Предприниматели VS налоговики: со счетов компаний пропадают деньги на уже уплаченные налоги. Что происходит и как быть, если с вашего счета списали лишнее?

Предприниматели VS налоговики: со счетов компаний пропадают деньги на уже уплаченные налоги. Что происходит и как быть, если с вашего счета списали лишнее?
Изображение: The Company Men

Предпринимателям неправомерно начисляют торговые сборы, налоги или штрафы за неуплаченные взносы, которые компания часто и не должна платить по роду деятельности. О несправедливо списанных суммах в 15–20 тыс. рублей бизнесмены часто просто забывают — время дороже, говорят они. Но вот за 150–200 тыс. рублей приходится неделями висеть на телефоне и проводить дни на встречах с налоговыми инспекторами (они не реагируют на онлайн-обращения и телефон). И, если повезет, вам удастся вернуть то, что вам принадлежит. Герои Inc. рассказали, как выбивали свои деньги из налоговиков.


Странные списания


Деньги неожиданно исчезают со счетов по инициативе налоговиков, пожаловались Inc. сразу в нескольких компаниях. Из-за несогласованности между ведомствами, отдельными инспекциями и сбоев из-за человеческого фактора ФНС списывает налоги и штрафы со счетов предпринимателей без предупреждения, а тем потом приходится тратить недели и месяцы на звонки, письма и поездки в налоговую, чтобы вернуть свои деньги. Эксперты объясняют: причины в непроработанных нововведениях и отсутствии внятной коммуникации между налоговиками и бизнесом.

Все списания автоматизированы, предпринимателю нужно держать руку на пульсе и контролировать, нет ли у него задолженностей, уверен старший юрист BGP Litigation Денис Савин. Одна из причин последней волны ошибочных списаний — массовая смена реквизитов для уплаты налогов в феврале 2017 года: путали КБК (получать должна ФНС, а многие указывали Пенсионный фонд), ИНН, ОКАТО, допускали ошибки в периодах, за которые уплачен налог, и инспекция считала фирмы должниками. А в январе 2017 года администрирование страховых взносов было передано от Пенсионного фонда налоговой службе. «Но при передаче базы данных в новое ведомство произошла ошибка: ФНС получила не всю информацию о налогах, уплаченных ИП и юридическими лицами, за период до 2017 года. В результате предприниматели начали жаловаться, что им выставляют несуществующие долги», — объяснил Inc. Савин.

В результате путаницы между ПФР и ФНС пострадала сеть салонов свадебных и вечерних платьев «Мэри Трюфель»: в апреле 2017 года налоговики предъявили компании задолженность 128,6 тыс. рублей по взносам на обязательное пенсионное страхование. Этот сбор компания платить не должна. Чиновники объяснили бухгалтеру компании Елене Верюжской, что задолженность выявили в Пенсионном фонде и выяснять подробности нужно там. После многократных телефонных звонков и серии личных встреч с чиновниками оказалось, что указанная сумма будет начислена, «если налогоплательщик не предоставил декларацию о доходах (в случае «Мэри Трюфель» — это годовая декларация по УСН). Но декларация была подана вовремя в ИФНС №24, наша компания полностью исполнила свои обязательства, однако в Пенсионный фонд декларация не поступила (по вине налоговиков)». Бухгалтер-джедай взяла у налоговиков заверенную копию декларации по УСН с отметками о своевременной сдаче и подала официальную жалобу в Пенсионный фонд. Через несколько недель чиновники ответили, что корректировка произведена, задолженности нет. Но «электронно передать обновленное сальдо в ИФНС не предоставляется возможным». И у налоговиков задолженность сохраняется и может быть в любой момент взыскана с расчетного счета компании. Помогло обращение в Главное Управление Пенсионного фонда по Москве: к декабрю файл с обновленной информацией о компании дошел до налоговиков (все это время бухгалтер звонила всем чиновникам и контролировала процесс). На возврат собственных денег у компании ушло 9 месяцев.

