Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Разобраться

Основатель Gett Дэйв Вайсер: Молодые люди не хотят ничем владеть, они хотят пользоваться сервисами

Основатель Gett Дэйв Вайсер: Молодые люди не хотят ничем владеть, они хотят пользоваться сервисами
Фото: Krisztian Bocsi/Bloomberg

Водительские права и навык управления автомобилем скоро станут не нужны: доступность сервисов каршеринга заставляет потребителей задуматься о нецелесообразности покупки и содержания автомобиля, а по дорогам того и гляди поедут беспилотники. Глава Gett Шахар Вайсер выступил на московской конференции Techsummit и рассказал, как каршеринг и беспилотные автомобили изменят облик городов, почему автопроизводители станут сервисными компаниями и как авто превратится в платформу потребления контента. Inc. записал самое интересное из его выступления.


На рынке автоперевозок сегодня происходят, наверно, самые масштабные изменения за последние 100 лет. Для людей, которые занимаются бизнесом, невероятно интересно наблюдать за изменениями такого масштаба на таком огромном рынке.

Человечество сегодня проезжает на машинах примерно 10 трлн миль в год. В общей сложности на дорогах около 1 млрд машин, и, в среднем, каждая делает по 10 тыс. миль в год. Личные автомобили используются очень неэффективно — около 4% времени, или всего час в течение суток. В среднем, в машине находятся 1,3 человека, а значит, она используется всего на 25%.

Для любой компании, которая использует эти железки, чтобы развозить людей, эффективность автомобиля скоро станет ключевым фактором. Не стоимость автомобиля, как сегодня, а именно эффективность его использования.


Как шеринг и ride-hailing меняет авторынок


Пока люди не пользуются ride-hailing (услуги агрегаторов, например, Uber, Gett или Яндекс.Такси, а также каршеринг — Inc.) так же активно, как собственным автомобилем. На практике в 2016 году всего около 5% миль пришлось на долю каршеринга и такси. Это означает, что 95% процентов расстояния проехали машины, которыми люди владеют. Интересно, что 10 трлн миль — это константа, а доля ride-hailing растет в 2-2,5 раза в год.

Молодежь сегодня переключается на новую модель: она не хочет владеть ничем, в том числе автомобилем. Динамика такова, что люди, которым сейчас от 20 до 30 лет, не собираются покупать машину и позже получают права, а те, у кого уже есть машина, не собираются менять ее на новую.

Люди, которые пользуются ride-hailing сегодня, делают это не из финансовых соображений. Стоимость мили при поездках на такси — около $2,5, а для владельца автомобиля — $1. В нее включается все: и парковки, и бензин, и страховки, и обслуживание. Стоимость автомобиля сегодня — примерно $10 тыс. в год, и это довольно дорого, но это по-прежнему дешевле, чем пользоваться такси ли каршерингом — при таком же объеме поездок.

Первыми сдвиг ощутили компании, которые сдают автомобили в аренду. У них полностью умер короткий рынок. Производители машин пока не чувствуют этот сдвиг, но ощутят его через 2-3 года. Они могут начать зарабатывать со своих активов в несколько раз больше, чем сегодня, если станут сервисными компаниями и будут продавать не автомобили, а мили или поездки.

Сейчас продажа сервиса — гораздо более перспективная бизнес-модель, чем классический ретейл. А еще больше ситуация изменится с появлением на рынке доступных беспилотников.


Дешевые поездки на беспилотниках


Автопроизводители думают, что автономный транспорт (AV-транспорт) появится в продаже в 2021-22 годах. Илон Маск говорит, что это произойдет уже через 2-3 года, но он всегда смотрит оптимистично. Уже сейчас на дорогах есть такие машины, и они задают ощущение, что технология доступна, но это не так. Почти у любого крупного производителя есть тестовая лаборатория, где вы можете покататься на этих автомобилях. Это выглядит очень красиво, просто волшебно, но до коммерческого применения — годы.

Все понимают, что для внедрения AV-автомобилей понадобится регуляция. Обычно она останавливает процесс внедрения, и кажется, что она будет тормозить его и здесь. Но сейчас законодательные органы практически всех стран стремятся как можно быстрее обновить связанные с этим законы. Все хотят войти в историю как люди, которые продвигали инновацию, и поэтому таких проблем не ожидается.

