Разобраться • 1 ноября 2024
Большие проблемы малого бизнеса: какие задачи решают российские предприниматели
Большие проблемы малого бизнеса: какие задачи решают российские предприниматели
Текст: Дарья Малышева, продакт-менеджер по продукту InsightChat в исследовательской компании Tiburon Research
Фото: Photo by Tandem X Visuals on Unsplash
По данным внутреннего опроса Tiburon Research, 45% россиян мечтают однажды открыть свое дело. Это воспринимается как путь к свободе, самореализации и новым возможностям. Но многие не решаются, ведь управлять компанией непросто, даже если бизнес не очень крупный. Руководителям микро- и малых предприятий приходится сталкиваться с огромным количеством задач. В том, с какими трудностями чаще всего сталкиваются на своем пути российские бизнесмены, разобралась для Inc. менеджер по продукту InsightChat в исследовательской компании Tiburon Research Дарья Малышева.
Предприниматели несут ответственность за все, что происходит в их фирме — от финансов до маркетинга, и при этом должны находить время для развития своего бизнеса и собственных компетенций. Аналитики Tiburon Research поговорили на эту тему с людьми, которые уже имеют опыт развития собственного дела или участия в нем. Все они — представители российского микро- и малого бизнеса с оборотом до 100 млн в год: ИП, владельцы компаний, генеральные, коммерческие, финансовые директора, финансовые менеджеры и главные бухгалтеры.
Для интервью использовали сервис InsightChat. Общение проходило в формате личных текстовых чатов. ИИ-интервьюер Мария внимательно «выслушала» 164 представителя панели микро- и малого бизнеса Tiburon Research.
В результате получили саммари каждого интервью, ответы на ключевые вопросы исследования и анализ фактов об аудитории с оценкой их распространенности.
Мария обсуждала с людьми, принимающими ключевые решения в компаниях микро- и малого бизнеса, их работу — в какой сфере они представлены и как давно существуют на рынке. ИИ спрашивал предпринимателей о повседневных обязанностях, отвлекающих задачах и способах с ними справляться. Обсуждалось, как бы они использовали дополнительное время, если бы его было больше, с какими проблемами и трудностями они сталкиваются в работе и как их решают.
Больше половины опрошенных (56%) работают в бизнесе, который существует шесть или более лет. За это время многим пришлось пройти через сложные этапы развития и внешние проблемы. Коронавирус, кризис, санкции заставили серьезно пересмотреть подход к ведению своего дела.
Об изменениях и трудностях рассказали дистрибьюторы бытовой химии, товаров и инструментов для дома и дачи, руководители автосалонов, инженеры и др.
Павел,
генеральный директор, туризм
«Я работаю в сфере туризма, и наш бизнес существует уже 12 лет. Я являюсь генеральным директором. Ранее я достигал значительных результатов, организовывая по четыре загранпоездки в год, но это было до кризиса, который сильно повлиял на наш бизнес».
Евгений,
генеральный директор, продажи
«Меня отвлекает невозможность работать онлайн за границей из-за санкций, что мешает переводить деньги без больших потерь…»
Но желание развивать собственное дело помогает искать пути. Они готовы быстро реагировать на новые вызовы и принимать решения, которые помогут их компании выжить и развиваться.
Евгений,
генеральный директор, продажи
«…Из-за этого наш бизнес развивается только на внутреннем рынке, хотя заграничный покупатель более платежеспособный. Мы переходим на торговлю российскими товарами, но это требует значительных усилий и адаптации, так как трудно найти качественные товары в России и приходится много работать с рекламой и производителями».
Малый бизнес особенно чувствителен к любым ежедневным и внезапным изменениям — от сбоев цепочек поставок, нехватки комплектующих до экономических событий разного масштаба и изменений в правилах и законах. Но на длинных дистанциях компаниям также приходится разрабатывать план, как выдержать конкуренцию с более крупными представителями отрасли, уверенно занимающими свои позиции на рынке. Кроме того, микро- и малым предприятиям может быть сложнее привлечь инвестиции или получить доступ к кредитам, что ограничивает их возможности для роста и развития.
