Привычки, родственники, косноязычие: что мешает удалённой работе

Привычки, родственники, косноязычие: что мешает удалённой работе
Фото: Sally Anscombe/Getty Images

К 2020 году в России каждый пятый работник станет работать удаленно, а в США уже в 2016 году почти 43% хотя бы часть своего времени работали из дома. «Удалёнка» позволяет сократить затраты на офис, нанимать лучших сотрудников и выстраивать круглосуточный режим работы, используя разницу в часовых поясах. Но не все сотрудники могут (или хотят) работать из дома, не все клиенты и партнеры доверяют компаниям без офиса и не все руководители умеют управлять на расстоянии. Автор книги «К черту офис!» Евгений Мироничев рассказывает, какие подводные камни мешают распределенным командам и как их преодолеть.


Согласно отчету Всемирной Организации Труда ООН, драйверы развития удалённой работы в разных странах различаются. В США «удаленка» продвигается в основном как бизнес-модель, позволяющая привлечь талантливых сотрудников и экономить на административных расходах. В Бразилии — как способ снизить вредное влияние транспорта на экологию. В Японии — как возможность в условиях старения населения привлечь новые трудовые ресурсы (молодых женщин с детьми). В России — как возможность преодолеть надвигающиеся последствия демографического провала 90-х и возможность сокращения издержек.

Организация работы удаленно дает компании возможность быстро масштабироваться, нанимать лучших в своем деле, где бы они ни находились, и открывает неожиданные возможности — например, использование удаленных сотрудников из разных часовых поясов позволяет организовать недорогую круглосуточную поддержку клиентов. Бизнес с распределенной командой более устойчив к различного рода экономическим потрясениям благодаря отсутствию значительных постоянных затрат: по оценкам J’son & Partners Consulting, в России каждый сотрудник, работающий не в офисе, экономит компании 170 тыс. рублей в год. Но о каких скрытых сторонах удаленной работы часто забывают?


Не каждый сотрудник сможет работать из дома


Возможно, часть ваших сотрудников не против дня два в неделю работать не в офисе, — многие крупные компании уже дают такую возможность ценным кадрам. Но если в один момент закрыть офис и всем начать работать из дома, ничем хорошим это не закончится. По моему опыту, в среднем адаптация к новому, полностью удаленному режиму работы, когда необходимо самостоятельно формировать и поддерживать рабочий режим, может занять от полугода до года. Часть сотрудников вообще никогда не сможет адаптироваться в силу ряда причин — от бытовых (как отсутствие нормального рабочего места в квартире) до психологических (при удаленной работе важной становится ориентация на достижение целей).

Многие сотрудники сталкиваются с непониманием со стороны домочадцев. Несколько раз и от наёмных сотрудников, и от владельцев бизнеса я слышал одну и ту же похожую историю: один из супругов ходит на работу в офис, а другой пытается работать удаленно из дома — и такая работа не складывается: предполагается, что тот, кто остался дома, должен заниматься еще и бытом. Но после выполнения всех домашних дел на «удалёнку» может остаться всего несколько часов, а супруг, вернувшийся вечером из офиса, будет считать, что вот он-то, в отличие от «некоторых», по-настоящему устал. Люди старшего поколения вообще часто не воспринимают «сидение» дома всерьез и постоянно предлагают задуматься о «серьёзной» работе.

Иногда сотрудники сами не готовы менять офис на работу из дома — из-за этого даже приходится расставаться с командой и набирать новую. Руководитель компании ГдеЭтотДом.ру рассказывал мне о своем опыте перехода на удаленную работу: прежние офисные сотрудники из Москвы восприняли такой переход равнодушно или даже «в штыки» — и в итоге их почти полностью заменили готовые к работе на результат «удаленщики» из регионов, в офисе остались только секретарь (второй работал удаленно) и отдел продаж, а компания по итогам того года сэкономила 28% фонда оплаты труда и стала быстрее находить новых сотрудников.

Что делать


1

Для запуска нового бизнеса в удаленном формате набирайте сотрудников из тех, кто уже имел успешный опыт «удаленки» как минимум в течении года.


