Разобраться • 26 сентября 2025
Позолоти ручку: прошлое, настоящее и будущее инфобизнеса в России
Позолоти ручку: прошлое, настоящее и будущее инфобизнеса в России

Текст: Елена Титок
Фото: Unsplash
От «Бизнес Молодости» до ареста Блиновской — российский инфобизнес прошел путь от дерзкого стартапа до одной из самых скандальных ниш в экономике. Построенный на психологии, жажде быстрых денег и обещаниях волшебной таблетки, он привлекал миллионы людей и миллиарды рублей. Сегодня, после серии громких дел, рынок радикально меняется. Приходят нишевые курсы и персональное наставничество, а самые хитрые мимикрируют под респектабельные EdTech-проекты. В рамках Недель образования «Инк» разбирался, как теперь отличить настоящего эксперта от инфоцыгана и чему нас научила эпоха марафонов желаний.
От «Бизнес Молодости» до ареста Блиновской — российский инфобизнес прошел путь от дерзкого стартапа до одной из самых скандальных ниш в экономике. Построенный на психологии, жажде быстрых денег и обещаниях волшебной таблетки, он привлекал миллионы людей и миллиарды рублей. Сегодня, после серии громких дел, рынок радикально меняется. Приходят нишевые курсы и персональное наставничество, а самые хитрые мимикрируют под респектабельные EdTech-проекты. В рамках Недель образования «Инк» разбирался, как теперь отличить настоящего эксперта от инфоцыгана и чему нас научила эпоха марафонов желаний.
Феномен инфобизнеса вырос не на пустом месте — он стал теневой стороной гигантского рынка онлайн-образования (EdTech), объем которого в России, по оценкам IMARC Group, в 2024 году приблизился к 150 млрд руб. На долю авторских курсов в мягких нишах, по разным экспертным оценкам, приходится от 15% до 25% этого рынка — то есть до 40 млрд руб. в год.
Главный магнит для предпринимателей здесь — сверхвысокая рентабельность. В отличие от классического бизнеса, где есть затраты на сырье или логистику, в инфобизнеcе предельные издержки на продажу еще одной копии записанного курса стремятся к нулю. Основные расходы — маркетинг и привлечение трафика, что при успешной модели «прогрева» аудитории позволяет достигать рентабельности, немыслимой в офлайне.
Вокруг этого денежного потока выросла целая сервисная экосистема. Ключевой платформой стала GetCourse, на которой в 2024 году онлайн-школы суммарно заработали свыше 168 млрд руб., из которых на ниши «Психология» и «Профессия» пришлось более 16 и 28 млрд соответственно. Одновременно сформировался рынок продюсеров, методологов, специалистов по трафику и SMM — тысячи людей, для которых инфобизнес стал основной профессией.
Инфобизнес — продажа информации — существует примерно столько же, сколько человечество. В этом уверен Леонид Лубочкин, сооснователь Академии профессионального коучинга 5Prism и творческой лаборатории «Красиво». «Понятие инфобизнес включает в себя всю деятельность по продаже информации — онлайн или офлайн. Например, реализация собственных книг — это также инфобизнес, ведь человек получает прибыль от распространения знаний и интеллектуальной собственности», — рассуждает он.

По словам Лубочкина, с развитием интернета инфобизнес получил мощный толчок: ведь теперь практически каждый эксперт может упаковать свои знания и начать проводить консультации. «Но, наряду с профессионалами, в это же время рынок начали заполнять псевдоэксперты. Они обещали людям то, что те хотели услышать: быстрое достижение успеха с минимальным вложением времени, сил и денег», — говорит Лубочкин. Продажу «успешного успеха» или универсальной таблетки, которая за считанные месяцы сделает вас миллионером, в народе окрестили инфоцыганством.
Натэла Зубченко
продюсер-стратег, эксперт по монетизации через нейросети и предприниматель в сфере edtech
«Психология потребителя играет ключевую роль. По данным Harvard Business Review, до 95% покупательских решений принимаются эмоционально. Инфоцыгане виртуозно выстраивают воронки продаж под эмоцию: срочность (“осталось два места”), социальное доказательство (”с нами уже 10 тыс. человек”) и обещания сверхрезультата».
