Почему блокировки рекламы ICO — это не смертельно, и как теперь достучаться до инвестора

Почему блокировки рекламы ICO — это не смертельно, и как теперь достучаться до инвестора

В начале 2018 года криптоиндустрии наносили удары со всех сторон, и самый болезненный — даже не со стороны регуляторов: особо постарались рекламные площадки. Яндекс, Google, Facebook, MailChimp, Twitter, LinkedIn и даже Snapchat с китайским интернет-магазином Taobao запретили рекламу ICO-проектов, что сказалось и на курсе криптовалют, и на доверии общества к блокчейн-проектам в целом. Вряд ли иски к этим компаниям приведут к каким-то значимым результатам. Секретарь Международной децентрализованной ассоциации криптовалют и блокчейна Максим Черешнев рассказывает, как продвигать ICO-проекты без рекламы.


В запрете рекламы и снижении рынка крипты многие криптосообщества видят положительную тенденцию: все, кто хотел использовать интригу, быстро заработать и не играть вдолгую, исчезнут с рынка — и останутся профессионалы, которые действительно будут внедрять блокчейн, а криптосообщество со временем перейдет к более зрелой стадии. Где теперь искать потенциального инвестора ICO-проектам? Вот 5 наиболее эффективных способов.


№1

Сообщество вокруг ICO


Здесь помогут мессенджеры и форумы. Telegram еще работает (хотя и с перебоями) — создавайте собственные каналы и чаты. Делайте ветку вашего проекта на форуме BitcoinTalk, запускайте баунти (вознаграждение пользователей за PR-активность): пусть сообщество само продвигает ваш криптопроект.

Криптотрафик сейчас дорожает в геометрической прогрессии, а пользователь пресыщен рекламой на тему криптовалют и потому она редко получает отклик (вот, к примеру, данные по стоимости продвижения в Telegram: криптоканалы самые дорогие).

С другой стороны, падение рынка позволяет оптимизировать фиатный рекламный бюджет: большинство площадок ставят цены в биткоинах, и пока BTC не на пике, можно размещаться. Например, в популярном канале DeCenter реклама стоит 1 BTC (в пакет входит размещение еще в одном, не таком крупном канале, а также пабликах ВКонтакте и Facebook) и стоимость не меняется уже полгода. Блокировка Telegram на территории России, скорее всего, приведет к падению цен на рекламу — а аудитория, которая действительно вкладывается в криптопроекты, без труда установит прокси или VPN, так что серьезных потерь по просмотрам вряд ли стоит опасаться.


№2

Прямое воздействие: встречи


Самый эффективный способ — выступление перед качественной аудиторией. Речь о питчах ICO, которые проводятся даже в Китае, где, кажется, уже запретили все что можно, но презентации блокчейн-проектов просто обходятся без употребления слова ICO.

Существует много бессмысленных мероприятий, которые просто нагоняют аудиторию для количества. Чтобы не попасть на плохой ивент, смотрите на опыт и репутацию организаторов: сколько проведено мероприятий, какие на них были спикеры, какие позиции у этих спикеров в LinkedIn, что пишет пресса об организаторах и где выступают они сами (ведь если ты устраиваешь отраслевое мероприятие, то и сам в этой отрасли должен что-то значить и быть востребованным). Недобросовестные организаторы часто указывают экспертов, которые выступают по Skype или не выступают вообще. И еще важно, насколько быстро после мероприятия рассылаются записи выступлений, питчей, информация о проектах.


Семь событий 2018 года, на которые еще можно попасть

Крупнейшие мероприятия, где ICO-проекты точно смогут обзавестись полезными контактами:



1

Consensus, 14-16 мая, Нью-Йорк. Крупнейший на данный момент саммит. По предварительным оценкам, примет более 4 тыс. гостей и 250 спикеров.


2

Malta Blockchain Summit, 1-2 ноября, Сент-Джулианс (Мальта). Примет более 4 тыс. делегатов из разных стран, ожидается не менее 5 тыс. гостей, более 100 спикеров. Там также будет региональное ICO Show.


3

Future Blockchain Summit, 2-3 мая, Дубай. Ожидает 6 тыс. гостей, из которых не менее 100 примут участие в выставке, и 60 спикеров.


4

World Blockchain and Cryptocurrency Summit (WBC Summit), 19-20 мая, Москва. Саммит посетят более 3 тыс. гостей более чем из 100 стран. Более 300 спикеров. 2 дня, 10 залов, более 80 часов контента.


