Разобраться Inc.Promo

Президент ОТП Банка Илья Чижевский

«Я задам своему ребенку тот же вопрос, который мы задаем своим клиентам»

Регина Белова

автор Inc.

ОТП Банку, который входит в число 50 крупнейших банков России, а по ряду направлений — в число лидеров рынка, в этом году исполнилось 25 лет. Inc. пообщался с президентом ОТП Банка Ильей Чижевским и узнал, как банку удается добиться высоких показателей рентабельности, на каких направлениях он специализируется, а также как проводит досуг и чему учит своих детей президент одной из крупнейших кредитных организаций.


— ОТП Банку 25 лет, вашему венгерскому акционеру — 70. Назовите несколько самых важных моментов в истории банка. Что больше всего запомнилось именно вам?

— Для нас точкой отсчета новой жизни стал 2006 год, когда Группа ОТП приобрела Инвестсбербанк. Здесь я сделаю небольшой переход к истории Группы, потому что 2008 год не прошел мимо нас. Была сложная ситуация в Венгрии, связанная, в первую очередь, с валютным ипотечным кредитованием. Надо сказать, Группа очень достойно и в короткие сроки с ней справилась. Это позволило продолжить развитие бизнеса как в Венгрии, так и за ее пределами, в дочерних банках. Для нас это означало выделение инвестиций для продуктового развития и наращивание дистрибуции, которое проходило в 2012-2013 гг. Но, к сожалению, потом начался финансовый кризис. Самое тяжелое время пришлось на 2014 год и первую половину 2015 года. Как для всех банков нашей страны, это было время, когда мы принимали непростые решения. Они касались издержек, пересмотра наших бизнес-подходов, к моему сожалению, касались и персонала. Но я очень рад, что это время позади, с 2016 года очень активно развиваем наш бизнес. Приятно отметить, что за 25-летнюю историю банка в России последние 2 года были лучшими с точки зрения финансового результата.

Если говорить о Группе, то в 2018-2019 гг. она продолжила активное развитие и расширение своего присутствия в Центральной и Восточной Европе. За это время было приобретено 6 банков, и сейчас ведутся дальнейшие переговоры. На текущий момент Группа ОТП присутствует в 10 странах и является крупнейшей и одной из наиболее прибыльных финансовых групп в Центральной и Восточной Европе.

— Как банк добивается высоких показателей рентабельности?

— Прежде всего, было полностью перестроено взаимодействие между внутренними подразделениями. Если на момент моего прихода в банк в 2013 году мои коллеги в рамках правления зачастую взаимодействовали языком служебных записок, то сейчас это просто невозможно себе представить. Я считаю, что у нас выстроена образцовая коллаборация между бизнесом, финансами и рисками, где каждый отвечает за свою часть работы с одной целью — развитие и рост показателей банка. Именно эту выстроенную конструкцию и культуру я считаю ключевым фактором нашего успеха в целом. Возврат капитала российского бизнеса Группы ОТП составил 23% по итогам 2018 года — это один из лучших результатов в России.

Важно будет еще отметить, что при принятии решений мы придерживаемся двух очень важных принципов.

Первый — никогда не ставим в приоритет краткосрочную выгоду в сравнении с долгосрочными приоритетами развития организации. Мы хотим работать на рынке долго и успешно и не идем на такие компромиссы.

Второй — при принятии бизнес-решения всегда оцениваем его через призму цифр и финансового анализа. Смотрим на present value, lifetime value, которые позволяют очень четко увидеть драйверы и спрогнозировать финансовый эффект того или иного решения. Совокупность этих факторов, помимо самой бизнес-модели, позволяет нам показывать такие результаты.

Фото: Арсений Несходимов/Inc.

— Каким образом вы просчитываете эти долгосрочные шаги?

