Разобраться • 13 апреля 2022

В лист ожидания: с какими проблемами

сталкиваются владельцы премиальных авто

В лист ожидания: с какими проблемами сталкиваются владельцы премиальных авто

Автор: Джейхун Мамедов

Фото: Getty Images


За последний месяц в России ощутимо подорожали запчасти и ремонт автомобилей. По усреднённым оценкам, цены выросли более чем на 40%, если смотреть популярные запчасти из страховой корзины, говорят в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Согласно анализу Russian Automotive Market Research, рост цен на оригинальные запчасти для иностранных автомобилей массового ценового сегмента в первые две недели марта составил 85–88%. На этом фоне также выросла стоимость обслуживания автомобилей — как утверждает журнал «Авто.ру», почти вдвое. При этом поток клиентов автоцентров заметно вырос: автовладельцы обеспокоены возможным дефицитом запчастей и ростом цен на них. Представительства автобрендов ситуацию фактически не комментируют. Inc. разобрался, какие проблемы есть в сервисных станциях премиальных автомобилей и как это может отразиться на автовладельцах.

Гарантийные обязательства на стопе

Официальные станции обслуживания «Мерседес-Бенц РУС» в Москве (на Ленинградском проспекте и в Вешках) приостановили работу. Согласно письму компании от 18 марта, гарантийные и коммерческие ремонты и техническое обслуживание автомобилей Mercedes-Benz проводятся дилерами и сервисными партнерами. «Сложные ситуации», связанные с ремонтом автомобилей, решаются индивидуально дилерами и партнерами, неоднозначно говорится в письме.

«В последних числах февраля официальные дилеры нам отказали в поставках запчастей, ссылаясь на прекращение отгрузок автосервисам с центрального склада в России и поставок из Германии. Как следствие — дефицит. Про задержки говорить не приходится, так как отсутствует возможность заказов и их исполнения», — говорит Антон Прохоренко, технический директор автосервиса «Мастер МБ», который обслуживает автомобили Mercedes-Benz.

Как утверждает Прохоренко, на фоне дефицита стоимость запасных частей выросла более чем в полтора раза. Например, оригинальное моторное масло официальный дилер готов отгружать по цене, превышающей закупку месячной давности на 125%. Параллельно с этим выросла и стоимость технического обслуживания у официальных дилеров Mercedes-Benz. Последние, за исключением компании «Авилон», на запрос Inc. не ответили.

«Некоторые позиции в дефиците (в зависимости от марки и модели), а некоторые бренды приостановили поставку запчастей в Россию, в том числе и из-за логистических трудностей», — говорит заместитель генерального директора по сервису «Авилон» Алексей Гуляев.

Автовладельцы уже сталкиваются с отказом исполнять гарантийные обязательства, заявляет Прохоренко. Дилеры объясняют это тем, что представительство АО «Мерседес-Бенц РУС» завершило деятельность в России. Основатель Mercedes-Benz Club Russia Сергей Скоробогатов говорит, что на сервисных станциях «Мерседес-Бенц РУС» клиентов бренда недобросовестно обслуживали — в частности, отказывались ставить ТО и только при обращении в представительство проставляли.

«Нужно просто подождать. Запчасти уже везут из новых каналов поставки, меняется только логистическая цепочка. Запчастей будет полно. Если ввозить будет дорого, то, возможно, откроются представительства на территории России, так как ничего сложного в производстве запчастей нет», — позитивно оценивает ситуацию Сергей Скоробогатов. По его словам, источники на рынке утверждают, что дилеры начали ввозить запчасти из Турции, чтобы продолжать обслуживать автомобили. Как они это делают с юридической точки — неизвестно.

«Если в поиске вбить какую-нибудь запчасть и прозвонить, вам, скорее всего, ответят, что она будет к определенной дате, то есть везти готовы, но все зависит от сроков поставки», — объясняет Скоробогатов. В пример он приводит оригинальные колодки на Mercedes-Benz, которые в Турции стоят $100, а в России — 75 тыс. руб. Автовладельцам выгоднее подождать, пока привезут, заплатив за доставку и наценку.

