Если вы сейчас в прекрасных отношениях с партнером по бизнесу, то самое время подумать о вашем возможном расставании. Эксперт по построению бизнес-партнерств Дмитрий Гриц рассказывает, как сделать этот процесс безболезненным и даже выйти из него в плюсе.
В большинстве случаев партнеры расходятся из-за незаинтересованности одной из сторон. Это может выражаться, например, в нежелании идти на работу из-за потери интереса к бизнесу. Второй сценарий — нежелание работать с конкретным человеком: вы меньше советуетесь с ним при решении вопросов, раздражаетесь, если с вами их не обсуждают, коммуницируете через топ-менеджмент и третьих лиц.
Нет ни одной внешней причины, чтобы партнерство распалось. Это всегда решение одного из совладельцев.
В моей практике были случаи, когда партнеры предавали друг друга, но потом продолжали успешно работать вместе. Так, один предприниматель украл деньги у другого, при этом им удалось сохранить партнерство: они выявили причину кражи, проработали недосказанности, закрепили новые договоренности в соглашении. Так после выхода из кризисной ситуации отношения стали только крепче.
Продумать план действий на случай прекращения сотрудничества необходимо еще в начале работы. Партнерства не вечны. Из бизнеса может уйти один совладелец, к нему на смену придет другой, и это партнерство будет отличаться от предыдущего: разные люди — разные отношения.
Когда партнерство на грани распада, сохранить отношения трудно: стороны в этом мало заинтересованы.
Единственная возможность поговорить о «разводе» — момент, когда у вас все хорошо и вы в отличных отношениях.
Тогда у вас больше желания понять точку зрения партнера, вы более гибкие в формулировании договоренностей.
В первую очередь важно прояснить два момента: есть ли желание сохранить стабильную ситуацию в компании при распаде партнерства и хотите ли вы сохранить отношения с вашим бизнес-партнером. Если ответ утвердительный, можно переходить на следующую стадию. Если нет, то стоит выяснить причины такого ответа.
Дальше нужно определить ценности, которые создаются в бизнесе. Можно выделить пять групп.
По каждой из этих ценностей определяют ход действия в момент расхождения.
Договориться можно по такому принципу: один партнер делит «пирог», а другой определяет, кому какой кусок достанется. Например, одному — товарный знак, компьютерный код и помещение, а другому — крупный контракт с заказчиком и 10 млн руб.
Ценности можно разделить на подвластные партнерам и неподвластные. Ко вторым относятся, например, социальные связи (сотрудники и клиенты). Партнер не может повлиять на то, что при распаде часть подчиненных захочет перейти к тому, кто вышел из бизнеса.
Распределить неподвластные ценности гораздо труднее. Как минимум стоит составить письмо о прекращении сотрудничества для тех, кто задействован в вашем бизнесе. В письме можно прописать, что вы остаетесь в хороших отношениях, но больше не работаете вместе. Укажите также контакты партнеров, чтобы коллеги могли обратиться к ним при надобности. Вдобавок можно договориться, что партнеры не назначают личных встреч с сотрудниками, и предупредить их об этом.
На первый взгляд бренд тоже кажется неотделимой ценностью. Но есть исключения, например «Чайхона №1». Бренд создали три партнера — Тимур Ланский и братья Алексей и Дмитрий Васильчуки. Девять лет спустя они разделили бизнес так, что появились «Чайхона №1» Ланского и «Чайхона №1» Васильчуков, уже с разными логотипами и дизайном.
После того как вы обсудили ключевые вопросы, закрепите обязательства партнерским соглашением — с подробно прописанным планом действий при распаде. Договоренности можно обновить в любой момент.
Часто партнеры в самом начале оговаривают условия расставания, но делают это невдумчиво и только потом понимают, что какую-то договоренность нельзя реализовать. Например, собственники бизнеса обсуждают, что будет, если один из них умрет. Решают, что наследники смогут получать дивиденды, но не будут принимать участие в работе компании. В 99% случаев это невыполнимая договоренность, потому что наследовать можно все полномочия умершего. Чтобы преемники не смогли участвовать в работе предприятия, они должны подписать множество документов еще при жизни совладельца, включая корпоративный договор.
Стоимость компании возможно определить только в нейтральный момент. Если один партнер уже продает свою долю, а другой хочет ее купить, то первый будет делать все, чтобы повысить цену, а второй — чтобы понизить. В такой ситуации договориться почти невозможно. Даже если подключить третью сторону, партнеры все равно останутся неудовлетворенными: первому будет казаться, что он продешевил, а второму — что переплатил.
Неспособность договориться о стоимости компании приводит к финансовым потерям. С этим могут столкнуться даже дружелюбные предприниматели.
Чтобы найти золотую середину, нужно «примерить» условия сделки на себя. Оценить стоимость компании поможет вопрос: «Мог бы я купить и продать долю по этой определенной стоимости?» Если ответ: «Мог бы продать, но не купить», — то цена завышенная.
Предположим, вы никогда не думали о расторжении партнерства, но конфликт уже назрел и вы приняли решение прекратить сотрудничество с бизнес-партнером. Чтобы не довести ситуацию до скандала и финансового краха компании, придерживайтесь пяти условий.
Продолжайте диалог с партнером. Молчать и копить в себе негатив — не лучший вариант, тем более в бизнесе. Успокойтесь наедине с собой и приступайте к объективной оценке ситуации. Чем больше вы разговариваете, тем яснее становится точка зрения другого партнера и тем быстрее вы сможете разрешить конфликт.
Постарайтесь не делать выводы на эмоциях. Это может закончиться тем, что оба партнера останутся у разбитого корыта. Какой бы ни была причина распада, попробуйте разговаривать безэмоционально.
Привлеките посредника (третью сторону) в переговоры. Его роль — задать партнерам неудобные вопросы, которых они сами боятся. К тому же в напряженной, конфликтной ситуации люди смешивают факты, интерпретации и эмоции. Посредник помогает распутать этот коммуникационный узел. Он показывает партнерам, что их представление о ситуации — не единственное возможное.
Обговорите, кому перейдут полномочия. Прекращение сотрудничества требует немалых ресурсов. Работа с документами потребует привлечения юриста, а специалист по финансам поможет разделить доли.
Договоритесь о дате распада. Здесь важно не ставить условие, которое от вас не зависит. Например, вариант «мы расстанемся, когда продадим компанию», не подойдет, так как, возможно, ее никто не купит и тогда партнер, который не хочет распада, будет затягивать этот процесс.
✔️ Обговорите план распада заранее.
✔️ Определите активы бизнеса и варианты их разделения.
✔️ Закрепите всё в партнерском соглашении.
✔️ Говорите с партнером, когда замечаете его незаинтересованность.
✔️ Привлеките посредника, чтобы внести ясность в отношения.
✔️ Утвердите дату распада.