— Как я уже сказал, мы не допускаем принятия популистских решений ради какого-то места в рейтинге, в ущерб доходности. У нас много примеров на рынке, далеко ходить не надо. Когда наступают тяжелые времена, мы видим банки, которые принимали бизнес-решения, должным образом не проработанные. Для некоторых это обернулось коллапсом или направления, или всего бизнеса в целом. Для нас нет никакой сложности стать лидером в потребительском кредитовании. Это можно сделать за 3 месяца, если говорить про объем выдач, но долгосрочные финансовые последствия такого решения будут предельно болезненными для организации. Мы для себя раз и навсегда решили таким путем не идти. На краткосрочном с точки зрения экономических циклов рынке нельзя принимать решения «на авось».

— На каких сферах банк делает акцент? Или акцент на универсальность?

— Так исторически сложилось, что 77% доходов организации связаны с кредитованием. В рамках стратегии, которую мы для себя определили на следующие 3 года, мы хотим диверсифицировать нашу бизнес-модель как по источникам доходов, так и по источникам привлечения новых клиентов. Предпосылок для такого решения много, включая волатильность экономики в стране. Кредитование становится довольно чувствительным направлением, и базировать привлечение новых клиентов исключительно на нем довольно рискованно.

— Какие еще направления вы планируете развивать?

— У нас 3 млн активных клиентов. Большинству из них мы ранее не предлагали расчетные продукты, связанные с повседневными тратами собственных средств.

Другой пример — работа с высокодоходными сегментами, такими как affluent и private, которые мы ранее активно не развивали. Мы хотим внимательней изучить возможности, которые у нас есть в этих направлениях. Наш банк работает на российском рынке 25 лет и является одним из немногих западных банков, которые остаются активными на нашем рынке, рассматривают возможности расширения и развития своего бизнеса. Для многих клиентов это привлекательно.

Вступая в новые сегменты, понимаем, что процессы и продукты, которые у нас есть, требуют доработок. Если вы делаете качественный продукт, удобный для клиента, честный по отношению к нему, и выстраиваете оптимальные процессы, то нет причин, чтобы у вас это направление не развивалось. Здесь нет никакой тайны или секрета.

— Наверное, в банковском деле сложно придумать что-то новое — у всех банков приблизительно одинаковые продукты. В чем ваше преимущество перед конкурентами?

— Здесь надо понимать, о каких сегментах и о каких продуктах речь. Если говорить о наших преимуществах в потребительском кредитовании, то я, конечно, скажу о качестве принимаемых решений и экспертизе. Если говорить о корпоративном или малом бизнесе, это прежде всего надежность для наших клиентов и работа в индивидуальном формате «бутика», с живым диалогом, что очень удобно нашим клиентам.

— Мы издание про малый и средний бизнес: банк работает с МСБ? Какие услуги предлагает клиентам?

— Исторически малый и средний бизнес занимал важное место в развитии банка, другой вопрос, что в какой-то момент доходность потребительского кредитования настолько превалировала, что это направление отошло на второй план с точки зрения приоритетов развития. Но в 2014 году к этому вопросу вернулись, с 2015 года начали расширение наших активностей в МСБ, сформулировав новое предложение по РКО, дополнив его новыми сервисами, услугами, и в 2018 году запустили кредитование, чего исторически раньше не делали.

Я видел любопытную статистику с точки зрения открытия счетов юридических лиц. У нас в стране количество юридических лиц падает. При этом мне знакомы планы многих банков, которые ставят цель в течение 3-х лет если не удвоить, то существенно нарастить количество юридических лиц, которые у них обслуживаются. Здесь одно из двух. Либо юридические лица начнут больше, чем сейчас, диверсифицироваться и открывать счета во многих банках, либо многие банки обманываются в своих ожиданиях. Понимая этот тренд, ищем свою нишу и тех, кому можем быть интересны. Тех, для кого надежность западного банка, сервис, который можем предоставить, и прежде всего наша гибкость будут являться преимуществом. Именно таких клиентов и привлекаем.