С неправомерным списанием налога столкнулась и основательница компании Eve&Esther Анна Братанова. Налоговики заморозили на счете компании 15 тыс. рублей за неуплату пенсионных взносов, но со стороны компании задолженности не было — налог уже был уплачен. Братановой пришлось потратить месяц на выяснения обстоятельств и возвращение денег. Похожие истории Inc. рассказали сразу в нескольких компаниях. Схема примерно одна: предприниматель заплатил 15 тыс. рублей налога, а потом получил списание со счета на ту же сумму. В разговорах с Inc. многие предприниматели даже становились на сторону налоговиков: «чиновники тоже люди».


Элементарный бардак


Налог может быть неправомерно списан со счета и из-за регистрации ИП по новому месту жительства. Основатель PR-агентства Vinci Agency для стартапов Мария Лапук 3 месяца выбивает из налоговиков 300 тыс. рублей. Банковский счет Лапук заморозили и все деньги списали с него после того, как она зарегистрировалась по другому месту жительства (переехала из Уфы в Москву) и ей пришлось встать на учет в другую налоговую инспекцию. Часть налогов после переезда ушла в Уфу. Эту проблему по закону должны решить за 30 дней межрегиональным зачетом. Но счет просто заморозили, а все деньги, которые были на нем, — списали. Теперь в московскую налоговую инспекцию №51 Марии приходится ездить лично: инспекторы утверждают, что из личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС сообщения к ним не приходят, а по номеру телефона в этой инспекции просто не отвечают. «Совершенно непонятно, как долго мы будем выяснять, где деньги, и как они будут их возвращать. Это какой-то беспроцентный кредит налоговой! При этом налоговая говорит, что никаких денег пока не видит и все это моя личная проблема, — рассказала Inc. Мария Лапук. — Я прихожу к специалисту, спрашиваю, почему списали. Они говорят: «Пишите заявление, будем разбираться». Это должно происходить в течение 30 дней. Через 30 дней они говорят: «Ой, а вы через личный кабинет подали, нам ничего не пришло, принесите лично». Потом ты идешь к начальнику. Он говорит, все ок, до такого-то все сделаем. Ничего не происходит, и ты начинаешь все по-новой». При этом налоговая Уфы работает без нареканий и всячески пытается помочь Марии в Москве: отправляет письма и личные дела. После очередного визита в инспекцию банковский счет Лапук разблокировали, но деньги предпринимательнице пока не вернули.

Впрочем, деньги из налоговой не всегда нужно вытрясать. По нашим наблюдениям, региональные инспекции в этом смысле проявляют гораздо больше заботы о предпринимателях, чем столичные, — человеческого в них больше, а нешаблонные вопросы решаются быстрее. Недавно главный редактор Inc. обнаружил, что как ИП, прекративший деятельность много лет назад, переплатил налогов на 140 тыс. рублей. Станиславу Мудрому пришла квитанция о необходимости уплатить 50 копеек налогов, но в процессе переговоров с налоговой вскрылась переплата и возможность вычесть недоимку из нее. Инспектор сказал, что деньги можно получить на личный счет. Оказалось, речь более чем о 100 тыс. рублей. В налоговую инспекцию в Калуге явилось доверенное лицо, по заявлению которого деньги поступили на счет медиаменеджера в течение 2 дней.

Основная причина неправомерного списания налогов — элементарный бардак: каждая инспекция работает по своим правилам, ни одну проблему с налоговиками практически невозможно решить онлайн, жалуются предприниматели. Чиновники никогда ничего просто так не списывают, уверен сооснователь бизнес-сервиса «Кнопка«» Евгений Кобзев. Сначала ФНС шлет письма с требованием заплатить налог, задают вопросы и требуют пояснений и только потом блокируют сумму. Письма почти всегда понятны только специалисту по финансам. И если предприниматель не сам ведет свою отчетность (в Эльбе или МоеДело), то он не видит эти письма, их получает бухгалтер. «Если на письма реагировать, то блокировок ни с того ни с сего быть не должно. Если их хотя бы читать, то блокировки не будут неожиданными. Нюанс в том, что ни в каких кабинетах самой налоговой письма не видны, они видны в кабинетах спецоператора, через которого сдается отчетность (это частные компании). Если используются несколько спецоператоров для одного юрлица, то предприниматели могли смотреть не в тот кабинет», — объяснил Inc. Кобзев.