Бессервисное будущее

Заказы со склада BMW в Германии не отгружаются и не принимаются, а запасные части с центрального склада в Москве поставляются с существенными ограничениями, говорит директор по сервисному обслуживанию «ABTODOM BMW Зорге» Сергей Урлин. Лимит — 50 позиций на одного московского дилера. В основном отгружаются запчасти для проведения технического обслуживания и гарантийного ремонта.

«Складские запасы за последний месяц существенно сократились. По факту, уже сейчас у дилеров отсутствует запас высоко оборачиваемых запчастей для проведения наиболее часто встречающихся работ», — утверждает Урлин. По его словам, с 1 марта отпускная цена запасных частей BMW выросла в среднем на 35–45%.

Сотрудник отдела запчастей «BMW Авто Авангард» говорит, что на центральном складе комплектов достаточно, но отгрузки идут только под автомобили, которым нужен срочный ремонт, — склад дилера не пополняется. Лимит действительно есть: с каждым партнером он обсуждается индивидуально. Если запчасти на центральном складе нет, направляется запрос на поставку из Германии. Сейчас такие заказы в листе ожидания. Информации о том, когда будут возобновлены поставки из Европы, нет. «Если не будет никаких поставок из Германии, то можно будет закрывать дилерские центры», — поясняет сотрудник «BMW Авто Авангард». В гарантийном отделе дилера утверждают, что для проведения гарантийного ремонта никаких препятствий нет: «Последствий пока не чувствуем».

В будущем владельцы автомобилей BMW столкнутся с несколькими проблемами, говорит при этом Урлин. Дилеры не смогут выполнять гарантийные и коммерческие ремонты, так как на складе в Москве не будет нужных запчастей.

Если центральные склады перестанут пополняться, то нельзя будет полноценно выполнять даже стандартные работы (техническое обслуживание, ремонт подвески, замена элементов тормозной системы).

С большой долей вероятности не будет возможности заказать колеса в сборе, шины, пакеты оригинальных аксессуаров. Также закроются специальные маркетинговые программы для автомобилей старше пяти лет, что существенно увеличит стоимость обслуживания постгарантийных автомобилей у официальных дилеров.

Представительство BMW в России не стало комментировать Inc. ситуацию с поставками запчастей и обслуживанием автомобилей.

Улыбаемся и машем

На станцию «Ауди Центр Запад» запчасти также поставляются по запросу в центральный склад. По словам сотрудника дилерской компании, из-за большого количество запросов от разных дилеров появились лимиты на отгрузку. Основные расходные материалы для ТО (колодки, диски, масло) есть. Если требуется запчасть из Германии, то автовладельцы вынуждены ждать. Дилер создает заказ, направляет его в представительство. «Пока мы только создаем заказ. Обратной связи, когда запчасть поступит, у нас пока нет», — говорит сотрудник «Ауди Центр Запад».

В информационном центре Audi заявляют, что «Фольксваген Груп Рус» поставляет запасные части дилерам и выполняет свои сервисные и гарантийные обязательства. Из-за нарушения логистических цепочек и ограничения поставок в Россию «доступность некоторых запасных частей может быть ограничена, а время ожидания гарантийного ремонта может увеличиться». На вопрос, на какое время хватит запасов на центральном складе в России, представительство не ответило.

Несмотря на ограничения в поставках и нехватку запчастей, на которые указывают участники рынка, в официальных письмах крупные автопроизводители заявляют, что обслуживание автомобилей проходит в штатном режиме и на складах есть запасы.

Дефицит касается единичных случаев и связан с логистическими сложностями. «Наши сервисные центры продолжают работу в штатном режиме и по-прежнему оказывают клиентам полный комплекс услуг», — говорит представитель автомобильной группы «Авилон». «Рольф», другой крупный автодилер, отказался отвечать на вопросы Inc.