Банк не идет на компромиссы, связанные с качеством привлекаемых клиентов, у нас довольно требовательный контроль. Мы несем обязательства как перед существующими клиентами банка, так и перед акционерами.

— Сколько юридических лиц обслуживает банк на сегодняшний день?

— Около 17 тыс. активных клиентов малого и среднего бизнеса. Цифра эта растет. Довольно много привлекаем клиентов ежемесячно. При этом ориентируемся на малый и средний бизнес, не на микро.

— С чем это связано?

— Во-первых, большое количество банков сфокусировались именно в микро-сегменте, там высокая конкуренция, сложно предложить что-то особенное.

Во-вторых, клиенты, которые ищут свой сервис в микро, в основном ориентированы на диджитал-решения, и есть банки, которые делают это объективно хорошо, — опять-таки, сложно конкурировать. В-третьих, там довольно низкий заработок.

— Какие преимущества вашего банка в сфере МСБ перед другими кредитными организациями?

— Они кроются в индивидуальном подходе. Например, в кредитовании мы не работаем по принципу фабрики, у нас идет живой диалог с клиентами МСБ. В большинстве случаев это помогает с точки зрения принятия решений.

Фото: Арсений Несходимов/Inc.

— Какие цели и задачи вы ставите перед собой и перед командой банка на ближайшие несколько лет?

— У нас есть понимание того, что хотим делать в течение ближайших 3-х лет, и есть 3 ключевых приоритетных направления, в рамках которых и будем развиваться.

Первое — это диверсификация. Нам интересно получать дополнительные источники дохода.

Также будем запускать новое направление или начинать абсолютно по-другому думать о тех, где сейчас уже представлены.

Никогда не ставили для себя задачи быть пионерами в области диджитализации. Для этого есть масса предпосылок, связанных, в том числе, с сегментом, в котором работаем. Но для себя очень хорошо понимаем, что диджитализация — это возможность в значительной степени оптимизировать наши внутренние процессы и сделать более удобным взаимодействие клиентов с нами. Поэтому это является нашим вторым приоритетом. До конца этого года полностью меняем нашу диджитал-платформу внутри банка, это масштабный и важный для нас проект.

И третьим, самым важным направлением мы определили улучшение клиентского опыта. За счет результатов работы в этом направлении хотим получить дополнительные преимущества и доверие со стороны наших существующих и потенциальных клиентов. Мы уже запустили программу, в рамках которой пересматриваются как процессы, так и продукты для взаимодействия с клиентами. Это становится ключевой задачей для менеджмента и всех сотрудников банка.

— Какие это процессы, продукты?

— Прежде всего те, по которым у нас есть регулярная обратная связь со стороны наших клиентов. Мы также планируем работать с фокус-группами, которые помогут получить больше информации о том, что нравится клиентам, а что требует изменений с нашей стороны. За счет этого диалога мы и будем искать баланс между удобством для клиентов и теми бизнес-задачами, которые мы ставим перед собой.

— А какую обратную связь вы получаете от клиентов сейчас?

— Если вы посмотрите на обратную связь клиентов с банками, например в интернете, то увидите очень мало положительных примеров. Это свойство человека — с большей охотой высказываться о негативе, чем о положительном опыте, потому что воспринимаем положительный опыт как норму, что естественно и справедливо.

Невозможно на протяжении всего взаимодействия сделать абсолютно счастливыми все 3 млн клиентов, поэтому, конечно, обращения есть. Мы перестроили направление по работе с обращениями клиентов 3 года назад, и сейчас приятно сказать, что 80% запросов клиентов через любой канал решаются быстрее 5 дневного срока.

— Работая в таком ритме, как вам удается оставаться в тонусе? Есть ли какие-то способы — как восстанавливаться после работы?

— Одна вещь, которую я для себя недавно открыл, и жалею, что не открыл раньше, – нужно уметь переключаться. Необходимо давать голове отдохнуть от работы. Если этого не делать, эффективность снижается. Для меня это 3 основные вещи — музыка, театр и спорт.

