Сделать свой бизнес как можно более глобальным — идея, которая приходит в голову многим предпринимателям. Причин на то может много: от желания занять как можно больше национальных рынков до желания уменьшить риски, связанные с ситуацией в родной стране. Сергей Сандер, автор книги «Паспорт 2.0» (выходит в издательстве Global Mobility), рассказывает о том, как наиболее эффективно используются возможности глобализации.
Doing Business
Если вы только задумываетесь над тем, какие страны лучше для развития бизнеса, то очень рекомендую обратить внимание на рейтинг простоты ведения бизнеса (Doing Business), созданный при поддержке Всемирного банка в 2002 году. Он представляет объективные данные по регулированию бизнеса в 190 экономиках мира и рассчитывается на основании 10 показателей.
Топ-10 наилучших стран в 2018 году для ведения бизнеса выглядел следующим образом:
1. Новая Зеландия
2. Сингапур
3. Дания
4. Гонконг
5. Южная Корея
6. Грузия
7. Норвегия
8. США
9. Великобритания
10. Македония
Создание данного рейтинга привело к тому, что страны получили объективную возможность сравнивать данные о ведении бизнеса между ведущими экономиками, заимствовать их опыт, инициировать реформы и улучшать бизнес-климат и регулирование бизнеса.
Россия в этом списке занимает 31 место, между Испанией и Францией. Причем за последний год наша страна поднялась в рейтинге на 4 позиции, а еще в 2012 году она была на 120 месте.
В большинстве лидирующих стран миграционное законодательство всячески способствует притоку в страну иностранного бизнеса и регистрации компаний предпринимателями из других стран. Практически все страны из топ-10 предоставляют по упрощенной схеме вид на жительство, а в отдельных случаях — и гражданство предпринимателям из других стран, инвестирующим в создание бизнеса и местную экономику.
Экспансия российского бизнеса
Сегодня в Париже любители шопинга в прославленном
Natura Siberica была придумана в 2008 году российским бизнесменом Андреем Трубниковым, основателем группы компаний «Первое Решение», для производства натуральной и органической косметики. Первый монопродуктовый магазин Natura Siberica открылся в Москве в 2012 году.
Сегодня продукция Natura Siberica продается более чем в
45 странах мира, представлена в сетях Carrefour, Monoprix, Tesco и даже в универмаге Harrods. Продукты Natura Siberica одни из немногих, которые удостоились положительных отзывов на Западе. Британский The Times в 2017 году включил шампунь Natura Siberica в пятерку лучших натуральных шампуней.
Еще одна хорошо известная российская компания — Splat — была основана в 2001 году Евгением Деминым для производства одноименной зубной пасты и средств по уходу за полостью рта. Заводы компании располагаются в Новгородской и Московской областях. Сегодня продукция Splat занимает 16,9% российского рынка зубных паст и экспортируется в 60 стран мира. Компания имеет свои офисы в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, Азербайджане, Латвии, Турции, Китае и Великобритании, а также свой научно-исследовательский центр с лабораторией для разработки новых продуктов. Splat владеет патентами, зарегистрированными в 15 странах мира, включая Японию, Китай, Сингапур.
В 2011 году вышла книга Максима Котина «И ботаники делают бизнес» — об удивительной истории основателя «Додо Пиццы» Федора Овчинникова. Федор открыл первую пиццерию «Додо Пицца» в городе Сыктывкаре в полуподвальном помещении.
В августе 2018 года в сети насчитывалось уже 356 пиццерий, они работают в 10 странах, включая США, Великобританию, Германию и Китай.
В том же 2011 году известный российский ресторатор Аркадий Новиков открыл в центре Лондона свой первый ресторан Novikov Restaurant & Bar; он расположен в элитном районе Мэйфейр. Интерьер ресторана был разработан российским дизайн-бюро «Геометрия». Сам ресторатор часто в интервью признается, что Novikov — это один из его самых успешных проектов.
И если уже зашла речь о ресторанах, обязательно нужно упомянуть об Александре Орлове, создателе и президенте Bulldozer Group — холдинга, в управлении которого более 80 ресторанов в России, Украине, Казахстане, а также в Дубае, Нью-Йорке и Гонконге. Его партнер Евгений Кузин недавно заявил в интервью изданию Arabian business, что в ближайших планах открытие еще 9 ресторанов в странах Персидского залива.
