Чтобы аудитория заметила (а еще лучше — запомнила) вашу презентацию, недостаточно наполнить ее полезной информацией и важными цифрами. При подготовке выступления важно учесть некоторые особенности человеческого сознания и подсознания. Вот 7 самых важных из них.
Мы лучше запоминаем информацию, которая затрагивает нас лично
Нейробиологи говорят, что мы лучше запоминаем информацию, которая нам близка. Вот почему в иллюстрациях стоит задействовать образы людей примерно того же возраста и внешнего вида, что и ваши слушатели. Тогда вероятность того, что презентация запомнится, становится выше.
Однако есть и обратная сторона: если вы используете образы-клише, которые постоянно мелькают в медиа, ваши зрители могут просто пропустить их мимо. Важно соблюдать баланс: стоковым картинкам рукопожатий бизнесменов — нет, живым фотографиям команды в офисе или на предприятии — да.
Мы любим графики и схемы
Данные, представленные визуально, считываются за секунды. И если на слайдах с командой или клиентами можно без труда использовать фотографии и иллюстрации, то для демонстрации финансовых показателей не обойтись без схем, графиков и диаграмм.
Человеческий мозг всегда стремится минимизировать когнитивную нагрузку — слушатель не хочет много думать над сложными вещами. Он хочет получить однозначную информацию в доступной форме. Проверьте, насколько вам важны конкретные цифры в графике: возможно, стоит показать лишь общую тенденцию к росту или падению и обойтись без нумерации? Если же без данных не обойтись, отдавайте предпочтение традиционным линейным или столбчатым графикам вместо громоздких Excel-таблиц.
Мы стремимся обобщать и разделять информацию на блоки
В кратковременной памяти человек может одновременно удерживать от пяти до девяти элементов, например кейсов, тезисов, цифр или характеристик продукта. Некоторые исследования сходятся и вовсе на трех элементах. Это количество стоит учитывать при оформлении слайдов.
Кроме этого, нам проще усваивать информацию группами, разделяя ее на смысловые блоки. Например, не стоит сравнивать на одном экране разные показатели, лучше выделить для каждого из них отдельный слайд. Информацию на слайде, в свою очередь, необходимо разделить на смысловые блоки и соблюдать правила иерархии: самое главное выносится в заголовок и выделяется крупным шрифтом, подзаголовок содержит пояснение и пишется более мелко, дополнительная информация написана мелким, не акцентным шрифтом. Один блок — это одна ключевая мысль.
Мы опираемся на стереотипы
В принятии решений и формировании выводов мы часто опираемся на свой прошлый опыт, даже если он не подкреплен реальными фактами. Стереотипы не так плохи, как о них принято думать: они помогают нам минимизировать количество усилий для принятия решений в повседневной жизни и компенсируют нехватку знаний.
Однако в деловых презентациях стоит избегать формулировок, которые могут трактоваться неподготовленной аудиторией по-своему. Например, абстрактная фраза вроде «решение маркетинговых задач» для обывателя, скорее всего, будет означать привлечение новых клиентов, хотя речь может идти о повышении лояльности постоянных покупателей.
Текст выступления должен быть максимально последовательным. Для вас вещи, которые вы рассказываете, очевидны, но для аудитории стоит разложить все по полочкам, чтобы избежать вольных трактовок.
Мы хотим быть вовлеченными в процесс
Вы наверняка не раз слышали про эффект IKEA. Популярность этой компании связана не только с доступностью ее товаров, но и с тем, что людям нравится принимать непосредственное участие в обустройстве дома.
Когда мы вовлечены в процесс (физически или эмоционально), то чувствуем большую ценность от результата. В презентациях это проявляется в активном диалоге выступающего со зрителями. Можно также включать интерактивные механики, например с помощью онлайн-сервиса для создания опросов Mentimeter.
Человеку трудно признавать, что он вложился во что-то зря, — даже если это 5-минутный онлайн-опрос или участие в Q& A-сессии. Поэтому позитивное отношение к продукту, событию или бренду напрямую коррелирует с приложенным к нему трудом.
Мы с трудом концентрируемся больше 10 минут
Хотя большинство ваших слушателей наверняка давно закончили школу и могут проводить многочасовые совещания, у нашего мозга есть определенные лимиты на фокусировку внимания. Безусловно, мы можем быть увлечены полуторачасовым фильмом или мотивирующим 20-минутным TED talk, но в большинстве случаев на рядовой презентации нам сложно концентрироваться больше 10 минут.
Этот факт не означает, что нужно завершать выступления по таймеру, но его однозначно стоит учитывать при планировании презентации. После заветной отметки времени можно сделать паузу и переключиться на интерактивную работу с аудиторией, предложить небольшой вопрос для дискуссии, включить динамичный видеоролик или добавить шутку или историю. Если позволяет формат, можно провести демонстрацию вашего продукта или услуги прямо на сцене — посмотрите, как это делают на презентациях Apple или Samsung.
Мы оставляем в памяти то, что увидели, послушали и потрогали
Теория о том, что у каждого из нас есть приоритетный канал восприятия информации (согласно ей, все люди делятся на визуалов, аудиалов, дигиталов и кинестетиков), часто подвергается критике. Тем не менее на презентации лучше всего использовать максимально разнообразное количество каналов взаимодействия: это не только позволяет переключиться и продлить концентрацию, но и влияет на запоминание информации.
Работайте с тембром речи, готовьте яркие слайды и не бойтесь демонстрировать свои продукты прямо на сцене!