Разобраться • 19 ноября 2024
Как зумеры и миллениалы находят работу мечты через TikTok
Как зумеры и миллениалы находят работу мечты через TikTok
Текст: Морган Смит
Перевод: Татьяна Казымова
Работников из поколения Z сегодня становится все больше. Этим людям сейчас до 27 лет, но работодатели все еще воспринимают их как новичков. Все, что с ними связано, — от подписей в электронных письмах до зарплатных ожиданий — изучают под микроскопом. Зумеры по-своему относятся к офисной культуре, деловому общению и многому другому. Карьеру они тоже могут строить не совсем традиционными методами. Разобрались, как молодые люди ищут вакансии, рекламируя свои навыки в социальных сетях, и почему эта стратегия работает.
Барон Люн из Торонто не ожидал, что двухминутное видео изменит траекторию его карьеры. В апреле 2023 года молодой человек выложил в TikTok шуточный ролик под названием «Почему вы должны нанять Барона». Содержание было довольно простое: Люн стоял перед презентацией PowerPoint и предлагал себя потенциальным работодателям, а на заднем плане играла музыка.
Барон представляет себя как «трудоголика» и перечисляет свои самые сильные стороны, включая креативность («Я не просто мыслю нестандартно, я возвращаюсь к задаче, чтобы убедиться, что ничего не упустил») и лидерство («В свободное время я работаю тренером по регби в средней школе. Если я могу завладеть вниманием 50 мальчиков-подростков, я могу заставить слушать любого»).
По его словам, видео было «последней попыткой» привлечь внимание hr-менеджеров после неудачного собеседования. В марте 2023 года 28-летний Люн уволился с последнего места работы в рекламном агентстве, так и не получив другого предложения, и после двух месяцев отказов и молчания со стороны рекрутеров его оптимизм угас.
«Ничего не клеилось, — пожаловался Барон. — Я понял, чтобы выделиться, мне нужно сделать что-то необычное. Мне нравится TikTok, и я подумал, что смогу показать свою индивидуальность в видеоролике лучше, чем в резюме».
Это сработало. Люн выложил видео на LinkedIn, и через несколько дней ему написала рекрутер из рекламного агентства Zenith. Как вспоминает Люн, она сказала, что видела его ролик в TikTok, и спросила, ищет ли он работу до сих пор. Через несколько недель Барону предложили стать медиапланером в офисе компании в Торонто. Когда менеджер по персоналу представляла Люна коллегам, она упомянула, что взяла его на работу благодаря видео в соцсети.
Барон только что отпраздновал свою первую годовщину работы в агентстве. «TikTok помог мне найти любимую работу, — говорит он. — Это просто невероятно!»
Для стороннего наблюдателя TikTok — это приложение, известное видеоконтентом с танцевальными номерами и комедийными сценками. Но оно также стало популярной платформой для молодых соискателей, которые ищут советы и возможности для карьерного роста.
По хештегам #jobsearch, #careertok или даже #corporatebaddies можно найти бесконечное количество советов, подсказок и размышлений о работе, от того, как «просить о повышении» до «тихого ухода» с работы, которую вы ненавидите. При этом большая часть советов адресована представителям поколения Z и молодым миллениалам, которые пытаются найти свое место на хаотичном постпандемическом рынке труда.
TikTok особенно популярен среди молодых американцев. А согласно февральскому отчету исследовательской компании Pew Research Center, этой платформой пользуются 56% взрослых жителей США в возрасте от 18 до 34 лет. 41% представителей поколения Z приняли карьерное решение, основываясь на советах TikTok, 15% — получили предложение о работе, которую нашли в приложении, и почти 80% — использовали приложение для общения, по данным недавнего опроса ResumeBuilder.com, в котором участвовала 1 тыс. представителей поколения Z.
Большая часть карьерных рекомендаций на TikTok повторяет советы, которыми делятся в подкастах, видеороликах на YouTube и материалах на LinkedIn. Но эстетика и формат отличаются. Они более привлекательны для представителей поколения Z.
Джейд Уолтерс говорит, что без TikTok ее карьера выглядела бы «совершенно иначе». 24-летняя девушка приняла участие в пилотной программе приложения TikTok Resumes в июле 2021 года, вскоре после окончания Университета Говарда. В рамках программы такие компании, как Chipotle и Target, размещали в приложении объявления о вакансиях и предлагали молодым соискателям создать видеорезюме. Пользователям с наиболее яркими роликами предлагалось пройти собеседование.
Уолтерс решила попробовать. Она уже прошла летнюю стажировку по связям с общественностью в Ulta и находилась в поиске постоянной работы. Ее минутный ролик, в котором были представлены фотографии из ее жизни в колледже и закадровый голос, рассказывающий о ее внеклассных занятиях в кампусе и прошлых стажировках, набрал более 15 тыс. просмотров за несколько недель.
