Помимо ставшего настоящей бедой для бизнеса COVID-19, в мире остаются и другие заболевания, из-за которых сотрудники берут больничные. Некоторые из них вызваны не вирусами, а другими факторами, в том числе связанными с тем, как устроена жизнь в офисе и микроклимат в компании. Психосоматика подразумевает связь психики и тела, человек не может отделить одно от другого — все взаимосвязано. Если какие-то внешние факторы вызывают сильную эмоциональную реакцию, обязательно следует ответ всего тела.
Этот процесс легко проиллюстрировать примерами из дикой природы. Косуля видит льва и понимает, что он представляет угрозу. У нее тут же сокращаются мышцы, учащается сердцебиение, происходит выброс адреналина — это дает ей силы убежать от опасности и спасти свою жизнь. Но после того, как опасность миновала, организм восстанавливается и количество сил неизбежно уменьшается. То же самое происходит с человеком. Только в дикой природе опасность и угроза жизни реальная, а в социуме тело воспринимает как опасность конфликт, в ответ на который органы мобилизуются и модифицируются, чтобы запустить программу «выживания».
Если в компании постоянно болеют сотрудники, это повод проверить не только вентиляцию и соблюдение санитарных норм, но и психологический климат в коллективе. Возможно, причина частых больничных — вечные конфликты и стресс.
1. Отслеживайте уровень стресса в коллективе
В больших корпорациях такой «угрозой выживанию» нередко становится страх увольнения. Если давать сотрудникам понять, что они в любой момент могут потерять работу, результат может быть не такой, на который рассчитывает руководство. Вместо мотивированных сотрудников на работу будут приходить люди, находящиеся в постоянном стрессе, и рано или поздно у них может быть та же реакция всего тела, что у загнанной косули.
Допустим, кто-то воспринимает страх увольнения как угрозу жизни. И этот страх «смерти» запускает болезнь легких. Легкие сначала модифицируются, а потом возникает восстановительный процесс — кашель. Любая боль, покраснение, отек и температура — это стадии восстановления конфликта. Когда человек болеет, это значит, что его организм ищет пути восстановления.
2. Уделяйте внимание конфликтологии или эмоциональному интеллекту
Одной из причин психосоматических заболеваний могут быть конфликты в коллективе. Поэтому в штатах некоторых больших компаний есть специалист-конфликтолог, который следит за взаимоотношениями сотрудников и за тем, чтобы люди были эффективны и мотивированы. Он наблюдает, диагностирует, консультирует индивидуально и проводит групповые тренинги, направленные на профилактику и решение конфликтных ситуаций.
Задача конфликтолога, работающего в корпоративной среде, — нейтрализовать условия, запускающие в организме программу «выживания». Эта программа запускается при соблюдении трех условий: когда конфликт неожиданный, эмоциональный и изолированный — то есть оставляющий человека с неприятными чувствами один на один. Достаточно убрать хотя бы один фактор. Для коллективного взаимодействия важно решить вопрос с изолированностью конфликта: чтобы у сотрудников была возможность рассказать о ситуации, своих чувствах и эмоциях тому, кто их примет. Это дает ощущение безопасности и снижает уровень тревоги в любых ситуациях.
Если нет возможности или острой необходимости нанимать конфликтолога в штат, можно пригласить специалиста по эмоциональному интеллекту провести один тренинг или серию. Обычно проводят какие-то игровые сессии по взаимодействию между сотрудниками, которые хорошо помогают оценить взаимоотношения в коллективе.
3. Объясните сотрудникам, что они в безопасности
Зачастую, чтобы не дать запуститься программе выживания, нужно просто напомнить себе или другому, что ситуация безопасна, что сильной угрозы нет. Для этого достаточно сказать фразу «Это безопасно» или синонимичные. То есть нужно вербально объяснить, что ничего страшного не произошло, никаких критических последствий не будет. Это действенно и при межличностной коммуникации, и по отношению к самому себе: напоминайте себе, что вашей жизни ничего не угрожает.
При этом важно не обесценивать чувства, а принять негативную ситуацию. Если к вам приходят сотрудники, которые готовы открыться и рассказать о каком-то конфликте, не надо отмахиваться и говорить, что это ерунда. Нужно дать понять, что вы понимаете, что какая-то ситуация вызывает стресс и негатив, но по возможности сразу вернуть им ощущение безопасности.
4. Обустройте в офисе зоны для отдыха и восстановления
Если стрессовая ситуация уже произошла, важно как можно скорее дать организму энергию для дальнейшего восстановления. Желательно не откладывать этот процесс. Когда мы работаем, мы неизбежно испытываем напряжение и оказываемся в стрессовых ситуациях, даже если нет явного конфликта. Тело в этот момент находится в тонусе, ему нужно выжить, поэтому оно действует, работает. Внутреннее напряжение накапливается, но рано или поздно прорывается и уже переходит в болезнь. Поэтому, кстати, многие болеют в отпусках. Когда «опасности» уже нет, тело начинает расслабляться и восстанавливаться. Тогда чаще всего, кстати, появляется насморк.
Если регулярно выделять себе время на отдых и восстановление, организм не будет накапливать это напряжение и избавляться от него с болезнью. В офисе можно обустроить небольшие зоны тишины, где можно почитать или помедитировать, гамаки, где можно полежать и покачаться, послушать музыку. Даже небольшой перерыв в «безопасной» зоне, свободной от стресса, будет полезен.
5. Отслеживайте системные случаи
Когда речь идет о коллективном здоровье, важно отслеживать именно системные случаи. Если человек один раз в год заболел и нормально вернулся к работе, нет причин копать глубоко. А вот если больничные в отдельно взятом коллективе стали слишком частыми, возможно, причина в нездоровой обстановке на работе или дома. Значит, с каким-то затяжным конфликтом человек не может справиться и уходит в самообесценивание. Как следствие, реагирует то один орган, то другой, в зависимости от ситуации.
Если симптоматика из раза в раз одна и та же, значит, скорее всего, причиной является один и тот же конфликт. Больное горло — следствие того, что человек в этой ситуации не может найти способ выразить свою позицию или ему не дают это сделать. Или он не может справиться с ситуацией и «проглотить» ее. Например, отиты и больные уши — это может быть подсознательной попыткой «заткнуть уши», чтобы не слышать постоянные претензии начальства или жены.