Отличие между инфопредпринимателями и инфомошенниками проводит Анна Максименко, автор книг, научных статей и обучающих программ, преподаватель маркетинга, бизнес-спикер, книжный продюсер. С 2019 года она ведет образовательные онлайн-программы по копирайтингу и контент-маркетингу. «Разница — в глубине проработки, честности перед аудиторией и, конечно, в готовности не просто вдохновлять, а учить реальным навыкам, которые востребованы на рынке труда. Я всегда говорю: если за красивой оберткой нет системы — это не бизнес, это иллюзия».
Точкой отсчета современного инфоцыганства можно считать 2010 год, когда на рынке появилась скандально известная компания «Бизнес Молодость». Проект основали два чебоксарца — Петр Осипов и Михаил Дашкиев. Осипов трудился менеджером по продажам, а на последних курсах вел тренинги по публичным выступлениям. Дашкиев пробовал себя в школе менеджеров и даже совместно с приятелем запустил маркетинговое агентство.
В 2010 году приятели на мероприятии бизнес-акселератора ВШЭ провели мастер-класс под названием «Бизнес и молодость». На нем они обещали участникам представить пошаговый план для карьерного взлета. А заодно рассказали о «клубе для тех, кто интересуется саморазвитием», который придумали буквально накануне.

Так Осипов и Дашкиев организовали еженедельные встречи, на которых учили, как начать свой бизнес, даже если ты совсем не разбираешься в этой сфере, — и добиться феноменальных успехов. Как студенческий клуб «Бизнес Молодость» просуществовал полтора года, а потом его создатели поняли, что нужно масштабироваться. В 2012–2013 гг. началась активная экспансия проекта в регионах — и выручка резко пошла вверх.
«Бизнес Молодость» быстро стали критиковать: их упрекали за то, что они торгуют эмоциями, используют манипуляцию страхом и другие психологические приемы управления толпой. «Прилетало» им также за агрессивную продажу тренингов, за раздутые результаты выпускников: огромные доходы, которые якобы получали после обучения у Осипова и Дашкиева, зачастую оказывались преувеличенными.
В 2014 году начался спад продаж на фоне кризиса, но потом компания сумела опять выйти в прибыль. Однако в 2018 году «Бизнес Молодость» покинул Михаил Дашкиев, который, как считалось, отвечал за операционку. Это очень быстро сказалось на состоянии бизнеса: уже на следующий год убыток составил 39 млн руб. при выручке в 29,5 млн руб. Сильно ударила по компании и конкуренция: в 2019 году на рынке появился «Like Центр» Аяза Шабутдинова, выпускника «БМ». В середине 2020 года, в разгар пандемии, «Бизнес Молодость» объявила о закрытии.
Впрочем, российские предприниматели не были первопроходцами. Модель «продажи успеха» была создана и отточена задолго до них, и ее главным олицетворением стал американец Тони Роббинс. Именно он превратил мотивационные тренинги в грандиозное бизнес-шоу. Его империя, включающая многотысячные стадионные семинары «Разожги огонь внутри», платиновые аудиопрограммы, книги-бестселлеры и коучинг с чеком в $1 млн, генерирует, по разным оценкам, до $5 млрд выручки в год.
Ключ к его успеху — ставка не на знания, а на эмоции и психологическую накачку, часто с использованием техник НЛП. Именно эту модель — создание культа личности, обещание быстрой трансформации и продажа мощного эмоционального опыта под видом образования — позже взяли на вооружение основатели российского инфобизнеса.
Одна из них — Елена Блиновская. Пик популярности ее марафонов желаний пришелся на 2019–2021 гг., хотя первый марафон она провела в 2015 году. Предпринимательница обещала участникам, что их мечты осуществятся, а помогут в этом визуализация и позитивное мышление. В 2023 году Блиновскую обвинили в уколонении от уплаты налогов и отмывании денежных средств: она задолжала государству более 1,1 млрд руб. Дело Блиновской стало не просто самым громким в отрасли, а поворотной точкой во взаимоотношениях инфобизнеса и государства. Ее арест ознаменовал смену подхода: Федеральная налоговая служба (ФНС) перешла от единичных проверок к системной кампании по «обелению» одного из самых непрозрачных рынков страны, давая всей индустрии ясный сигнал: эпоха работы всерую закончена.