2

Тем, кто только пробует работать из дома, понадобится помощь. Некоторые компании субсидируют аренду места в коворкинге или единоразово помогают оборудовать рабочее место дома. Но помощь может быть и нематериальной: в виде совета по организации и планированию, в виде психологической поддержки и короткого тренинга на тему самоорганизации.


3

Если вы намереваетесь закрыть физический офис и перевести сотрудников на удаленный режим работы, то будьте готовы к тому, что для этого, возможно, придется набрать новую команду.


Проблемы коммуникации


Руководителю для эффективной коммуникации на расстоянии необходимо освоить навыки качественной и внятной письменной речи. Если в офисе, лицом к лицу, можно быстро объяснить задачу «на пальцах» и тут же увидеть или даже почувствовать реакцию сотрудников, то через интернет все идет медленнее и сложнее. Разница часовых поясов, невозможность невербальной коммуникации, технические помехи усложняют общение.

Что делать


1

При возможности, хотя бы раз в полгода собирайте команду очно, чтобы сотрудники несколько дней отдохнули, поработали и пообщались друг с другом. Согласно исследованию, проведенному среди 1,2 млн сотрудников в 52 компаниях в США, за 6 месяцев даже в офисе мотивация сотрудников падает на 85%. Очная встреча также ускорит взаимопонимание между сотрудниками в будущем, а новичкам поможет познакомиться с коллегами и быстро «впитать» стиль и культуру работы.


2

Учитесь внятно выражать свои мысли письменно, а для передачи важной стратегической информации используйте истории и образы. Для тренировки заведите блог, попробуйте написать несколько статей, поработайте с профессиональным редактором.


3

Проводите регулярные видеозвонки с сотрудниками, обсуждая не только рабочие вопросы, но и просто общаясь. Некоторые компании даже устраивают виртуальные кофе-брейки через видеосвязь в течение рабочего дня.


Не все партнеры и клиенты готовы сотрудничать удаленно


Многим крупным клиентам важно встретиться и пообщаться лично, а также убедиться, хоть и «для галочки», что у компании есть офис. И хотя тех, кого уже не удивляет распределенная команда, становится все больше, наличие специального места, где сидят несколько сотрудников, все еще воспринимается как признак успешного бизнеса. А потенциальным партнерам для формирования доверия часто недостаточно общения по переписке или через звонки, и они не спешат делиться важной информацией.

Что делать


1

Одни компании после перехода на «удаленку» переезжают в небольшой офис и оставляют там только менеджеров по работе с клиентами и секретаря, чтобы клиентам было куда прийти.


2

Другие сразу открыто заявляют о его отсутствии — это сужает круг потенциальных клиентов и партнеров, но в то же время помогает быстрее находить их среди тех, кто сам уже использует такой подход.


Не вставая с дивана крупный бизнес не построить


Посмотрим на факты: нет ни одного случая, когда крупная компания была построена полностью на «удалёнке». Да, есть множество предпринимателей, которые развивают свой бизнес путешествуя по экзотическим странам или проживая в деревне на природе, — но обычно это микро- или малый бизнес, самозанятость. Построение многомиллиардной компании и ее стремительное развитие все еще связано с общением лицом к лицу — с клиентами, сотрудниками, партнерами, инвесторами, коллегами по рынку, что, в свою очередь, требует присутствия в офисе в мегаполисе. Мечтаете построить крупный бизнес, работая только удаленно из небольшой курортной деревушки? Забудьте об этом.

Что делать


1

Если вам как предпринимателю жить в мегаполисе не хочется совсем, возможен промежуточный вариант: составить расписание конференций, мероприятий, встреч и регулярно выезжать на них в город. Возможно, часть тех, с кем хотелось бы пообщаться, будут сами приезжать к вам, если вы поселились в приятном и хорошем месте.


2

Если вы уже руководите компанией удаленно, но проживаете в небольшом городке, попробуйте оценить совокупные затраты на регулярные поездки. По результатам анализа может оказаться, что будет выгоднее проживать в хорошем и дорогом районе мегаполиса в шаговой доступности от нужных событий и клиентов.