Бухгалтер-джедай


Вернуть деньги помогут упорство, терпение и крутой бухгалтер. Владелицам свадебных салонов «Мэри Трюфель» Александре Метелевой и Наталье Платоновой дважды удалось вернуть неправомерно списанные деньги — благодаря талантам бухгалтера компании Елены Верюжской. Летом 2017 года компании начислили еще один платеж: торговый сбор 187,8 тыс. рублей. Деньги просто списали со счета, никаких писем от налоговиков с требованием об уплате не было. После общения с налоговиками выяснилось, что инициатором списания стал Департамент экономической политики и развития города Москвы. Чиновники решили, что компания должна заплатить сбор, хотя она дважды уведомляла их, что работает по патентной системе и от платежа освобождена. От имени компании в Департамент поступили 3 запроса разъяснений и требование о снятии начисления, как минимум раз в неделю бухгалтер звонила и интересовалась судьбой обращения, понимая, что иначе оно потеряется. Поначалу чиновники отказались рассматривать вопрос, потому что прошли сроки жалобы по списанию (пожаловаться компания и не могла, потому что не знала о начислении). Затем компания трижды обратилась в столичную налоговую №7 и вышла на руководство инспекции, потому что проблему никто не решал. К середине августа начисление сняли, но деньги не вернули. Пришлось писать еще одно заявление — о возврате излишне удержанной суммы — и многократно звонить инспекторам, напоминая о себе. В октябре, спустя 5 месяцев после списания, столичные налоговики отказали в возврате, ссылаясь на то, что компания зарегистрирована в Волгограде (а налог списали в Москве) и столичные налоговики передали деньги в волгоградскую инспекцию. Несколько недель бухгалтер звонила в инспекцию Волгограда, и только 29 декабря 187,8 тыс. рублей вернулись на счет компании. На этот раз процесс занял «всего» полгода.

Чтобы избежать неожиданных списаний от налоговиков, нужно держать ухо востро и постоянно следить, нет ли ошибки в расчетах компании. После уплаты нужно получить акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам. Это нужно сделать на 5–15 день после крайнего срока уплаты налога и не ранее чем через 5 дней после самой уплаты. Если вы обнаружили излишне уплаченные суммы, в заявлении о возврате ссылайтесь на п. 2 ст. 79 НК РФ («Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа»), — чиновники обязаны принять решение о возврате в течение 10 дней после получения вашего заявления и в течение 30 дней вернуть деньги, объясняет старший юрист BGP Litigation Денис Савин.


Из комментариев Федеральной налоговой службы (поступили в Inc. уже после публикации этого текста)

 Причиной случаев излишнего взыскания  налоговыми органами в 2017 году страховых взносов стала передача некорректных данных государственными внебюджетными фондами за периоды до 01 января 2017. В ФНС разработали регламент, по которому при обращении налогоплательщика в короткие сроки органы внебюджетных фондов принимали решение о корректировке сумм задолженности. Сейчас проблемы устранены. Имеются единичные случаи, которые отрабатываются в максимально короткие сроки.

 Требования об уплате долга и решения налогового органа о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке обязательно доводятся до налогоплательщика: либо лично по его обращению, либо по телекоммуникационным каналам связи при электронном документообороте, либо по почте заказным письмом. При подтверждении факта излишнего взыскания сумма переплаты в месячный срок с даты рассмотрения заявления подлежит возврату. Такое заявление может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет с момента, когда он узнал о нарушении его прав.

 На вопрос Inc. о том, сколько всего было ошибочно списано налогов и штрафов со счетов ИП и ООО, и возвращено предпринимателям, в ФНС затруднились ответить, так как это «единичные случаи».

 Сразу после публикации Inc. арест со счета Марии Лапук был снят, переплаченные деньги по закону должны вернуться на него в течение 30 дней.