Кстати, в интервью РБК Борис Зарьков, владелец холдинга White Rabbit Family, в который входят рестораны White Rabbit, «Чё? Харчо!», Selfie и другие, заявил, что бизнес сейчас выгоднее делать за рубежом и что он активно подыскивает площадки в Лондоне и Нью-Йорке. «Меню в валюте в России сейчас выглядит смешно, — говорит он. — Если сравнивать с Лондоном, то там средний чек в ресторанах составляет £100–£200, а в России — всего £20. Поднимать цены нельзя, иначе можно потерять потребителя. Ну и где интереснее работать — в России или в Лондоне?»
Какие страны стоит рассматривать в первую очередь для международной экспансии? Здесь нет единого рецепта. Можно выбрать нишу практически в любой стране, но я бы рекомендовал обратить внимание на отчет консалтинговой компании PWC на долгую перспективу — «The long view: how will the global economic order change by 2050?» — и рейтинг 32 стран, которые станут экономическими лидерами в 2050 году. В первой десятке по объемам ВВП Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Мексика, Япония, Германия, Великобритания. По прогнозам, если в мире не произойдет глобальных катастроф, то мировая экономика увеличится в 2 раза, причем основной рост будет достигнут за счет развивающихся сегодня стран.
Международный бизнес
Михаил Зельман открыл свой первый ресторан «Сан-Мишель» в Москве в 1999 году. В 2003 году он основал компанию «Арпиком», которая управляла 20 ресторанами и кафе под брендами Goodman, «Филимонова и Янкель», «Колбасофф» и другими.
В 2011 году он продал компанию с 30 ресторанами известному российскому бизнесмену Искандеру Махмудову и уехал жить в Лондон.
Сегодня Михаил Зельман вместе со своим братом и партнерами управляет сетью ресторанов Goodman, Zelman Meats, The Beast and Burger & Lobster, с девятью ресторанами в Лондоне, двумя ресторанами в Нью-Йорке, а также ресторанами в Дубае, Бангкоке, Малайзии и Кувейте.
Михаил Зельман
Из интервью журналу Zima
А по своей сути я еврей, который родился в России, работает в Лондоне, но гражданин Израиля… Но на самом деле я больше американец — по своему сознанию, менталитету. Мне хорошо везде, где моя семья, где мои дети и где я могу быть свободным.
В 2005 году Андрей Андреев (Оганджнянц), успешный российский предприниматель, создатель онлайн сервисов SpyLOG, Begun и Мамба, переехал в Лондон, где начал работать над созданием международной службы знакомств Badoo. Сегодня это
Холдинговые компании
ABH Holdings S. A. — частная холдинговая компания, головной офис которой находится в Люксембурге, с инвестициями в ряд банковских групп в странах СНГ и Европы. Председателем правления компании является Петр Авен — российский предприниматель, государственный деятель и коллекционер. ABH Holdings объединяет финансовые и нефтяные активы «Альфа-Групп», включая Альфа-Банк, Амстердамский Торговый Банк Н.В., Укрсоцбанк, а также регулируемые компании на Кипре и Великобритании.
Какие страны чаще всего используются и лучше всего подходят для регистрации холдинговых компаний? Самые популярные из них следующие:
Какие факторы учитываются при выборе юрисдикции? Это налоговые преференции для холдинговых компаний и возможность платить минимум налогов на поступающие дивиденды и распределять их между акционерами. Это соглашения об избежании двойного налогообложения с другими странами, которые позволяют выводить прибыль на холдинговые компании с минимальными издержками. Это экономическая и политическая стабильность и безопасность, развитое законодательство по защите прав иностранных инвесторов. В отдельных случаях — возможность сохранить конфиденциальность акционеров и бенефициарных владельцев компании и стоимость содержания.
Перенос бизнеса за рубеж
Перенос бизнеса напрямую зависит от размера компании. Бизнес, состоящий из одного человека, может в любой момент быть перенесен в любую другую страну и прекрасно чувствовать себя на новом месте. Для крупного бизнеса, который неразрывно связан с локальными клиентами, цепочками поставок, производством, полный перенос очень редок. Под переносом подразумевают, скорее, перенос штаб-квартиры, структурные изменения или международное развитие.
Чаще всего встречается перенос производства. Например, сейчас многие компании ищут альтернативы Китаю для производства дешевых товаров широкого потребления. Это связано с тем, что в Китайской Народной Республике стоимость производства значительно выросла за последние годы и сейчас основной приоритет — это производство качественной наукоемкой продукции.
