Может ли малый бизнес на равных соперничать с крупными компаниями? Если честно, в большинстве случаев — нет. Но при должной креативности, проворности и настойчивости можно сделать скромные масштабы компании ее конкурентным преимуществом. Вот что для этого нужно.
«Вырубите» собственную нишу
Ни одна компания (а тем более — маленькая) не может «объять необъятное» и удовлетворить запросы всех потребителей. Вот почему так важно выбрать собственную нишу. Для этого изучите рынок, определите круг потенциальных клиентов и придумайте, чем ваш бизнес будут отличаться от других.
Вот вам пример. Рядом с офисом моей компании работают пять кофеен: Starbucks, Peetʼs, пара изысканных дорогих кафе, а также Boston Brewin». Мои сотрудники каждое утро заходят в Boston Brewin».
Что делает эту кофейню особенной? Ее владелец Том использует только органические кофейные зерна (от поставщиков, соблюдающих принципы справедливой торговли) и сотрудничает с местными благотворительными организациями. Ео бизнес-модель построена на принципе «работы на благо окружающих». Выбирая Boston Brewin», я чувствую, что таким образом делаю в этом мире что-то хорошее. И в этом как раз ключевое отличие кофейни Тома от остальных.
«Познайте» своих клиентов
Когда у вас небольшой круг клиентов, можно установить с каждым из них эмоциональную связь. Если вы владеете небольшим магазином, узнайте имена всех постоянных клиентов. Разговаривайте со своими покупателями. Спрашивайте у них, что еще вы можете им предложить. Если у вас нет возможности разговаривать с людьми тет-а-тет, попросите их заполнить анкету.
Такая, почти семейная, близость к клиентам — одно из преимуществ малого бизнеса. В крупных компаниях сотрудники, непосредственно взаимодействующие с потребителями, часто не имеют доступа к тем, кто принимает стратегические решения. Информация о том, чего клиенты реально хотят, рискует затеряться по пути «наверх».
Меняйтесь быстро
Крупные компании, как правило, неповоротливы. Малый бизнес, напротив, имеет большую свободу для маневра. Вам не нужно получать множество согласований от руководства, а значит, можно быстро реагировать и на успехи, и на неудачи.
Вот наглядный пример. Изначально наша компания занималась созданием логотипов онлайн, но затем решила освоить и изготовление визиток. Когда мы стали продвигать новую услугу, то быстро поняли, что обогнать крупного конкурента с печатными мощностями и миллиардными оборотами нам не по зубам.
Тогда мы изменили стратегию. Вместо того, чтобы привлекать заказчиков визиток напрямую, мы объединили эту услугу с разработкой логотипов в одно пакетное предложение по созданию бренда. И такой подход оказался успешным.
Инновации — наше всё
Не прекращайте экспериментировать во всем: от создания продуктовой линейки до способов доставки товара. В отличие от крупных компаний, малый бизнес обладает гибкостью и может легко и быстро применять новые идеи на практике.
Мою команду я всегда мотивирую пробовать новое. Каждую пятницу у нас проходят «экспериментальные» совещания, на которых мы обсуждаем результаты и делимся идеями. Забавы ради мы даже приходим на эти встречи в лабораторных халатах. Потому что в стартапе все мы — немного «сумасшедшие ученые».
Верьте в себя
Помните: ваш небольшой размер — это огромное преимущество. Пользуйтесь им, чтобы делать то, на что не способны крупные компании. Создав незабываемый индивидуальный сервис для своих клиентов, вы завоюете их лояльность и доверие. А это — прямой путь к успеху.
Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.