Джейд удалось привлечь внимание рекрутера из TikTok и в сентябре 2021 года Уолтерс переехала в Чикаго, получив должность медиапланера. Примерно в это же время под ником @theninthsemester девушка начала публиковать на платформе видеоролики с советами по карьере, ориентированные на студентов колледжей и недавних выпускников, таких как она сама.
«TikTok стал для меня самым доступным ресурсом в плане профессиональных советов для таких людей, как я, — говорит Уолтерс, — В школах не учат, как проходить собеседования и откликаться на вакансии, поэтому я хотела создать ресурс, который бы помог бы другим молодым специалистам».
В начале 2023 года приложение помогло Джейд Уолтерс найти другую вакансию. Ее нынешний руководитель в Yello, рекрутинговой компании для молодых специалистов, увидел несколько видеороликов девушки с советами по карьере и пригласил ее выступить на конференции для сотрудников. Узнав, что Уолтерс ищет новую работу, ей предложили подать заявку на вакантную должность специалиста по брендингу работодателей в своей команде.
Грейс Данлави обращается к TikTok за советом по поводу карьеры. В 2022 году, когда девушка заканчивала Университет Сент-Луиса, она использовала приложение, чтобы сравнить различные карьерные перспективы.
Два самых популярных жанра на платформе — это видео, в которых люди рассказывают зрителям о своих повседневных и рабочих делах, объясняя при этом, чем они занимаются. Данлави говорит, что в этих категориях она ищет видеоролики людей, которые занимают интересующие ее должности, например специалистов по коммуникациям.
«Мне было интересно, как выглядела бы моя жизнь, если бы я решила пойти по определенному пути, — говорит Данлави, которая сейчас работает менеджером по работе с клиентами в нью-йоркском агентстве коммуникационного дизайна Codeword. — Хотя порой кажется, что в TikTok все лишь пытаются создать красивую картинку, там есть авторы, которые честно показывают, какие задачи они решают в течение дня, не упуская и неприятные моменты».
24-летняя девушка утверждает, что просмотр видеороликов недавних выпускников, работающих в сфере связей с общественностью — отрасли, которая была ей интересна, но в которой у нее не было большого опыта, — придал ей достаточно уверенности, чтобы подать заявку на работу в сфере PR в Нью-Йорке, и вдохновил на поиск агентств, в которые можно обратиться.
Каким бы полезным ни был TikTok для специалистов поколения Z и миллениалов, использование приложения в карьерных целях не лишено подводных камней. «Можно отмечать улучшения или проблемы на рабочем месте, но если вы будете выплескивать их во всех своих видео, компания может не захотеть с вами работать», — предупреждает Бонни Дилбер, руководитель отдела подбора персонала в компании Zapier, занимающейся разработкой программного обеспечения.
У 41-летней Дилбер почти 70 тыс. подписчиков в TikTok. Она начала публиковать на этой платформе советы по составлению резюме и прохождению собеседований в 2022 году и быстро привлекла к себе внимание молодых специалистов. Дилбер советует им брать пример с сотрудников интересующих их отраслей, чтобы понять, что не стоит публиковать на платформе.
«На каждую компанию, которая видит в этом плюс, найдется другая, которая может увидеть в этом минус», — добавляет она. По словам Дилбер, TikTok популярен в творческих областях, таких как маркетинг, связи с общественностью, коммуникации и графический дизайн, но менее распространен в более закрытых сферах, таких как финансы и юриспруденция.
Шошанна Дэвис, основательница консалтинговой фирмы Fairy Job Mother, работает с компаниями, которые нанимают представителей поколения Z. «В видеороликах в TikTok любой может дать совет по карьере или заявить, что он эксперт, не имея на то никаких оснований, что вызывает беспокойство у некоторых работодателей», — говорит 28-летняя Дэвис.
По ее словам, руководители не хотят, чтобы люди делали поспешные выводы на основании публикаций в соцсети. Если видео набрало много просмотров, это не значит, что оно обязательно правдиво или в нем даются отличные советы. Дэвис добавляет, что очень важно проверять все рекомендации, которые вы находите в социальных сетях. Она советует изучить профиль пользователя в LinkedIn, чтобы узнать о его опыте работы. Можно также сверить утверждения «эксперта» с блогами бизнес-школ, профессиональных организаций.
«TikTok поможет наладить контакты с работодателями или улучшить навыки прохождения собеседований, — говорит Дэвис. — Однако это не отменяет необходимости доказывать рекрутерам, что у вас есть навыки и опыт, необходимые успешному кандидату».