Поэтому многие компании переносят производство в более дешевые регионы. Все большую популярность набирает Вьетнам, где очень хорошие условия для иностранных инвесторов, которые имеют равные права с местными предпринимателями и могут пользоваться различными государственными программами для поддержки развития бизнеса. Сегодня альтернативой Китаю выступает также Индонезия, Таиланд, Филиппины и другие страны Юго-Восточной Азии, а также страны Африки и Восточной Европы.
Топ-15 стран по объему инвестиций в НИОКР
Страна | Процент от ВВП |
---|---|
Южная Корея | 4,3 |
Израиль | 4,2 |
Япония | 3,4 |
Финляндия | 3,2 |
Швейцария | 3,2 |
Австрия | 3,1 |
Швеция | 3,1 |
Дания | 2,9 |
Германия | 2,9 |
США | 2,7 |
Словения | 2,4 |
Бельгия | 2,4 |
Франция | 2,3 |
Сингапур | 2,2 |
Австралия | 2,2 |
Источник: ЮНЕСКО
Еще одним направлением в бизнесе, где часто встречается понятие «перенос», являются «Исследования и разработки», или Research and Development (R&D). Многие компании переносят свои центры разработки в Россию, Израиль, США, Великобританию, Швейцарию, Южную Корею и т. д.
В последние годы R&D уделяется огромное значение как ключевому фактору развития бизнеса и глобального успеха. Информация открыта, и регулярно анализируются страны, которые больше всего сил и средств вкладывают в развитие R&D: США, Китай, Япония, Германия, Южная Корея, Индия, Франция, Россия, Великобритания, Бразилия, Израиль, Финляндия, Швейцария, Австрия, Швеция, Дания.
Помимо R&D, крупные компании часто переносят маркетинговые и финансовые офисы в другие страны. Например, крупнейший в России производитель одежды — компания «Глория Джинс» — владеет собственными центрами дизайна и мерчендайзинга в Стамбуле, Шанхае, Сан-Паулу, Чикаго, Вьетнаме, Лос-Анджелесе, Сеуле, Токио. В Дублине (Ирландия) зарегистрированы европейские штаб-квартиры таких гигантов, как Google, Facebook, Apple, PayPal, Microsoft, eBay, LinkedIn, а в Нидерландах расположились AirBus, IKEA, Fiat Chrysler, Philips, Renault — Nissan — Mitsubishi Alliance. «Реимпорт»
Еще одно перспективное направление — это регистрация торговых знаков за рубежом для последующего запуска продуктов на родном рынке. В России количество псевдоиностранных брендов исчисляется уже десятками. Вот несколько самых известных.
Хорошо зарекомендовавшая себя премиальная марка бытовой техники Bork является эталоном немецкого качества. У компании имеется сеть фирменных салонов. Вся продукция, как считается, производится в Германии. Но на самом деле в Германии производятся только единичные модели, а все остальная продукция разрабатывается в центральном офисе в России и изготавливается на заводах в Китае. Компания Bork была создана в 2001 году в Германии, и в России ее представляет компания «Технопарк», основанная Максимом Бирюлиным, который, возможно, и является владельцем торговой марки.
Похожая история связана и с брендом бытовой техники Vitek, принадлежащим компании Golder Electronics и Андрею Деревянченко. Изначально торговая марка Vitek Austria была зарегистрирована в Австрии и под этим брендом продавалась продукция, произведенная на заводах в Китае и Турции. Позднее из названия убрали «Austria» и оставили просто Vitek.
На сайте компании Kaiser указано, что немецкая компания OLAN-Haushaltsgerate уже 20 лет занимается производством крупной бытовой техники и дистрибьюцией в России, Украине и Казахстане. В самой Германии продукция компании не представлена. Производство осуществляется в Италии, Польше, Китае — и только в единичных случаях в Германии. По неподтвержденным данным, Kaiser является детищем российского бизнесмена Павла Логинова.
Известная торговая марка итальянской обуви Carlo Pazolini была зарегистрирована в 1990 году в Италии российским
бизнесменом Ильей Резником, который на протяжении 27 лет занимался продажей обуви в России. В последние годы из-за финансовых сложностей ему пришлось пойти на смену наименования, и теперь обувь продается под маркой Pazolini.
Какие страны наиболее подходят для регистрации торговых знаков? Наиболее очевидный выбор:
На что здесь стоит обращать внимание? Наличие развитого законодательства и системы защиты прав, стоимость регистрации, простые механизмы распространения защиты прав на другие страны и маркетинговая/имиджевая составляющая.