Марина,
генеральный директор, перевозка инертных материалов
«Основная проблема нашего бизнеса — нехватка денег. Нам постоянно нужны средства на запчасти, автоколеса и топливо. Чтобы водители не разбегались, нужен премиальный фонд за переработки. Из-за нехватки денег мы не можем своевременно оплачивать кредиты, что приводит к задержкам в оплате запчастей. Машины простаивают, водители уходят к конкурентам, и мы теряем заказы. Это замкнутый круг, который очень сложно разорвать.
Чтобы справляться с этими проблемами, мы закладываем свободное имущество, берем кредиты под машины, ищем выгодные предложения от банков и господдержки, а также занимаем деньги у знакомых. Банки предлагают низкий процент, если мы берем дополнительные услуги, но кредиты без НДС нам невыгодны».
Чтобы успешно противостоять этим трудностям, прежде всего важно построить стабильную систему, устойчивую к колебаниям и изменениям. Вместо погони за прибылью в постоянно меняющихся внешних обстоятельствах они предпочитают подходить к делу с холодной головой и выбирают размеренный рост без резких и необдуманных шагов.
Так, около 45% опрошенных не строят планов по расширению команды, делая ставку на стабильность и сохранение текущих показателей.
Алексей,
основатель и генеральный директор, ландшафтный дизайн
«В будущем возможно расширение, но на данный момент ставим на стабильность».
Выбирая стабильность, часто приходится мириться с ограниченными финансовыми, технологическими и — главное — человеческими ресурсами. Люди, с которыми пообщались эксперты Tiburon Research, не просто управляют бизнесом — они активно участвуют во всех процессах, нередко закрывая собой всю нехватку кадров.
Елена,
индивидуальный предприниматель, общественное питание
«Я занимаю должность администратора и занимаюсь сотрудниками, принимаю звонки „Яндекс.Еды“ на вывоз и работаю как кассир».
Екатерина,
директор, дополнительное профессиональное образование
«Я занимаю должность директора уже девять лет. В мои основные обязанности входит управление персоналом, ключевыми моментами бизнеса, сотрудничество с банками и ведение бухгалтерии. На этих задачах держится весь бизнес. Одним из самых значимых результатов моей работы стало то, что я научилась правильно вести бухгалтерию. Это позволило уволить дорого обходившегося компании бухгалтера и сэкономить средства».
Сергей,
генеральный директор, фитнес
«Я являюсь директором компании с самого ее основания, то есть уже 18 лет. Мои основные обязанности включают подбор кадров, администрирование, составление программ и продвижение».
Кирилл,
владелец и главный бухгалтер, оптовая и розничная торговля
«Я являюсь владельцем и главным бухгалтером компании уже шесть лет. Мои основные обязанности включают бюджетирование, подбор и адаптацию кадров, поиск поставщиков, клиентов и партнеров, аналитику и планирование».
В основном компании, которые не планируют расширяться (45%), успешно справляются с текучкой, а если случаются задержки или неудачи — стараются их исправить. Среди причин, которые могут сподвигнуть их к поиску новых сотрудников, называют выход на новые рынки или увеличение числа заказов.
Однако есть и другая точка зрения. Некоторые предприниматели уже готовы расширять команду и привлекать новых специалистов. Они видят в этом возможность освободить время для стратегического планирования и инноваций, а также улучшить качество обслуживания клиентов. Значительная часть опрошенных (21%) работают в сфере торговли: от детской одежды, косметики и парфюмерии до сантехоборудования и каменного угля. В первую очередь они ищут менеджеров по продажам, специалистов по работе с маркетплейсами и маркетологов. Без них компании не могут увеличить стоимость товаров и услуг, не растет оборот, а продукция зависает на складе.
Компаниям также не хватает бухгалтеров и юристов. Без них бизнес сталкивается с задержкой сроков проектов, штрафами, не может полноценно планировать свою работу. От кандидатов требуется знание систем налогообложения и законодательной базы, 1C.
