗС „ОПТИ“ — один из компонентов в формирующейся экосистеме для независимых АЗС, которую мы строим прямо сейчас, — говорит руководитель акселератора StartupDrive Константин Мусатов. — Мы продаем не только топливо. Прямо сейчас в проработке находятся продукты, которые мы будем реализовывать для независимых заправок».

Сейчас на IT-платформе пилотируют несколько решений от отечественных стартапов, которые в дальнейшем планируют сделать частью экосистемы. В первую очередь «Газпром нефть» в сегменте сбыта моторного топлива интересуют разработки, касающиеся продаж сопутствующих товаров на АЗС: компьютерное зрение, выкладка товаров, автоматическое определение Out of shelf (товара нет в торговом зале) и Out of stock (товара нет в торговой точке).


Как стать участником сети «ОПТИ»: шесть шагов

С момента первого контакта владельца независимой АЗС с командой развития сети «ОПТИ» до запуска станции в среднем проходит 5060 дней. Вот что нужно будет сделать в эти дни.

  1. Заполнить анкету. В первую очередь нужно зайти на сайт сети «ОПТИ» и заполнить анкету — это займет не более 5 минут. Если возникнут сложности, можно написать на e-mail franchise@gazprom-neft.ru или позвонить по телефону 8 (800) 511 67 07.
  2. Дождаться оценки АЗС. Команда развития сети оценит потенциал вашей станции и даст заключение об экономической эффективности работы под брендом «ОПТИ».
  3. Подготовить проект ребрендинга. Команда сети АЗС «ОПТИ» совместно с потенциальным партнером сделает дизайн-проект АЗС, который в дальнейшем будет служить основой для ребрендинга станции. Там прописывают минимальные требования, применяемые ко всем точкам сети.
  4. Подписать необходимые документы. В их числе договоры коммерческой концессии, на поставку топлива и обслуживание корпоративных клиентов.
  5. Провести ребрендинг. Пока владелец проводит необходимые работы на АЗС согласно дизайн-проекту, команда сети АЗС «ОПТИ» предоставляет брендовые конструкции, подключает к автоматизированной системе управления «Мобильная карта» и IT-платформе.
  6. Подписать акт о начале реализации. Всё готово, и можно приступать к совместной работе.

К чему нужно быть готовым: слишком резкий рост

Алена Легостаева отмечает: главное, к чему нужно быть готовым новому участнику сети, — резкий рост клиентов и объемов продаж. «Объем топлива, который мы проливаем, за год увеличился примерно на 100%. Количество клиентов–физлиц за это же время выросло приблизительно на 70%, а с юрлицами стало проще заключать договоры — бренду „ОПТИ“ доверяют больше, чем независимым АЗС», — говорит она.

Также вырос средний чек — раньше он в зависимости от месяца составлял от 500 до 900 руб. Сейчас — не бывает ниже 1 тыс. руб., а в некоторые месяцы поднимается до 2 и более тыс. руб. Причин у этого несколько: доверие к бренду, высокое качество топлива и регулярные маркетинговые активности по привлечению и удержанию клиентов.

Гендиректор ООО «Топ-нефть» утверждает, что сейчас для независимых АЗС стать участником федеральной сети — один из лучших вариантов дальнейшего существования. «Всего за год сеть набрала большие обороты, поэтому я бы рекомендовала тем, у кого есть такая возможность, подключаться к „ОПТИ“. В нашем случае все показатели выросли вдвое, причем, я уверена, у сети большой потенциал для роста».