Еще одна известная предпринимательница — Валерия Чекалина (Лерчек), которая прославилась марафонами и тренингами, посвященными фитнесу, ЗОЖ, красоте, похудению. В 2020 она попала в рейтинг самых высокооплачиваемых знаменитостей России, по версии Forbes. В марафонах и конкурсах Лерчек не раз побеждали подставные люди. Например, опытный мастер по перманентному макияжу. Она рассказала, что марафон помог ей привлечь первых клиентов, но выяснилось, что женщина уже несколько лет в профессии и у нее есть база клиентов. Деятельностью Лерчек тоже заинтересовались правоохранители. В сентябре 2025 года Чекалиной и ее бывшему супругу предъявили обвинение в выводе 250 млн руб. из России.
Анна Иванова
психолог, психотерапевт
«Секрет популярности подобных персон — в совокупности факторов. Привлекательна сама идея легкой добычи благ — лишь силой мысли и желания, без необходимости долго учиться и тяжело трудиться. Это возможность уйти от реальности (не всегда приятной) в сказочный мир, где работают ритуалы и аффирмации. Некоторые инфобизнесмены не стесняются давать ложные надежды».
Чекалина рассказывала, что они с мужем выросли в бедных семьях: у них не было денег, и пара всего добилась сама. Правда, позже выяснилось, что родители супруга Лерчек были весьма обеспеченными людьми. Но выдуманная биография и искусственно созданный имидж больше впечатляют аудиторию.
Алексей Назаров
основатель платформы Face2Face
«Люди идут к инфомошенникам покупать надежду. При этом инфомошенничество держится не только на тех, кто продает иллюзии, но и, в первую очередь, на тех, кто готов иллюзии покупать. Без доверчивой аудитории этого явления просто не существовало бы».
Леонид Лубочкин секрет успеха «продавцов воздуха» объясняет психологией и эмоциями: «У нас пропагандируется культура мгновенного удовольствия. Зная этот тренд, псевдоэксперты красиво упаковывают «воздух», гарантируя, что за пару месяцев человек сможет выйти на совершенно другой финансовый уровень, сбросить десять килограммов или встретить мужчину мечты».
Росса Бланк, СЕО агентства данных и коммуникаций Pearls, отмечает: «Иногда инфопродукты мошенников приобретают из-за когнитивных искажений. Например, человек теряет контроль над жизнью и считает, что какой-то эксперт ему поможет. Здесь хороший пример — курсы и программы, призванные помочь найти общий язык с ребенком-подростком. Родитель не может справиться сам и в панике бежит к псевдоэксперту». Она добавляет, что часто образование, профессиональный и личный жизненный опыт подменяются внешними атрибутами статуса: дорогие костюмы, машины, уверенность спикера, большое количество подписчиков.
Екатерина Каленова
психолог-консультант, блогер
«Когда мы видим, как наши родители пашут всю свою жизнь, мы разве хотим так же? Мы помним, как мама или папа в ответ на нашу просьбу купить скейт или телефон, всегда говорили, что нет денег. А мы погружались в чувство вины. И себе давали клятву: когда я вырасту, у меня и моих детей будет все. Вот это жажда быстрых денег или быстрого дофамина и лежит в основе инфоцыганства».
По словам Россы Бланк, также сказывается культурный и социальный контекст. Чем ненадежнее окружение, тем больше поддержки человек ищет. У людей мало доверия официальным институтам (медицине, образованию), и на этом фоне люди предпочитают альтернативные источники помощи.
«Известия» со ссылкой на Ассоциацию блогеров и агентств писали, что доходы топовых коучей и инфобизнесменов в 2023 году сократились на 3,5 млрд руб. В 2022-м десять крупнейших инфлюенсеров России суммарно заработали 4,5 млрд руб., а спустя год — всего 1 млрд. Самые крупные потери были у Валерии Чекалиной, Александры Митрошиной, Гоар Аветисян, Елены Блиновской, Аяза Шабутдинова.