Нашлись и уникальные отраслевые кандидаты: выяснилось, что сложно найти курьеров и автомастеров (не устраивают оплата и график), монтажников и дизайнеров (не хватает практического опыта), охранников (нет лицензии), прорабов, инженеров, художников, швей, гидрогеологов (дефицит в целом).
Ежедневно закрывая целый ряд разных задач, представители малого бизнеса предпочли бы отдохнуть и съездить в отпуск, если бы в году появились дополнительные 30 дней (такое мнение высказали 66% опрошенных). А 15% выделили бы это время и силы на дополнительное обучение.
Аутсорсинг — это передача определенных функций или задач сторонним исполнителям. Использование такого формата работы позволяет сосредоточиться на основных направлениях деятельности и не тратить ресурсы на второстепенные задачи. Однако отношение к аутсорсингу у представителей малого бизнеса разное.
Кажется, когда сотрудников мало, а задач много, использование аутсорсинговых сервисов напрашивается само собой. Однако лишь 13% имели опыт с такими сервисами: бухгалтерия, IT (в том числе решения по типу онлайн-записи), перевозки, клининг. А их впечатления остались смешанными. Часть опрошенных отмечают, что это удобно, обходится дешевле, полезно в конкретных случаях. Другие говорят, что это дорого, специалисты со стороны аутсорсинговых сервисов подолгу не отвечают, сам сервис хромает.
В целом чуть меньше трети всех респондентов знают о таких сервисах, но не пользуются. Барьеры в их случае состоят в недоверии к сторонним исполнителям. Некоторые предприниматели опасаются, что аутсорс не сможет обеспечить высокое качество работы или будет злоупотреблять доверием, и не понимают, как такие сервисы могут быть применимы в их бизнесе.
Они не готовы перепроверять работу за чужими исполнителями, а также выделять на это деньги, когда бизнесу не хватает масштабов. Единицы и вовсе ощущают опасения по поводу потери контроля над процессом, видят в аутсорсинговых сервисах конкурентов: «Зачем? Чтобы потерять свою работу? Я специалист».
Ключевым драйвером к переходу на аутсорсинговые сервисы станет расширение бизнеса (появятся средства, сократится время). Также побудить к использованию таких сервисов может необходимость в опыте и навыках, которых нет у сотрудников малого бизнеса. Но даже в этом случае опрошенные склонны отдавать и делегировать не самые ответственные задачи, максимально оставляя все в своих руках и у штатных сотрудников.
Как бы банально это ни звучало, но сохранять мотивацию и энтузиазм даже в трудные времена предпринимателям помогает любовь к своему делу. Именно она позволяет находить силы и энергию на нестандартные подходы к решению проблем. И, наконец, именно она делает их более открытыми к новым идеям и возможностям.
Предприниматели ищут пути для роста или удержания стабильности, активно участвуя во всех аспектах своего бизнеса. Именно это помогает им оставаться на плаву в сложных и меняющихся экономических условиях.
Александр,
основатель, генеральный директор, деревообработка и производство
«Если бы у меня было еще 30 дней в году, я бы просто продолжал работать. Может, слетал бы в Индию или Египет, но лишние дни мне не нужны. К бизнесу я пришел после работы за границей, когда вернулся и понял, что страны больше нет. Мое хобби — работа с деревом — стало бизнесом. С детства я любил что-то пилить и строгать. Сейчас у нас нет особых трудностей, все пройдено. В ближайшие годы хочу оставить все как есть, ведь лучшее — враг хорошего».
Бизнесмены часто перегружены второстепенными задачами, от которых избавились бы с радостью, но не имеют на это дополнительных рук. В первую очередь это связано с недоверием к наличию достаточных компетенций у сотрудников или с нехваткой бюджета на расширение. В таких ситуациях аутсорсинг — непопулярное решение у представителей микро- и малого бизнеса.
Предприниматели и руководители компаний сомневаются в высоком качестве предоставляемых услуг и не хотят выделять на это дополнительные средства. Однако в ситуации, когда нет возможности увеличить штат, руководителям стоит сосредоточиться на развитии навыков делегирования и управления, чтобы более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и постепенно подготавливать команду к будущему расширению.