Разобраться Партнерский материал

Опыт Inc.: как мы меняли облако (и почему в итоге переехали на «Яндекс»)

Опыт Inc.: как мы меняли облако (и почему в итоге переехали на «Яндекс»)
Фото: Morris MacMatzen/Getty Images

В прошлом году мы задумались о поиске новой облачной платформы. Основных причин было несколько: хотелось сократить время загрузки страниц (это критично для поисковых систем и аудитории), снизить стоимость исходящего трафика и повысить устойчивость сайта. А еще нами двигало желание исключить риски от массовых блокировок IP-адресов — весной 2018 года под удар Роскомнадзора попали и облачные сервисы Amazon (AWS), где размещался Inc. (результатом стали провал трафика и двое суток «танцев с бубном» для устранения последствий). В процессе выбора мы рассмотрели 6 вариантов и остановились на платформе «Яндекс.Облако», и вот почему (предупреждаем: в тексте много технических терминов, но без этого никак).


Никита Ким

издатель Inc.


Специфика работы СМИ в онлайн-режиме такова, что мы непосредственно связаны с техническими процессами. От качества трафика и, в целом, — от того, как функционирует сайт, зависит весь наш бизнес. Если сайт «лёг», все бизнес-процессы встали или даже откатились назад.

И напротив, наш бизнес успешен, когда растущий трафик не «роняет» сервера, а скорость загрузки и доступность сайта удовлетворяют пользователей. Поэтому мы требовательны к тем технологиям, которые используем.


Без потерь и с минимальным простоем


В своей работе мы уже используем сервисы РСЯ и «Яндекс.Дзен» — поэтому расширение взаимодействия с ведущим российским поисковиком было вполне органичным. Существование в единой экосистеме предполагает, что заказчик не остается один на один с технологией, а может воспользоваться готовым продуктом и инструментом, обратиться в поддержку или выбрать подрядчика.

До переезда наш основной сайт располагался в виде ВМ на внешнем хостинге в Литве (по одному серверу для Production и тестового контура). В качестве сети доставки содержимого — CDN — мы использовали AWS (S3, бакет CloudFront), а для ее работы применяли плагин W3 Total Cache.

Переехать на новое облако нам помогала компания K2IT. Перед ее специалистами стояла задача перенести контент и создать отказоустойчивую схему. С паузами весь процесс занял менее 2-х месяцев (то есть вполне можно было уложиться и в пробный период использования «Яндекс.Облака»).

По словам менеджера проекта компании K2IT Марата Фаттахова, все операции проводились последовательно и без спешки, чтобы не нарушать деятельность редакции и работоспособность основного сайта. Сначала перенесли тестовый контур (на новый Test взяли копию Production, чтобы он соответствовал актуальной версии БД. Затем «подняли» новый Production в Yandex Object Storage и переключили DNS на стороне заказчика (это происходило в субботу, и редакция в этот день ничего не публиковала). Наконец, перетащили дельту БД и вскоре на сайте Inc. опять стали появляться новые публикации.

При переезде инженерам K2IT крайне важно было доработать WP-плагин W3 Total Cache —в нем содержались специальные ссылки (хотя API сервиса Yandex Object Storage совместим с API Amazon S3). После завершения этой работы началась пусконаладка с последующим тестированием.

«Копия данных хранилась на локальном сервере, поэтому мы просто загрузили их в „Яндекс.Облако“, — рассказывает инженер K2IT Алексей Самойлов. — Но при необходимости переноса данных из AWS S3 в Yandex Object Storage напрямую самым быстрым способом будет использовать AWS CLI: скорость загрузки большая — примерно 15 Гб за 10 минут».

После завершения переезда специалисты K2IT приступили к повышению отказоустойчивости. Бесперебойная работоспособность БД была обеспечена, как только из стадии превью вышел Managed Service for MySQL на платформе «Яндекс.Облако». А за отказоустойчивость и балансировку нагрузки самого сайта (front) отвечают W3 TotalCache и nginx.


Этапы и чистые временные затраты на переезд

  • Заключение договоров + параллельный аудит — 1 неделя.
  • Создание ВМ — 3 дня.
  • Доработка плагина W3 Total Cache — 1,5 недели.
  • Перенос данных в «Яндекс.Облако» — 3 дня.
  • Проверка тестовой версии в облаке подрядчиком и заказчиком — 2 дня.
  • Минимальное нагрузочное тестирование через ApacheBanche перед окончательным переключением — около 1 часа.
  • Переключение — в тот же день, что и нагрузочное тестирование.


Затраты меньше  трафика больше


С момента переезда прошло менее месяца, но уже сейчас заметны общее улучшение функционирования сайта, ускорение загрузки страниц и позитивная динамика в поисковой выдаче. Приятный бонус: наши ожидаемые затраты составят около 500 руб. в день, — это меньше, чем мы платили за AWS.

По нашим прогнозам, ускорение загрузки уже через месяц даст повышение трафика на 15%. Таким образом, один только переезд «закроет» 20% амбициозной задачи по двукратному повышению посещаемости Inc. к концу года.

«После доработок и выхода на стабильную работу системы мы будем воплощать свое представление о том, какие продукты развивать дальше, — рассказывает издатель Inc. Никита Ким. — Но уже сейчас есть четкое понимание того, что все проекты технической направленности, где нам может помочь „Яндекс“, мы будем делать с „Яндексом“».

Очень важно, что служба технической поддержки «Яндекс.Облака» помогала нам в каждом вопросе (в том числе — с выбором подрядчика для переезда и настройки серверов). Это тоже стало одним из факторов при выборе нового облачного сервиса. «Я всем довольна, особенно обратной связью, что очень важно в наше время, — рассказывает директор по развитию бизнеса Inc. Лидия Багирова (она курировала переезд). — В последнее время настоящая коммуникация в нашей диджитал-жизни — это роскошь. „Яндекс.Облако“ такой роскошью обладает».