— Организуете ли вы какой-то досуг для сотрудников в рамках рабочего дня, чтобы у них тоже была возможность ненадолго переключиться?

— Конечно. Сейчас заканчиваем реорганизацию нашей инфраструктуры. Мы находимся в новом головном офисе, переехали в него 15 апреля. Здесь достаточное количество зон, где сотрудники могли бы отдохнуть в течение дня. Стояла задача создать такое пространство, где сотрудникам было бы комфортно, независимо от времени, когда они сюда придут. У нас есть и душевые, и парковка для велосипедов.

По соседству с нами есть еще один наш операционный офис, который мы переоборудовали для большего удобства и эффективности работы команды, построили там комфортную для работы и отдыха инфраструктуру.

Также в конце 2018 года построили операционный офис в Твери — площадью 5,5 тыс. кв. м. Это 3-этажное здание — однозначно лучший офис в Твери, в котором пространство организовано так, чтобы коллегам было удобно и комфортно проводить время на работе. До конца 2019 года там будет работать 600 сотрудников.

Все наши новые офисы оборудованы просторными кухнями-столовыми, удобными переговорными комнатами, зонами коллаборации. В центральном офисе мы установили специальные телефонные кабинки, чтобы сотрудники могли общаться по личным вопросам, не отвлекая коллег, и не испытывали дискомфорта сами.

— Вам часто в жизни приходилось делать сложный выбор?

— Приходилось, конечно. В свое время я переехал из своего родного города в Москву. Для меня это было очень сложным решением. Друзья помогли это осуществить, и благодаря им я никогда не чувствовал себя в Москве одиноко или дискомфортно.

— Часто ли вы путешествуете и какие места обычно выбираете для поездок?

Я посчитал, что у меня за последний год в паспорте больше 110 отметок о пересечении границы, путешествую я часто. 

Чтобы отдохнуть и хорошо себя чувствовать, мне нужно уехать на природу. Я не большой любитель мегаполисов. Езжу в тайгу с палаткой 3 года подряд и неделю провожу на дикой природе. Это фактически мини-экспедиции, и вот там я действительно отдыхаю.

— Тема финансовой грамотности населения не теряет актуальность. Как вы обучаете своих детей правильному отношению к деньгам?

— Конечно, финансы вызывают у детей большой интерес. Моя средняя дочка в прошлом году, ей было тогда 9 лет, попросила, чтобы я детально ей рассказал, как работает банк. Я нарисовал несколько схем, объяснил, что такое денежные потоки. Дочка эти листочки сложила и забрала с собой. Мне кажется, у нее есть какой-то план. 

Главное, что я прививаю им в отношении денег, — что деньги являются следствием труда. Это формирует правильное и ответственное отношение к деньгам. У моих детей есть свои накопления, я вижу, как они бережно к ним относятся, и у меня это вызывает уважение.

— Каково ваше отношение к кредитам, и как вы отнесетесь к тому, если кто-то из ваших детей в будущем захочет взять кредит?

— Я задам своему ребенку точно тот же вопрос, который мы задаем своим клиентам. Знают ли они, на что хотят потратить средства, понимают ли, как они будут справляться с погашением взятых на себя обязательств.

— У вас когда-нибудь был собственный бизнес? И были ли мысли открыть свой бизнес в будущем?

— Конечно, был. В 13 лет на станции метро «Московская» я очень успешно продавал мороженое во время школьных каникул. Заработал сумму, превышающую совокупный доход моих родителей.

В настоящий момент я наемный менеджер, но если бы когда-то задумался о бизнесе, это было бы связано с образованием. Воспитывая троих детей, понимаешь несовершенство и ограничения существующей сейчас системы и вместе с тем видишь возможности, которые открывают современные технологии и альтернативные подходы в образовании.