5

MoneyConf, 11-13 июня, Дублин. Ежегодная конференция, предположительно, задействует более 5 тыс. участников и более 80 спикеров.


6

Block Show, 28-29 мая, Берлин. Примет 3 тыс. гостей и 150 участников выставки, 80 спикеров.


7

FutureTech Expo, 14-16 сентября, Даллас. Выставка соберет более 2 тыс. гостей и около 60 спикеров.


В отличие от обычного стартапа, ICO-проекту из-за всех этих блокировок придется больше работать над повышением доверия (которое определяется объемом сборов и количеством реальных подписчиков в социальных сетях, их активностью и включенностью в обсуждения). Большинство проектов, сами того не понимая, отталкивают инвесторов — тем, как неграмотно себя презентуют, упаковывают, описывают; откровенно накрученной аудиторией (когда просмотров тысячи, а комментариев — единицы). Такие проекты не всегда скам — часто им просто не хватает опыта и эдвайзеров.

Эдвайзеры же могут быть амбассадорами проекта в разных странах — представлять его на конференциях, питчить, выступать (будучи жителем страны, проще правильно презентовать проект местной аудитории).


№3

Отраслевые СМИ


Баннеры в криптомедиа — дорогой метод, который может дать проекту трафик, просмотры, внимание или хотя бы узнавание, но только при условии, что на сайте посетителей будет ждать рассказ о проекте и команде, Road Map, детальное описание токеномики, юрисдикции и пр.

Рынок специализированных крипто-СМИ только формируется — есть множество ресурсов с высокими ценами и нулевой аудиторией. В то же время тысячи ICO-проектов стремятся получить рекламу в известных криптомедиа, редакции получают по 100 запросов в день — ответ можно ждать несколько месяцев.

Кроме того, специализированные медиаресурсы устанавливают чрезвычайно высокие цены на рекламу.


№4

Деловые СМИ


Если с крипто-СМИ все понятно (нужно же им о чем-то писать), то возможность опубликовать материал о своем проекте в обычном деловом издании зависит от конкретной редакции. В любом случае надо больше говорить про блокчейн (делая упор на том, что нового миру дает проект), меньше про криптовалюту и еще меньше — про себя. Самому проекту такой способ не очень выгоден: косвенный пиар, который дают редакционные материалы, конечно, способствует разогреву аудитории, но не эффективен для прямого привлечения инвестиций.


№5

Рассылка


Самый слабый метод — к сожалению, его часто используют скамеры. Яркий тому пример — рассылка фальшивых писем якобы от организаторов ICO проекта Павла Дурова TON: после этого инцидента аудитория стала с еще большим скепсисом относиться к письмам от проектов — неясно, кто их реальный адресант.

Рассылка эффективна в LinkedIn, когда обращаешься к человеку адресно, — но нужно самому иметь в этой социальной сети вес, иметь историю и хороший состав «френдов».


Как это происходит не в России


В разных странах свои особенности продвижения ICO. Для входа на сложные рынки можно воспользоваться помощью местных криптовалютных и блокчейн-ассоциаций.

В США наибольшее количество инвесторов, но большинство ICO стараются не брать здесь деньги, потому что потом надо будет отвечать перед Комиссией по ценным бумагам и биржам, — решением суда покупатель токенов может быть признан акционером.

Китай, несмотря на запрет ICO, интересен, ввиду того что там сосредоточено почти 80% мирового майнинга и криптовалюта есть. Китайцы вкладываются в проекты, хотя не всегда известно, через кого они это делают.

Очень большое скопление криптоинвесторов в Монако и на Мальте, но там и скопление проектов: соревноваться придется с сотнями других ICO.

В странах арабского мира все решают личные рекомендации, например Ассоциации исламских банков.

В ЮАР популярны «серые» и «черные» криптовалютные схемы, но есть и «белые» инвесторы. Активно развивает крипту и блокчейн Нигерия.

Стоит обратить внимание на страны, которые не избалованы вниманием ICO-проектов и только открываются блокчейну. Активно развивает тему Узбекистан — законодательство там спокойно относится к ICO, еще нет никаких запретов. Интересен Казахстан, но настораживают предложения местного ЦБ запретить рекламу криптовалют в СМИ.


Инвесторы из венчура


По некоторым оценкам, 80% ICO — скам. Но если говорить о венчурных инвестициях, то в них риск даже выше: провал ждет 90% стартапов. Традиционные институциональные инвесторы пока только присматриваются к криптоиндустрии, но, в конечном счете, каждый из них может стать хорошим криптоинвестором.