В 2025 году дела у инфобизнесменов тоже шли не слишком хорошо. По информации «Известий», по итогам 2024 года прибыль инфоблогеров составила 300–500 млн руб. На это повлияли громкие уголовные дела и тот факт, что россияне начали чаще обращаться со своими проблемами к профильным специалистам с образованием.
Но инфобизнес продолжает развиваться. Проблема в том, что те, кто раньше вели себя как «продавцы воздуха», сегодня могут маскироваться под приличные образовательные проекты.
«Любая новая отрасль вначале проходит “серую” фазу. Онлайн-образование стало массовым во время пандемии: рынок EdTech в России в 2020 году вырос более чем на 30% (RAEC). При этом регуляции не было и в нишу хлынули те, кто умел только агрессивно продавать. Это закономерный этап: в США и Китае онлайн-рынок тоже начинался с “дикого запада”, и только через несколько лет пришли механизмы фильтрации — рейтинги, аккредитации, стандарты качества», — так Натэла Зубченко объясняет, почему несколько лет назад в России был расцвет недобросовестных игроков.
«Рынок сильно изменился. Старые схемы инфомошенничества фактически рухнули: уголовные дела, падение доверия, блокировка YouTube и Instagram (запрещенная соцсеть в России) обрушили модель «курсы ради курсов». Но сам инфобизнес не умер, он трансформировался», — говорит Алексей Назаров.
По его словам, сегодня растут сегменты с реальной практической ценностью: IT, языки, работа с нейросетями, дополнительное профессиональное образование, психология и репетиторство.
Леонид Лубочкин так объясняет прежний расцвет недобросовестных инфопредпринимателей:
Леонид Лубочкин
сооснователь Академии профессионального коучинга 5Prism и творческой лаборатории «Красиво»
«Для запуска офлайн-бизнеса требуются значительные вложения средств, а порог входа в онлайн намного ниже. Стоимость привлечения подписчика раньше была минимальной, плюс хорошо работал органический трафик. Многие игнорировали налоговое законодательство и, соответственно, несли низкие расходы на налоги. При этом действительно пару лет назад люди больше доверяли блогерам и покупали у них обучение практически на любую тему: от финансов до эзотерики».
А сейчас образовательный онлайн-бизнес перерождается по принципу Дарвина: выживает сильнейший. Рынок стабилизируется, остаются крупные игроки, профессионалы с достаточно хорошим опытом. Трафик дорожает, и конкуренция растет. Соответственно, более слабые участники без инвестиций в бизнес, сильного личного бренда, простого и понятного качественного продукта не смогут выжить.
«Из направлений мы наблюдаем спрос на профессиональное образование, физическое и ментальное здоровье, отношения, цифровые навыки и технологии, финансовую грамотность. Если посмотреть, какие сферы пользовались популярностью пять-семь лет назад, то увидим, что они в принципе не слишком изменились. Нам всегда важно быть здоровыми, иметь внутреннюю опору, жить в атмосфере понимания и любви, иметь достаточный доход для удовлетворения всех потребностей», — заявляет Леонид Лубочкин.
«Отдельный важный тренд — это персональное наставничество, коучинг и консалтинг. Людям больше не нужны массовые лекции “для всех” — они ищут конкретные советы для себя персонально, в своей конкретной ситуации, в первую очередь от тех, кто действительно прошел схожий путь», — добавляет Назаров.
Алексей Назаров рассказывает, как отличить качественные курсы: «Есть несколько простых признаков: автор показывает собственные реальные кейсы, у него есть опыт, подтвержденный карьерой и тем, что действительно было создано (а не только красивые картинки), программа обучения прозрачна. Эксперт готов отвечать на вопросы и помогать достигнуть результатов, а не только виртуальных эмоций. Если видите слишком легкий путь, обещания, что завтра (или через месяц) ваша жизнь изменится, — скорее всего, это инфомошенничество».
Натэла Зубченко советует обратить внимание на конкретику: «Вместо “измени жизнь” — четкий результат в срок: “через четыре недели освоишь ChatGPT и сократишь время на выполнение рутинных задач на 30%”. Также нужно обратить внимание на прозрачность юрлица: у нормальной компании есть ИНН, ОГРН, политика конфиденциальности, контакты.