Революция, которая должна произойти с AV-транспортом, — не только про то, что это удобно. Она про то, что можно достичь стоимости около 70 центов за милю. Это реально переломный момент. Никто не сомневается в том, что это произойдет, — вопрос в том, как быстро. Момент, когда стоимость мили в AV-транспорте станет ниже стоимости владения автомобилем, — ключевой для полной трансформации рынка.


Революции помешает психология


Внедрению беспилотников в перспективе 5-10 лет будет мешать неготовность людей, их психология. Многие готовы ездить в таких машинах, но не все хотят переходить с ребенком дорогу, по которой ездят беспилотники. Несмотря на статистику, которая показывает, что AV уже сегодня безопаснее автомобилей с водителями, психология будет очень значимым фактором. И все аварии, которые произойдут в ближайшие годы, будут тормозить этот процесс. Кто из вас бы мог прокатиться в AV и поспать? Я не могу забыть, как мой отец, когда я только получил права, все время давил на виртуальный тормоз, когда ехал со мной.

Также в этой среде есть реальная проблема с кибербезопасностью. Появилось несколько стартапов (два их них — в Израиле), которые занимаются именно security для автомобиля. Пока это огромный-огромный риск.

Кто-то — либо производитель, либо страховщик, либо программист — должен взять ответственность за ситуацию, когда неизбежна авария и автомобиль выбирает, на кого из людей наехать. Эта задача совершенно другого уровня, чем те, с которыми мы сталкивались прежде.

Это основная проблема у производителей беспилотников —  они говорят, что легко сделать машину, которая будет в 99% случаев корректно себя вести, но вот оставшийся процент бесконечно сложный. На дорогах часто возникают ситуации, которые люди решают иначе, чем искусственный интеллект. Когда мы оказываетесь у перекрестка в сложной ситуации, мы чувствуем энергию и как-то выбираемся. Роботу сложнее.


Пустые парковки и дорогая страховка


Есть мнение, что благодаря беспилотникам и компаниям ride-hailing на дорогах станет меньше машин. На самом деле это ерунда, и они не станут меньше загрязнять окружающую среду. Потому что в конечном итоге человек использует автомобиль, чтобы переместиться из точки A в точку B. Эта причина останется, и люди по-прежнему будут ездить из точки А в точку В, и 10 трлн миль в год останутся.

Но количество машин, которые будут проезжать эти 10 трлн миль, сильно сократится. Если машина ride-hailing загружена на 50% — значит, нужно в 10 раз меньше автомобилей, чтобы преодолеть то же суммарное расстояние.

Самое большое изменение, которое произойдет в городах, — разгрузятся парковки. Почему такси называется публичным транспортом? Потому что вы не тащите с собой 6 квадратных метров парковки. Города могут преобразиться не из-за снижения загрязнения или уменьшения количества машин, а только из-за этого.

Что мы будем делать в беспилотной машине? Вот с этим как раз все хорошо. Все компании мечтают, чтобы вы наконец-то доверились этой машине и сосредоточились не на нажимании педалей, а на мультимедийности. Автомобиль — следующая большая платформа для потребления контента. Вероятно, в будущем люди будут больше потреблять контент в машине, чем дома.

Также есть предположение, что через 10 лет после адаптации AV-транспорта водительская страховка станет очень дорогой. Для тех, кто очень любит водить, будут треки — пожалуйста, катайся! Но экономически желание водить будет вытесняться стоимостью страховки.


Как найти нишу на меняющемся рынке


Сегодня $4 трлн, которые люди тратят на машины, идут через ретейл, через дилеров. Вы любите какой-то бренд, приходите в конкретный магазин и покупаете автомобиль. Завтра эти же машины будут идти через сервис. И вопрос в том, кто будет контролировать этот поток.

Либо это будет производитель, который продаст вам 1 тыс. км, и вы будете брать разные машины, которые есть у него на балансе. Либо потребитель будет взаимодействовать с платформой, которая сможет выдавать ему автомобили разных марок. Тогда доход производителей переместится к этой платформе.

Производители, которые не смогут приспособиться, умрут. При этом AV-технологии не всем доступны, и компании, которые недостаточно инвестируют в R&D, тоже погибнут.

Для малого бизнеса помимо raid-hailing есть отличные возможности на рынке грузовых такси. Это огромная индустрия, она просто менее секси, поэтому о ней реже говорят. Там огромные  деньги и колоссальный спрос. Уже существует много приложений для такого вида сервиса, но из-за того, что это не консьюмерский рынок, о нем меньше известно.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России